ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1127/2022 от 06.06.2022 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июня 2022 года г. Чита

Судья Ингодинского районного суда г. Читы Рахимова Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Ингодинского района г. Читы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной,

установил:

Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что в ходе мониторинга исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены интернет-ресурсы (сайты, интернет-страницы, страницы): <данные изъяты> содержащие противоправную и запрещенную к распространению на территории Российской Федерации информации. Вход на сайты свободный, ознакомиться с информацией сайтов может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На момент проверки указатели названных сайтов в этом реестре отсутствует. Прокурор просит суд признать информацию, размещенную на сайтах с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Определением от 06.06.2022 производство в отношении сайтов: <данные изъяты>, прекращено в связи с отказом от иска.

Протокольным определением от 06.06.2022 осуществлен переход в рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон).

Статьей 10 Закона предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4). При этом статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающая органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, не определяет порядок и условия реализации гарантируемого ею права, - это компетенция федерального законодателя, который, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов, вправе установить разные уровни гарантий и степень возможных ограничений права на получение информации при условии соразмерности таких ограничений конституционно признаваемым целям их введения (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, сведений о частной жизни, конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью (Постановление от 18 февраля 2000 года № 3-П).

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации. Данный законодательный акт подразделяет информацию в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную информацию, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, и информацию ограниченного доступа, т.е. информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 1 и 5 - 10).

Такое правовое регулирование конкретизирует конституционные положения и направлено на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей: доступа граждан к информации, с одной стороны, и защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, - с другой (определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 № 738-О).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1 Закона).

В указанный реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона).

Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона).

Прокурором в ходе мониторинга исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в сети «Интернет» выявлены сайты <данные изъяты> содержащие информацию о способах (методах) сокрытия номеров (государственных регистрационных знаков транспортных средств) от автоматических камер фиксации нарушений правил дорожного движения, а также предложения о приобретении устройств для сокрытия государственных регистрационных знаков транспортных средств. Вход на сайты свободные, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь.

Действующим законодательством установлена административная ответственность за нарушение требований к государственным регистрационным знакам транспортных средств, их установке и эксплуатации (статья 12.2 КоАП РФ).

Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, размещенная на указанных страницах информация, противоречит основам конституционного устройства, направлена на противоправные цели и должна быть запрещена к распространению.

В силу частей 3,4 статьи 265.5 КАС РФ копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах с доменным именем: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю для включения доменного имени сайтов с URL – адресом: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г.Читы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.В. Рахимова

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022.