№ 2а-1127/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 г. г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.Г.,
при секретаре Петиковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о признании незаконным требования об уплате недоимки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о признании незаконным требования об уплате недоимки.
В обоснование своих требований указал, что ... начальником УПФР в ... вынесено требование в отношении него об уплате недоимки по страховым взносам в размере 83 175,93руб., пени в размере 1347,51 рублей и штрафов. Основанием взимания страховых взносов является справка № от ....
Ссылаясь на то, что выставление требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... и исчисление страховых взносов с размера полученного дохода предпринимателя за 2014 год без учета произведенных расходов, является неправомерным и противоречит действующему законодательству, административный истец просил признать требование УПФР в ... РО об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ...№ незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец, в судебное заседание не явился, о слушании дела должным образом извещен. Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в порядке ч.2 ст.289 КАС РФ
Административный ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... в судебное заседание не явилось, о слушании дела должным образом извещен. Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в порядке ч.2 ст.289 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы административного искового заявления, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно ст. 346.14. НК РФ и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
По правилам ч. 1 статья 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
В статье 346.16 НК РФ указан перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Учитывая изложенное, суд полагает, что правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ... N 27-П подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от ... N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" любые решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу правоприменитель придал не соответствующее Конституции Российской Федерации истолкование, то есть расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, впоследствии выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в установленном законом порядке. Отказывая в таком пересмотре, правоприменители фактически настаивали бы на истолковании акта, придающем ему другой смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, то есть не соответствующий Конституции Российской Федерации, и тем самым преодолевали бы решения Конституционного Суда Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 1-П и от ... Ка 30-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 34-0, от ... N 135-0 ш др.).
По вопросу об общеобязательности и юридической силе решений, принимаемых в порядке конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08,11.2012 N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.
В связи с этим после ... письмом ПФР от ... N НП№ в ФНС России направлена информация о том, что сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, представляемые налоговыми органами в органы ПФР, следует формировать с учетом положений Постановления N 27-П.
Исходя из вышеизложенного ПФР ... направил указания Отделением ПФР РФ N НП-№ о применении положений указанного постановления Конституционного Суда РФ, с которых указал, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до ... (требования, по которым были направлены территориальным органом ПФР до ...) следует производить в отношении индивидуальных предпринимателей, не исполнивших (частично исполнивших) указанные требования по состоянию на ... в случаях обращений индивидуальных предпринимателей в территориальный орган ПФР по данному вопросу.
В случае, если указанные требования по состоянию на ... исполнены индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до ..., следует производить на основании судебного решения.
Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по .......
... был исключен из государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с принятием решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе (л.д.23).
... начальником УПФР в ... предпринимателю выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №... год на сумму 84 523,44руб., из которых: 83175,93руб. – недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 1347,51руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии.
При этом исчисление страховых взносов было произведено исходя из суммы дохода ФИО1 за 2014 года в размере 9099128,15руб., представленной налоговым органом (л.д.31).
Исковые требования ФИО1 основаны на том, что при исчислении недоимки административным органом неправомерно взята общая сумма его дохода, без учета произведенных расходов.
Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (п. 2 п. 1 ст. 6, абз. третий п. 1 ст. 7, ст. 28 Федерального закона от ... N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 5, ст. 14, ч. 1 ст. 18 и п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ... N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
ФИО1 в период с ... по ... был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность без образования юридического лица, не производившего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
... УПФР в ... выставило ФИО1 требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год на сумму 84 523,44 рублей, из которых 83 175,93 рублей - недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и 1 347,51 рублей - пени на страховую часть трудовой пенсии, рассчитанные исходя из суммы его дохода за 2014 год в размере 9 099 128,15 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 212, в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, индивидуальный предприниматель ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно ст. 14 ФЗ N 212 плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 14 ФЗ N 212, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14 ФЗ N 212).
В 2014 году тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента, в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ N 212.
Исходя из значения МРОТ в сумме 5 554 рублей применяемого с ... (в редакции Федерального закона от ... N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"), УПФР в ... рассчитан фиксированный размер страховых взносов подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем в 2014 году в следующих размерах: - 17 328,48 рублей (5 554 руб. x 12 мес. x 26%) - на страховую часть пенсии, - 3 390,05 рублей (5 554 руб. x 12 мес. x 5,1%) - в бюджет фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствие с ч. 3 ст. 210 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В п. 1 ст. 227 НК РФ, содержится указание на исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, а в п. 1 ст. 221 НК РФ о праве на профессиональный налоговый вычет.
Применяя в системной связи ч. 3 ст. 210, п. 1 ст. 221, ст. 227 НК РФ, п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период законодателем предусматривалось право индивидуальных предпринимателей на исчисление страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в 2014 году не из всей величины полученного дохода, а из суммы налоговой базы для исчисления НДФЛ.
Из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) усматривается, что в 2014 году общая сумма дохода ИП ФИО1 составила 9099128,15 рублей, сумма налоговых вычетов - 8695001,93 рублей, налоговая база для исчисления налога - 404126,22 рублей.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как указано в п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ, п. 1 п. 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке, и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет), при этом состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному п. 1 ст. 221 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Следовательно, применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений ст. 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от ... N 27-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от ... N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и ст. 227 НК РФ в связи с запросом Кировского областного суда".
Таким образом, поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от ... применимы к спорным правоотношениям, ФИО1, обратившись с настоящим иском, имеет право на получение излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 2014 по 2016 годы, если такие имели место.
Судом установлено, что ФИО1 в соответствии с указанными нормами производилась уплата страховых взносов, а именно 9 099 128,15-8 695 001,93 = 404 126,22 (налогооблагаемая база). 404 126,22 – 300 000 = 104 126,22 (сумма превышения дохода сверхпредельной величины – база для начисления страховых взносов в виде 1%). 104 126,22 х 1 % = 1 041,26 (сумма начисленных страховых взносов в виде 1 %).
... сумма страховых взносов в размере 1 041,26 руб. была оплачена ИП ФИО1, согласно реестру платежей.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что выставленное ... начальником УПФР в ... требование предпринимателю об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №... год на сумму 84 523,44руб., из которых: 83175,93руб. – недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 1347,51руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии, является незаконным.
На основании изложенного, требования административного истца о признании требование УПФР в ... РО об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ...№ незаконными, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о признании незаконным требования об уплате недоимки удовлетворить.
Признать незаконным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ...№.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст составлен 28.02.2018 г.
Судья