Дело № 2а-1129/2022
УИД 14RS0016-01-2022-001449-82
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2022 г. г. Мирный
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой В.В., при секретаре Дабаевой Т.Б., с участием: прокурора – заместителя прокурора города Мирного Рогожина А.В., представителя административного истца Косенковой С.В., представителя административного ответчика Мутазина Р.Р., заинтересованного лица Кузнецова А.В., его представителя Черникова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Полывянного Артема Викторовича к Мирниснкой территориальной избирательной комиссии об оспаривании решения о регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
Полывянный А.В., кандидат на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), обратился в суд с административным иском к Мирнинской ТИК, которым просит отменить решение Мирнинской территориальной избирательной комиссии г. о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Кузнецова Андрея Викторовича.
В обоснование требований указано, что решением Мирнинского городского Совета от 15.06.2022 №IV-56-2 на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Мирнинского городского Совета и Главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Решением Мирнинской ТИК от 22.07.2022 №11-2-ГМ административный истец Полывянный А.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы МО «Город Мирный»; выдвинут в порядке самовыдвижения. Решением Мирнинской ТИК от №-ГМ Кузнецов А.В. также зарегистрирован кандидатом на эту должность; выдвинут Мирнинским местным отделением КПРФ. Административный истец считает принятое в отношении Кузнецова А.В. решение Мирнинской ТИК от №-ГМ принятым в нарушение требований подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ссылаясь на следующее: 1) кандидат на выдвижение Кузнецов А.В. представил в ТИК заверенную Первым секретарем ЯРРО ПП КПФР В.Н. Губаревым копию свидетельства о государственной регистрации Якутского республиканского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а также выписку из протокола ХI (внеочередного) Съезда КП РФ РС(Я) от 02.02.2002 «О преобразовании Мирнинского районного отделения КП РФ РС(Я) в Мирнинское местное отделение Якутского республиканского регионального отделения ПП КПРФ», между тем в нарушение п.2 ч.1 ст. 39 Закона РС(Я) решение о создании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, которое не является юридическим лицом, кандидат для выдвижения не представил; 2) в своем заявлении кандидат на выдвижение Кузнецов А.В указал: «член партии КПРФ, Первый секретарь Мирнинского местного отделения Якутского республиканского отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», между тем в представленной справке, выданной Первым секретарем Якутского рескома КПРФ В.Н. Губаревым, подтверждено только членство Кузнецова в ПП КПРФ, а статус последнего в партии не подтвержден, что, по мнению истца, является нарушением ч.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ; 3) в заявлении кандидата на выдвижение Кузнецова А.В. в графе род занятий указан «безработный», в подтверждение этому представлена копия трудовой книжки с последней записью об увольнении, что, по мнению истца, такая запись в трудовой книжке не подтверждает статус «безработный», который устанавливается в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также Правилами регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 №1909. Кроме того, документы на выдвижение Кузнецовым А.В. поданы в ТИК , а , в день назначенного заседания ТИК, в котором рассматривался вопрос о его регистрации, кандидат на выдвижение Кузнецов В.А. представил документ «Сведения об изменениях в данных о кандидате», в котором изменил (уточнил) род занятий на «временно неработающий». Между тем, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 42 ЗРС(Я), ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ такие уточнения и дополнения в документы подлежат представлению не позднее, чем за 1 день до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, исходя из этого считает, что комиссия не имела законных оснований принимать эти документы и руководствоваться ими при принятии решения о регистрации кандидата, поскольку они были поданы с нарушением установленного срока подачи; 4) в заявлении на выдвижение Кузнецовым А.В. в графе, посвященной полномочиям депутата на непостоянной основе, указано: «депутат Мирнинского районного Совета депутатов IV созыва, Председатель районного Совета депутатов», в подтверждение этому представлена справка за подписью и.о. руководителя Секретариата Совета депутатов И.А. Белоколодовой. По мнению истца, данная справка не заверена кандидатом на выдвижение и подписана неуполномоченным лицом, поскольку согласно ч.4 ст. 27 Устава МО «Мирнинский район» РС(Я) Секретариат районного Совета депутатов наделен полномочиями по организационному и техническому обеспечению деятельности районного Совета депутатов, правом подписи документов, направляемых в органы власти от имени Совета депутатов, и.