Дело № 2а-1128/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 28 марта 2019 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе
председательствующего судьи Калинина А.В.,
при секретаре Скворцовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, указав в обоснование требований, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 21.03.2015 было принято решение о формировании земельного участка <адрес> с целью его частичного ограждения, а также решение о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, входящий в состав общего имущества дома <адрес>. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ФИО3 (Председатель Совета дома) был избран уполномоченным лицом для формирования земельного участка, с наделением правом обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления с соответствующими заявлениями. При обращении к кадастровой карте города Смоленска нам стало известно о том, что земельный участок под многоквартирным домом не сформирован. В этом случае, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а формирование такого земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. В феврале 2016 года ФИО3, как уполномоченное жильцами дома лицо, обратился к Заместителю главы города Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству с заявлением об уточнении сроков разработки проекта планировки территорий и межевания квартала, ограниченного <адрес>. Согласно ответу Заместителя главы города Смоленска по архитектуре, строительств и землеустройству № 23/1026-исх от 16.03.2016, Постановлением Администрации города Смоленска от 26.10.2015 № 2416-адм утверждена ведомственная целевая программа «Разработка документации по планировке и межеванию застроенных подлежащих застройке территорий в городе Смоленске на 2016-2018 годы». Территории, по которым предусматривается разработка документации, уже распределены. При формировании программы на последующие годы, территория на которой расположен земельный участок жилого <адрес> будет включена в перечень программных мероприятий». 24.01.2018 ФИО3 повторно обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче жильцам <адрес> проекта планировки территорий дома для оформления в собственность придомовой территории целью дальнейшего благоустройства. Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска № 23/0426исх от 30.01.2018, на территорию земельного участка под многоквартирным домом <адрес> проект планировки и межевания отсутствует. Разработка и финансирование разработки документации по планировке межеванию территорий города осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», при этом в данную программу на 2018-2020 г.г. испрашиваемый земельный участок не вошел. При формировании программы на 2019-2021 г.г.. данная территория будет включена программные мероприятия. 20.11.2018 ФИО3 в очередной раз обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением, в котором просил сообщить сроки разработки проекта планировки и межевания территории в районе <адрес>. Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства от 20.12.2018 № 23/7352исх, ввиду дефицита бюджета города разработка проекта планировки межевания территории в границах вышеуказанной территории в ближайшее время (2019 год) не планируется. Полагает, что Администрация города Смоленска нарушила права заявителей, пообещав включить территории <адрес> в программу по разработке документации по планировке и межеванию застроенных и подлежащих застройке территорий на 2018-2020 г.г., но этого не сделала. В настоящее время сроки подготовки такой документации не определены, но однозначно отнесены на срок после 2020 года, что нарушает право жильцов и истца на оформление в общую долевую собственное земельного участка под многоэтажным домом, делает невозможным такое оформление разумные сроки. Ссылаясь на положения законодательства указывает, что установление границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется посредством подготовки проекта межевания территории и проекта планировки территории с соблюдением процедуры публичных слушаний, а административный ответчик должен был организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением её на утверждение как по собственной инициативе так и по заявлению административного истца. Бездействием административного ответчика нарушаются законные права административного истца по формированию и дальнейшему использованию земельного участка) под многоквартирным домом. Отсутствие финансирования не является предусмотренным законом основанием для отказа органом местного самоуправления от выполнения обязанности, возложенной на него законом. Полагает, что устранить допущенные нарушения прав заявителей иным способом, кроме обращения в суд не представляется возможным.
Просит суд: признать незаконным бездействие Управления архитектуры и градостроительств Администрации г. Смоленска, выразившееся в не организации разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории под многоквартирным домом <адрес>; обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу организовать подготовку утверждение проекта планировки и проекта межевания территории под многоквартирным домом <адрес>
Определением суда от 11.03.2018 в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация г. Смоленска.
Уточнив требования, истец ссылался, что в соответствии с Положением «Об органе администрации города Смоленска в сфере архитектуры и градостроительства - Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города», утв. Решением 11-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 27.05.2016г. № 177), соответствующие функции по подготовке документов территориального планирования возложены на Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, которое, в соответствии с Паспортом муниципальной программы «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска» сроком реализации 2018-2020 г.г. является ее администратором. В свою очередь Администрация города Смоленска утверждает документацию по планировке территории в г. Смоленске с учетом результатов публичных слушаний и принимает решение о подготовке документации по планировке территории.
