ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-112/16 от 17.08.2016 Оренбургского гарнизонного военного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-112/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 августа 2016 года город Оренбург

Оренбургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - Осадчего В.В.,

при секретаре судебного заседания - Махиня М.С.,

с участием представителя административного истца - ФИО1 и представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации ...ФИО3 об оспаривании представления военного прокурора Тоцкого гарнизона,

УСТАНОВИЛ:

Руководитель ВСО СК России ...ФИО3 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что по итогам проведённой должностными лицами военной прокуратуры ... в ВСО СК России ... ежемесячной прокурорской проверки Книги регистрации предложений, обращений и жалоб граждан, военным прокурором ...ФИО4 в адрес ФИО3 внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...

Нарушения военный прокурор усмотрел в том, что в Книге регистрации предложений, обращений и жалоб граждан в качестве жалоб под номерами 1-3 зарегистрированы ходатайства адвоката Ташимова Н.К о проведении отдельных следственных действий, которые должны разрешаться вне рамок Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем учёту по Книге регистрации предложений, обращений и жалоб граждан не подлежат.

По мнению административного истца военный прокурор, внеся данное представление, подменил предмет надзора (надзор за исполнением законов) и фактически осуществил надзор не за исполнением должностными лицами ВСО СК России ... требований закона, а за исполнением ими требований организационно-распорядительных документов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а именно приказа Следственного комитета Российской Федерации ... которым утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан.

Кроме того, по мнению административного истца Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регламентирует порядок регистрации обращений граждан, а лишь содержит указание, о том, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации.

На основании изложенного ФИО3 просит суд:

- признать незаконным решение военного прокурора ...ФИО4 о признании противоречащими требованиям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» действий должностных лиц ВСО СК России ... по регистрации за № l-3 ходатайств адвоката Ташимова в Книге регистрации предложений, обращений и жалоб граждан, содержащееся в представлении (исх. № 721 от 27 февраля 2016 года);

- признать незаконными обязанности, возложенные на ФИО3 указанным представлением военного прокурора ..., а именно: рассмотреть представление на служебном совещании с подчинёнными работниками, принять конкретные меры к недопущению подобных нарушений законодательства впредь; привести Книгу регистрации предложений, обращений и жалоб граждан в ВСО СК России ... в соответствии с действующим законодательством.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленный ФИО3 административный иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административный иск не признал, указав, что должностными лицами ВСО СК России ... допущены нарушения требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утверждённой приказом Следственного комитета Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17, в части регистрации ходатайств адвоката Ташимова в Книге регистрации предложений, обращений и жалоб граждан, в связи с чем, представление военного прокурора ... является законным.

Выслушав доводы сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно исследованной Книги регистрации предложений, обращений и жалоб граждан в ВСО ... в 2016 году под номерами 1-3 зарегистрированы ходатайства адвоката Ташимова К.К. в интересах обвиняемого Х.М.И.: от 11 января 2016 года о допросе Х.М.И. проведении очных ставок ФИО13 и свидетелей и допросе свидетелей, от 13 января 2016 года о проведении очных ставок между ФИО14 и свидетелями и от 21 января 2016 года о возобновлении производства по уголовному делу, проведении следственного эксперимента и допросе свидетелей.

Исследовав представленные ходатайства и постановления следователя об их разрешении, суд приходит к выводу, что указанные ходатайства являются ходатайствами о проведении отдельных следственных действий, заявленными в порядке, предусмотренном ст.ст. 119-120 УПК РФ. Данные ходатайства были разрешены следователем в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно представлению военного прокурора ..., вынесенному по итогам проверки исполнения должностными лицами ВСО СК России ... требований законодательства о порядке разрешения жалоб и обращений граждан, в Книге регистрации предложений, обращений и жалоб граждан допущены нарушения требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утверждённой приказом Следственного комитета Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17, в части регистрации под номерами 1-3 в качестве обращений ходатайств адвоката Ташимова Н.К. о проведении отдельных следственных действий. Военным прокурором ... предложено руководителю ВСО СК России ...ФИО3: рассмотреть представление на служебном совещании с подчинёнными работниками, принять конкретные меры к недопущению подобных нарушений законодательства впредь, привести Книгу регистрации предложений, обращений и жалоб граждан в ВСО СК России ... в соответствии с действующим законодательством. При этом в представлении военный прокурор указал, что вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности будет поставлен военным прокурором в случае не устранения выявленных нарушений закона после проведения контрольной проверки, и о принятых мерах ФИО3 надлежит сообщить в военную прокуратуру ... в месячный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 22 и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Предметом надзора является соблюдение Следственным комитетом Российской Федерации Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона под обращением гражданина - направленного в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, следует понимать предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17 введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно п. 2.1 и 2.2 указанной Инструкции, ее положения распространяются на обращения (запросы), поступившие в письменной или устной форме с личного приема, посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, фельдъегерской связи, а также с помощью информационных систем общего пользования, за исключением подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. Действие Инструкции не распространяется на:

а) заявления и сообщения о преступлениях, порядок приема, регистрации, проверки и разрешения которых определяется иным организационно-распорядительным документом Председателя Следственного комитета в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 144, 145 УПК РФ;

б) жалобы на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета, предусмотренные ст. 123 УПК РФ;

в) ходатайства по уголовным делам, порядок заявления и разрешения которых регламентирован ст. ст. 119 - 122 УПК РФ.