о руководителя Секретариата Совета депутатов не обладает; 5) в Сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах кандидат на выдвижение строку с кавычками для даты, линии для указания месяца и года и букву «г» из установленный формы бланка убрал, соответственно, обязательный элемент формы в виде даты заполнения сведений последним не заполнен, по мнению истца, в данном случае нарушением закона является не только отсутствие даты, как необходимого элемента информации, предоставляемой кандидатом на выдвижение, но и внесение изменений в саму обязательною форму бланка, которая не может быть изменена произвольно. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец считает, что Кузнецов А.В. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 ст. 38 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель административного истца Полывянного А.В. Косенкова С.В., действующая по доверенности, основываясь на доводах административного иска, поддержала заявленные требования и настаивает на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Муртазин Р.Р., основываясь на доводах письменного возражения, не признал заявленные требования, просит отказать в иске, считая его необоснованным, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в регистрации кандидата в порядке ч.9 ст. 44 Закона РС(Я) о муниципальных выборах, мотивируя это тем, что кандидатом Кузнецовым А.В. в ТИК были представлены заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации ЯРРО ПП КП РФ, а также выписка из протокола ХI (внеочередного) съезда КП РС(Я) о преобразовании Мирнинского районного отделения КП РФ РС(Я) в Мирнинское местное отделение ЯРРО ПП КП РФ, что, по его мнению, подтверждает о существовании местного отделения ПП, выдвинувшего кандидатуру Кузнецова А.В.; 2) принадлежность Кузнецова А.В. к ПП подтвержден справкой от 08.06.2022, а его статус, по мнению представителя, подтвержден иными представленными кандидатом документами, в частности выпиской из протокола от 14.07.2022, где кандидат Кузнецов А.В. указан в качестве секретаря Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КП РФ; 3) уточнение сведений рода занятий кандидатом был представлен в день заседания ТИК, в котором решался вопрос о его регистрации, либо отказе в регистрации кандидата, что по мнению представителя соответствует требованиям ч. 2 ч.1 ст. 42 Закона РС(Я) о муниципальных выборах, согласно которому кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования (в последний день – до 18 ч. по местному времени) представляет в ИК в том числе сведения об изменениях в данных о кандидате, кандидатах, ранее представленных в соответствии с ч.3 ст. 38, ч.11 ст. 39, ч. 7 и 12 ст. 40 Закона РС(Я) о муниципальных выборах; кандидатом в подтверждение того, что он является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, представлена оригинал справки от № о том, что кандидат исполняет обязанности депутата Мирнинского районного Совета депутатов МО «Мирнинский район» IV созыва на непостоянной основе, подписанная и.о. руоковдителя Секретариат Мирнинского районного Совета депутатов, поэтому считает, что в данному случае заверение этого документа не требовалось, поэтому оснований для проверки полномочий подписанта данной справки у ТИК отсутствовали; 5) сам факт отсутствия даты заполнения в бланке сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах не влияет на суть представленной информацм, поскольку такие сведения подавались за 2021 г., а в части имущества по состоянию на 01.02.2022, о чем отражено в самой справке, исходя из этого считает этот факт несущественным нарушением и не может (по мнению представителя) трактоваться как отсутствие самой справки.
Заинтересованное лицо Кузнецов А.В., его представитель Черников О.М., основываясь на доводах письменного возражения по иску и приведя аналогичные с доводами представителя ТИК доводы, считают административный иск необоснованным и подлежащим отказу в его удовлетворении.
Выслушав доводы иска и возражения по нему, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2022 г. на 11 сентября 2022 г. назначены выборы Главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Решением Мирнинской территориальной комиссии от №-ГМ в качестве кандидата на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) назначен Полывянный А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Решением Мирнинской территориальной комиссии от №-ГМ в качестве кандидата на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) назначен Кузнецов А.В., выдвинутый Мирнинским местным отделением КПРФ.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Основания отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подп. «б», «в» и «в. 2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определящие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт «и»).
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях").