Просит суд признать незаконным бездействие Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, выразившееся в не организации разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории под многоквартирным домом <адрес>; обязать Администрацию города Смоленска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории под многоквартирным домом <адрес>.
Административный истец ФИО1 извещенный своевременно, надлежаще, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, обеспечив явку своего представителя ФИО2, которая требования поддержал по изложенным в административном иске и дополнениях к нему основаниям.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Смоленска и Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска – ФИО4, действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала. Не оспаривая установленной законом обязанности органа местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования в том числе в месте нахождения дома истца, указала, полагала, что компетенция очередности их разработки принадлежит административному ответчику. При этом, действительно предполагалось включить в работу соответствующую территорию, где расположен дом, истца, однако не произошло в связи с недостаточностью заложенных в бюджете средств, при том, что выделенные на эти цели денежные средства, с учетом изменений внесенных и предполагаемых к внесению в паспорт муниципальной программы Градостроительная деятельность на территории г. Смоленска на 2019 год подлежат направлению на иные территории, в которые дом истца не входит. Полагала, что Управление Архитектуры и градостроительства не является надлежащим ответчиком, поскольку принятие необходимого истцу решения находится в компетенции органа местного самоуправления – Администрации г. Смоленска. В случае удовлетворения требований, указала, что срок в 1 месяц не может быть признан разумным, поскольку процедура подготовки документации регламентирована Градостроительным кодексом, включает в себя подготовку, согласование, проведение публичных слушаний по установленной процедуре с учетом неопределенности их результатов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 24.12.2004 года в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в ред. до 03.07.2018).
В действующей редакции закона такое обращение вправе сделать любой собственник помещения в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч. 6 ст.41 ГрК РФ).
Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что истец ФИО1 зарегистрирован, проживает и является собственником помещения в <адрес> (л.д. 6-7, 19-23).
Также в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 20.09.2015 ФИО1 наделен полномочиями представлять интересы собственников помещений многоквартирного в федеральных судах общей юрисдикции, с правом подписания административного искового заявления.
Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> не сформирован, на кадастровом учете не состоит, данные сведения общедоступны и никем не оспариваются.
Ранее протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 21.03.2015 было принято решение о формировании земельного участка <адрес> с целью его частичного ограждения, а также решение о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, входящий в состав общего имущества <адрес> соответствующие полномочия возложены на Совет дома и его председателя ФИО3 (л.д. 9-12).
20.02.2016 года ФИО3 обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением об уточнении сроков разработки проекта планировки территорий и межевания квартала, ограниченного <адрес> (л.д. 13).
На данное обращение получен ответ № 23/1026-исх от 16.03.2016, согласно которому Постановлением Администрации города Смоленска от 26.10.2015 № 2416-адм утверждена ведомственная целевая программа «Разработка документации по планировке и межеванию застроенных подлежащих застройке территорий в городе Смоленске на 2016-2018 годы». Территории, по которым предусматривается разработка документации, уже распределены. При формировании программы на последующие годы, территория на которой расположен земельный участок жилого <адрес> будет включена в перечень программных мероприятий» (л.д. 14).
24.01.2018 ФИО3 повторно обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче жильцам <адрес> проекта планировки территори дома для оформления в собственность придомовой территории целью дальнейшего благоустройства (л.д. 15).
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска № 23/0426исх от 30.01.2018, на территорию земельного участка под многоквартирным домом <адрес> проект планировки и межевания отсутствует. Разработка и финансирование разработки документации по планировке межеванию территорий города осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», при этом в данную программу на 2018-2020 г.г. испрашиваемый земельный участок не вошел. При формировании программы на 2019-2021 г.г. данная территория будет включена программные мероприятия (л.д. 16).
20.11.2018 ФИО3 вновь обратился в Администрацию г. Смоленска с заявлением в котором просил сообщить сроки разработки проекта планировки и межевания территории в районе <адрес> (л.д. 17).
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства от 20.12.2018 № 23/7352исх, ввиду дефицита бюджета города разработка проекта планировки и межевания территории в границах вышеуказанной территории в ближайшее время (2019 год) не планируется.
Муниципальная программа «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 16.10.2017 N 2840-адм (ред. от 29.12.2018) в действующей редакции сведений о разработке проекта планировки межевания территории в районе нахождения дома истца также не содержит, как следует из пояснений представителя ответчиков, внесение соответствующих изменений в нее не планируется.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконными, если признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Как указано выше не совершение требуемых действий затрагивает установленные жилищным законодательством права административного истца, срок обращения в суд не нарушен.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В силу ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке названной документации может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. В свою очередь, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. ч. 1, 2 ст. 42, ч. 1 ст. 43 ГрК РФ).