Порядок приема, учета и регистрации обращений устанавливается Инструкцией по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 40.

В соответствии с п. 1.1 Инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, указанная Инструкция устанавливает обязательные для следственных органов Следственного комитета России, учреждений и организаций Следственного комитета единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности Следственного комитета документов, совершенствования документационного обеспечения, организации и ведения делопроизводства, работы с письменными и устными обращениями, а также осуществления контроля за исполнением документов в Следственном комитете.

При этом как следует из п. 1.3 Инструкции, ее положения распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе с электронными документами, осуществляемые с помощью информационных технологий, соответствуют установленным правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, обязательны в отношении организационно-распорядительных, информационно-справочных документов, перечисленных в Перечне основных видов организационно-распорядительных, информационно-справочных и других документов, а на процессуальные, документы распространяются только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для передачи на архивное хранение.

Согласно п. 2.1 Инструкции по делопроизводству под регистрацией документа понимается присвоение документу регистрационного номера и запись в установленном порядке сведений о документе.

Согласно п. 1.7 Инструкции по делопроизводству регистрация документов и поручений по ним, работа с обращениями граждан и другие процедуры документооборота осуществляются в Следственном комитете с применением автоматизированного информационного комплекса «Надзор». При этом работа в АИК «Надзор» основывается на принципе однократной регистрации документа. Допускается применение форм регистрации и учета документов с использованием бумажных носителей.

Согласно п. 1.8 Инструкции по делопроизводству работники Следственного комитета несут ответственность за соблюдение требований данной Инструкции.

Согласно п. 4.2.2.4 Инструкции по делопроизводству вся входящая корреспонденция (за исключением корреспонденции, адресованной не в Следственный комитет, личной переписки и справочных документов) подлежит обязательной централизованной регистрации в АИК «Надзор», а при его отсутствии - в учетных формах на бумажных носителях, в которые включаются основные реквизиты поступивших документов: регистрационный номер документа (присваивается), дата поступления (дата регистрации), корреспондент (от кого поступил документ) и т.д.

В соответствии с п. 4.5.2 Инструкции по делопроизводству производятся следующие процедуры обработки документов: 1) учет документов в электронной базе данных (регистрационных книгах) отдельно по видам документов (входящие, исходящие, внутренние); 2) заполнение реестров, ведение книг учета документов; 3) передача по реестрам (книгам учета) ответственных лицам; 4) своевременное доведение соответствующих поручений ответственных лиц до сведения исполнителей и далее.

Глава 9.1 Инструкции по делопроизводству содержит положения регламентирующие Разработка и ведение номенклатуры дел в учреждениях Следственного комитета России.

Согласно п. 9.1.1 и 9.1.2 номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Номенклатура дел предназначена для организации группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел и является основой формирования документального фонда Следственного комитета.

Номенклатура дел составляется на основании Перечня документов Следственного комитета Российской Федерации с указанием сроков хранения. В вышестоящем следственном органе, учреждении и организации номенклатура дел подразделения на предстоящий период составляется до 15 ноября текущего года работником следственного органа, учреждения и организации с участием работника службы делопроизводства. Сводная номенклатура дел следственного органа, учреждения и организации составляется и после согласования с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела утверждается руководителем. В номенклатуру дел включаются все дела и документы следственного органа, учреждения и организации Следственного комитета, а также справочные картотеки, книги учета и регистрации.

Согласно представленной административным истцом номенклатуре дел несекретного делопроизводства ВСО СК России ... на 2016 года, она разработана по указанию ВСУ по ... военному округу на основании типовой номенклатуры несекретного делопроизводства для ВСО гарнизонного звена. После согласования с экспертной комиссией ВСУ СК России по ... номенклатура утверждена руководителем ВСО СК России .... Под индексом дела № 2.5 в указанной номенклатуре значится Книга регистрации предложений, обращений и жалоб граждан в ВСО гарнизона, о под индексом дела № 2.7 Книга учета ходатайств, заявленных в порядке, предусмотренном ст.ст. 119-120 УПК РФ, и их разрешения в ВСО по уголовным делам.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что руководителем ВСО СК России ... нарушен порядок регистрации поступивших в ВСО СК России ... ходатайств адвоката Ташимова Н.К о проведении отдельных следственных действий, поскольку указанные ходатайства согласно номенклатуре дел ВСО СК России ... должны быть учтены в Книге учета ходатайств, заявленных в порядке, предусмотренном ст.ст. 119-120 УПК РФ, что будет соответствовать требованиям и Федерального закона «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации.

При этом в суде установлено, что данные ходатайства были зарегистрированы в Книге учета ходатайств, заявленных в порядке, предусмотренном ст.ст. 119-120 УПК РФ, то есть имело место нарушение принципа однократной регистрации документа.

На основании изложенного, суд признает представление военного прокурора ...ФИО4 в адрес ФИО3 об устранении нарушений требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утверждённой приказом Следственного комитета Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17, законным и необоснованным, и внесенным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации ...ФИО3 об оспаривании представления военного прокурора ..., – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 22 августа 2016 года.

Председательствующий В.В. Осадчий

Секретарь судебного заседания М.С. Махиня