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из представленных кандидатом Кузнецовым А.В., выдвинутого Мирнинским местным отделением ЯРРО ПП КПРФ, в Мирнинский ТИК пакета документов следует, что в заседании Бюро Мирнинскома райкома КПРФ решены вопросы о направлении на согласование в Реском ЯРРО ПП КПРФ участия коммунистов Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ в выборах в поселения Мирнинского района Республики Саха (Якутия), назначенных на 11 сентября 2022 г., в том числе о выдвижении кандидатуры Кузнецова А.В. на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
12 июля 2022 г. Бюро ЯРРО КПРФ согласовало выдвижение кандидатуры на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от политической партии КПРФ по единому избирательному округу Кузнецова А.В.
14 июля 2022 г. в заседании II-го Пленума Райкома Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ в присутствии председателя Мирнинской ТИК Республики Саха (Якутия) Кива И.А. решены вопросы об участии Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ в муниципальных выборах, назначенных на 11 сентября 2022 г., в том числе о выдвижении Кузнецова А.В. кандидатом на выборах на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), назначении его уполномоченного представителя ФИО16
Следовательно, процедура выдвижения Мирнинским местным отделением ЯРРО ПП КПРФ кандидатуры ФИО2 А.В. на должность Главы МО «» ФИО3 Республики ФИО2 соблюдена.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия).
Пунктом 11 статьи 39 названного Закона установлено, что при выдвижении избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования выдвинутое лицо представляет лично в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: заявление кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования. Вместе с заявлением кандидат представляет заверенные им копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, а если кандидат менял фамилию или имя, или отчество, - копии соответствующих документов. В заявлении также указываются сведения, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 38 настоящего Закона (подп.1); официально заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, ее регионального отделения, иного структурного подразделения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании (подп.2); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования (подп. 4); документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подп. 5); сведения, предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 38 настоящего Закона (подп.6).
19 июля 2022 г. кандидатом Кузнецовым А.В. в Мирнинский ТИК поданы пакет документов для выдвижения на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), в том числе:
Заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности, в котором последний в числе прочего указал следующие сведения:
- в графе основное место работы (род занятий) - «безработный»,
- в графе сведения об исполнении обязанностей депутат на непостоянной основе и наименование соответствующего представительного органа, депутатом которого является кандидат – «Депутат Мирнинского районного Совета Депутатов IV созыва, Председатель районного Совета депутатов»,
- в графе сведения о принадлежности к политической партии, статус в данной политической партии – «Член партии КПРФ, Первый Секретарь Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ».
В подтверждение в указанных названном заявлении кандидатом представлены:
- по сведению о роде занятий - заверенная копия трудовой книжки, в котором имеется запись о прекращении осуществления деятельности Председателя районного Совета депутатов IV созыва на постоянной основе (распоряжение №-лс от ).
в 16:50 ч. кандидатом Кузнецовым А.В. в Мирнинский ТИК представлены сведения об изменениях в сведениях о кандидате, в котором указано об изменении в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы («безработный») на «временно неработающий». Данный документ принят ТИК в 16:55 ч.
В этот же день () решением Мирнинского ТИК №-ГМ Кузнецов А.В. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). При этом внесенные кандидатом изменения в сведения о кандидате учтены комиссией и отражены в тексте решения.
Как это установлено в судебном заседании, административным ответчиком не было направлено Кузнецову А.В. извещения о необходимости уточнения этих сведений.
Суд соглашается с доводами административного истца о нарушении кандидатом срока подачи уточнения в сведениях о роде занятий, указанных в поданном в ТИК заявлении, в целях приведения указанного документа в соответствии с требованиями закона, в том числе к его оформлению.
Так, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата и не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные, в том числе в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. При этом кандидат вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Между тем, если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ или иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка по основаниям, предусмотренным подпунктом подпунктов "в1", "в2" пунктов 24, подпунктов "б1", "б2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 ФЗ.
При таких обстоятельствах, у Мирнинской ТИК отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата Кузнецова А.В. по изложенным выше обстоятельствам.
- по сведениям об исполнении обязанностей депутат на непостоянной основе и наименование соответствующего представительного органа, депутатом которого является кандидат, - справка (оригинал) от №, подписанная и.о. руководителя Секретариата Мирнинского районного Совета депутатов И.А. Белоколодовой, о том, что Кузнецов А.В. исполняет обязанности депутата Мирнинского районного Совета депутатов МО «Мирнинский район» IV созыва на непостоянной основе.