Частью 1 ст. 45 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом местного самоуправления. Согласно ч. 13 ст. 45 ГрК РФ, особенности подготовки названной документации в данном случае устанавливаются ст. 46 ГрК РФ, которая устанавливает обязательное принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории и рассмотрение проектов планировки территории и проектов межевания территории на публичных слушаниях.
Из вышеприведенных материалов и пояснений представителя ответчиков в судебном заседании усматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом истца, не вошел в перечень территорий, предусмотренных для разработки проектов планировки и межевания территорий.
Вместе с тем, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П (пункты 4.2, 4.3) указал, что обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция
Отсутствие соответствующей документации нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует ч. ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Вводного закона.
При этом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, определяющих стороной рассматриваемого правоотношения орган местного самоуправления и положений ч. 2 ст. 23 и п. 13 ч. 1 ст. 41 Устава города Смоленска, соответствующими полномочиями, как орган местного самоуправления наделена Администрация г. Смоленска, которую суд и признает надлежащим ответчиком по делу.
Управление архитектуры и градостроительства г. Смоленска, как отраслевой функциональный орган Администрации, ее структурное подразделение в рамках настоящего дела не признается таковым, как не обладающий самостоятельным статусом органа местного самоуправления с полным объемом соответствующим таковому обязанностей и полномочий.
Действительно подготовка документации по планировке территории находится в компетенции и зависит от воли публичного органа, однако истец и другие собственники помещений, волеизъявление которых делегировано истцу упомянутым протоколом общего собрания, не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием включения их дома в перечень территорий, предусмотренных для разработки проектов планировки и межеваний территорий на соответствующие годы.
Более того, учитывая, что обращение по существу рассматривалось с 20.02.2016 при этом в приведенном ответе Управления от 30.01.2018 орган местного самоуправления фактически и юридически признал наличие вышеуказанной обязанности, возложив на себя таковые применительно к формированию Программы градостроительной деятельности на 2019-2021 г.г., но вопреки этому, включил в нее иные объекты и в дальнейшем не планирует включить в нее дом истца, суд приходит к выводу, что в данном случае допущено бездействие, которое по доводам иска надлежит признать незаконным.
Доводы об отсутствии выделенного финансирования судом отклоняются, как не могущие безусловно служить основанием дальнейшего нарушения прав и неисполнения установленной обязанности, а кроме того, не доказано, не возможность учесть ранее имевшие место обращения, с учетом данного заявителю ответа, при утверждении новой редакции Программы.
При таких обстоятельствах Администрация <адрес>, как орган местного самоуправления обязана инициировать подготовку документации по планировке территории, на которой находится многоквартирный дом истца, и на нее в целях восстановления нарушенного права возлагается соответствующая обязанность.
Вместе с тем, суд не может согласиться с требование организовать подготовку утверждение проекта планировки и проекта межевания территории под многоквартирным домом ФИО7 в течение 1-го месяца.
Процедура подготовки документации, установленная ГрК РФ (ст. 43, 45, 46 ГрК РФ) предусматривает разработку, подготовку и утверждение документации, с учетом имеющихся лимитов финансирования, проведение публичных слушаний в самостоятельной процедуре, результат которых также не может быть заранее предопределен, в связи с чем, установление конкретного срока подобной процедуры, а тем более одного месяца повлечет заведомую неисполнимость решения.
Вместе с тем, не возложение обязанностей устранить нарушение прав истца, и не установление срока, противоречит законодательству об административном судопроизводстве и также может повлечь неисполнимость решения.
При этом суд учитывает и то, что права истца могут быть восстановлены меньшими затратами, без разработки документации проекта планировки и межевания всего, с учетом положений п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ и пункта 3.2.2 Инструкций о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, которыми допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).
Таким образом, суд полагает разумным и целесообразным возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать в установленном порядке процедуру подготовки и утверждения документации по планировке и межеванию территории в месте расположения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Смоленска по не обеспечению подготовки и утверждения документации по планировке и межеванию территории в месте расположения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать в установленном порядке процедуру подготовки и утверждения документации по планировке и межеванию территории в месте расположения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Калинин
мотивированное решение изготовлено 02.04.2019