Сторона административного истца ссылается на то, что названная справка подписана неуполномоченным лицом и не заверена кандидатом.
Между тем, у Мирнинской ТИК отсутствовали правовые основания для проведения проверки по установлению полномочий подписанта данной справки, поскольку действующим избирательным законодательством не предусмотрено такое право. При этом, поскольку был представлен оригинал справки, то его заверение кандидатом в данном случае не требовалось. Кроме того, в бланке подтверждения получения документов кандидат удостоверил своей подписью перечень представленных им в ТИК документов.
В этой связи у Мирнинской ТИК также отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата Кузнецова А.В. по изложенным выше обстоятельствам.
- по поводу отсутствия в Сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, представленных кандидатов Кузнецовым А.В., даты его заполнения суд приходит к следующему.
Действительно, в представленных сведениях отсутствует дата его заполнения, однако достоверность и полнота представленных сведений подтверждено подписью кандидата Кузнецова А.В.
В судебном заседании из пояснений представителя административного ответчика, не опровергнутого стороной административного истца, установлено, что Мирнинской ТИК проведена проверка достоверности сведений, представленных кандидатом, путем направления соответствующих запросов в кредитные организации и т.д., по результатам которых подтверждена их полнота достоверность.
При таких обстоятельствах отсутствие даты заполнения в Сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, представленных кандидатов Кузнецовым А.В., при достоверности и полноты сведений в них, установленной ТИК по результатам проверки, не может являться достаточным условием для принятия Мирнинским ТИК решения об отказе в регистрации кандидата Кузнецова А.В.
- по сведениям о принадлежности кандидата к ПП КПРФ, его статусе в данной ПП кандидатом Кузнецовым А.В. представлены:
- заверенная Первым секретарем ЯРРО ПП КПРФ свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Якутского республиканского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», из которого следует, что за запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ 04 октября 2012;
- выписка из протокола ХI (внеочередного) съезда Коммунистической партии РС(Я) от о преобразовании Мирнинского районного отделения Коммунистической партии Республики Саха (Якутия) в Мирнинское местное отделение Якутского республиканского регионального отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации;
- выписка из протокола заседания Бюро ЯРРО КПРФ № от о согласовании выдвижения кандидата на должность Главы МО «Город Мирный» в муниципальных выборах 11 сентября 2022 г. от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу Кузнецова А.В.;
- выписка из протокола заседания Бюро Мирнинского райкома КПРФ № от г. (о направлении на согласование в Реском ЯРРО ПП КПРФ участия коммунистов Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ в выборах в поселения Мирнинского района Республики Саха (Якутия), назначенных на 11 сентября 2022 г., в том числе о выдвижении кандидатуры Кузнецова А.В. на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия));
- выписка из протокола II-го Пленума Райкома Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ от (об участии Мирнинского местного отделения ЯРРО ПП КПРФ в муниципальных выборах, назначенных на 11 сентября 2022 г., в том числе о выдвижении Кузнецова А.В. кандидатом на выборах на должность Главы МО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), назначении его уполномоченного представителя Эйрих Д.А.).
Между тем, представленные документы не подтверждают статус кандидата Кузнецова А.В. в ПП. К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
Пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях").
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ установлено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать, в том числе, положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов (пп. "в" п. 2).
Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 36 названного Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ установлено, что решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Таким образом, созданное в соответствии с Уставом политической партии структурное подразделение уровня местного отделения, обладает самостоятельным правовым статусом в избирательном процессе, со всеми правами и обязанностями, предоставленным избирательным объединениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Как указано в пункте 3.1 Устава ПП КПФР, в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.
Местное отделение КПРФ создается и действует, как правило, на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) субъекта Российской Федерации с учетом особенностей его административно-территориального деления (район, город и так далее). Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ. При отсутствии в субъекте Российской Федерации регионального отделения – ставятся на учет в ЦК КПРФ. Местное отделение КПРФ подлежит государственной регистрации только в случае принятия соответствующего решения ЦК КПРФ или его Президиумом (пункт 3.4 Устава).
Местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации (пункт 5.1 Устава).
Между тем, кандидатом Кузнецовым А.В. не представлено такое решение Комитета или Бюро Комитета ЯРРО ПП КПРФ о создании местного отделения КПРФ в Мирнинском районе РС(Я), в последующем преобразованном в Мирнинское местное отделение ЯРРО ПП КПРФ.
При этом следует отметить, что государственная регистрация некоммерческой организации ЯРРО ПП КПРФ внесена в ЕГРЮЛ 04 октября 2012 г., а решение о преобразовании Мирнинского районного отделения Коммунистической партии Республики Саха (Якутия) в Мирнинское местное отделение Якутского республиканского регионального отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации принят в ХI (внеочередного) съезда Коммунистической партии РС(Я) от 02 февраля 2002 г., то есть до внесения записи ЯРРО ПП КПРФ в ЕГРЮЛ.
Членство в КПРФ удостоверяется партийным билетом единого образца, утвержденного ЦК КПРФ (пункт 2.7 Устава).
Бюро Комитета местного отделения КПРФ и Бюро Комитета регионального отделения КПРФ уполномочены подтверждать членство в КПРФ (пункты 5.12 и 6.11 Устава).
Принадлежность кандидата Кузнецова А.В. в ПП КПРФ подтверждается справкой, выданной Первым секретарем Якутского рескома КПРФ В.Н. Губаревым от .
В соответствии с пунктом 5.8 Устава, Комитет местного отделения избирает из своего состава сроком на два года Бюро Комитета, первого секретаря Комитета, секретарей Комитета и досрочно прекращает их полномочия.
Между тем, Кузнецовым А.В. не подтвержден статус в политической партии КПРФ, не представлено соответствующее решение, принятое Комитетом местного отделения ПП КПРФ в соответствии с п. 5.8 Устава, либо иной документ, подтверждающий его статус в ПП.
Таким образом, в нарушение ч.2 ст. 33 Федерального закона о 12 июня 2002 г. №67-ФЗ кандидатом Кузнецовым А.В., выдвинутого Мирнинским местным отделением КПРФ, не представлены в ТИК подтверждающие сведения, указанные им в заявлении о согласии баллотироваться о его статусе в ПП.
Пунктом 6.1. Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Анализ нормативного содержания данного законоположения дает основание прийти к выводу о том, что отмена решения о регистрации кандидата в условиях неизвещения кандидата в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона невозможна при наличии таких нарушений, которые именно в совокупности являлись очевидными для избирательной комиссии (1) и не были известны (2) и не могли быть известны кандидату (3) на момент представления документов в избирательную комиссию.
Отсутствие хотя бы одного из трех приведенных в норме права элементов, установленное в ходе рассмотрения судом административного дела, исключает возможность применения пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, включая и названное выше постановление от 12 марта 2021 г. N 6-П, неоднократно излагал правовую позицию, указывая, что недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации. Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Таким образом, не представляя в избирательную комиссию документ, подтверждающий сведения о статусе кандидата в ПП в нарушение требований закона, Кузнецов А.В. должен был предвидеть последствия этого, поскольку такие сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подлежали внесению кандидатом в заявление лишь в случае представления вместе с ним (заявлением) документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о наличии данных сведений в представленных им иных документах, в которых содержатся сведения о его статусе в ПП, поскольку эти документы представлены для иных целей, в частности в подтверждение соблюдения процедуры его выдвижения местным отделением КПРФ, между тем кандидатом не представлены вместе с заявлением документы, полученные в установленном законом, Уставом КПРФ порядке, подтверждающие эти сведения кандидата, что является нарушением требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данные нарушения являются невосполнимыми и не могут быть устранены.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что при подаче документов для регистрации Кузнецовым А.В. не были представлены документы в подтверждение сведений указанных в заявлении, представление которых Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Республики Саха (Якутия) предписано к прямому, неукоснительному исполнению, оспариваемое решение принятое административным ответчиком о регистрации кандидата, не может быть признано законным, оценивается судом как принятое с грубым нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Республики Саха (Якутия), нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Мирнинской территориальной избирательной комиссии №-ГМ от о регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Кузнецова Андрея Владимировича.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 августа 2022 г.
Председательствующий
Судья В.В. Николаева