Дело № 2а-112/2016 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Раевского А.С., при секретаре Испирян Е.О., с участием представителя административного истца руководителя военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск полковника юстиции Кондратьева А.В., представителя военного прокурора Северодвинского гарнизона старшего помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона капитана юстиции Топорков В.М. в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск об оспаривании действий заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона майора юстиции Честнова Н.Е., связанных с вынесением в адрес военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск представления об устранении нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
Руководитель военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск (далее по тексту – ВСО СК России по гарнизону Северодвинск) полковник юстиции Кондратьев А.В. обратился в Северодвинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона майора юстиции Честнова Н.Е., вынесенного в адрес ВСО СК России по гарнизону Северодвинск, об устранении нарушений закона.
С указанным представлением руководитель ВСО СК России по гарнизону Северодвинск полковник юстиции Кондратьев А.В. не согласен, просил суд его отменить. В обоснование требований указал, что 27 июня 2016 года по результатам проверки вне уголовно-процессуальной сферы в ВСО СК России по гарнизону Северодвинск поступило представление заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона майора юстиции Честнова Н.Е. об устранении нарушений закона от 22 июня 2016 года № 3576/232, в котором указано, что сотрудниками отдела в нарушение требований ст. 1,3, ч. 3, ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ), ст. 120 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – ДУ ВС РФ), не оформляют карточки личного приема граждан, книга письменных обращений ежемесячно не проверяется, руководителем не заверена. Вместе с тем, по мнению административного
истца, ВСО СК России по гарнизону Северодвинск является подразделением Следственного Комитета России в соответствии с Федеральным законом «О следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ (далее по тексту- Федеральный закон № 403-ФЗ), который в соответствии с законодательством является федеральным государственным органом, выполняет полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а не является воинской частью Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим деятельность органов Следственного Комитета России по рассмотрению обращений граждан регламентируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17, а не требованиями воинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, частные вопросы оформления работы по приему и рассмотрению обращений в ВСО СК России, проверяются должностными лицами Следственного Комитета России в порядке ведомственного контроля и предметом прокурорского надзора не являются.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 09 августа 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена военная прокуратура Северодвинского гарнизона.
Административный истец руководитель ВСО СК России по гарнизону Северодвинск полковник юстиции Кондратьев А.В. в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона майор юстиции Честнов Н.Е. будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, в него не прибыл, направил в суд своего представителя старшего помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона капитана юстиции Топоркова В.М., который в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, просил отказать в его удовлетворении.
Административный ответчик военный прокурор Северодвинского гарнизона, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, в него не прибыл, о причинах неявки суд не известил.
Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел при данной явке.
Изучив административное исковое заявление, выслушав доводы представителя административного истца, возражения административного ответчика, исследовав материалы дела и все представленные доказательства с точки зрения их полноты, относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 гола № 2202-1 (далее по тексту – Федеральный закон № 2202-1)в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Из материалов дела следует, что на основании плана проверки от 17 июня 2016 года, утвержденного военным прокурором Северодвинского гарнизона, в ВСО СК России по гарнизону Северодвинск проводилась прокурорская проверка исполнения требований федерального законодательства, об обращении граждан и соответствие законам приказов, по результатам которой 22 июня 2016 года вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
В частности, сотрудниками военной прокуратуры Северодвинского гарнизона было установлено, что в ВСО СК России по гарнизону Северодвинск, вопреки требованиям ст.1,3, ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ, ст. 120 ДУ ВС РФ, по результатам личного приема граждан, карточки приема в ВСО СК России не оформляются, а книга письменных обращений (предложений или жалоб) с 01 января 2016 года ежемесячно не проверяется, руководителем не заверена.
По мнению руководителя ВСО СК России по гарнизону Северодвинск данное представление заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона является незаконным и подлежит отмене, поскольку ВСО СК России является федеральным государственным органом, а не войсковой частью Вооруженных Сил РФ и при осуществлении своих функций руководствуются федеральными законами РФ, а не уставами Вооруженных Сил РФ, а кроме того в представлении не указаны какие именно требования нормативных актов были нарушены сотрудником ВСО СК России по гарнизону Северодвинск Думбадзе Ю.В.
Указанные доводы руководителя ВСО СК России по гарнизону Северодвинск, суд считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства.
Так в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 403-ФЗ Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
На основании ст. 38 Федерального закона № 403-ФЗ военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона № 403-ФЗ офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В силу ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ на военнослужащих возложена обязанность строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.
Из анализа выше приведенных правовых норм следует, что сотрудники военных следственных органов Следственного комитета являются носителями соответствующего статуса с присущим ему набором прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных ФЗ «О статусе военнослужащего», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Офицеры военных следственных органов Следственного комитета в силу особенностей своего статуса одновременно являются участником двух правоотношений, включенных в предмет правового регулирования как Федерального закона № 403-ФЗ, так и ФЗ «О статусе военнослужащих». Следовательно, при осуществлении своих полномочий сотрудники ВСО СК России по гарнизону Северодвинск должны руководствоваться как общими правовыми нормами, так и специальными.
Федеральным законом № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст.8,13 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Приказом Следственного комитета РФ от 19 сентября 2007 г. N 17, в целях установления в системе Следственного комитета РФ единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция).
На основании п.7.8., 7.9 Инструкции регистрация приема ведется в специальных карточках, либо в книге учета посетителей, в которых отражается краткое содержание вопросов, поднятых посетителем, а также данного ему устного ответа или принятого предварительного решения. На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема».
Аналогичные нормы содержатся и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Кроме того в соответствие со ст. 120 ДУ ВС РФ книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
Требования Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ в части своевременной проверки книг учета письменных обращений граждан не входит в противоречия с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации.
Таким образом, указанные в представлении заместителя военного прокурора нарушения законодательства о том, что руководителем ВСО СК России по гарнизону Северодвинск книга письменных обращений (предложений или жалоб) с 01 января 2016 года не проверяется и не заверена, судом признаются законными и обоснованными.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами заместителя военного прокурора указанных в представлении о том, что в ВСО СК России по гарнизону Северодвинск отсутствуют карточки личного приема граждан, поскольку как установлено в судебном заседании, граждане на личный прием в ВСО СК России по гарнизону Северодвинск не обращались, в связи с чем, оснований для оформления карточек личного приема граждан в силу Федерального закона № 59-ФЗ и Инструкции отсутствовали, доказательств обратного со стороны административного ответчика суду не представлено.
Однако, указанное не может служить для признания всего представления военного прокурора незаконным и необоснованным, поскольку как установлено в судебном заседании при проведении прокурорской проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в частности нарушение требований статей Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления руководителя ВСО СК России по гарнизону Северодвинск.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление руководителя военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск полковника юстиции Кондратьева А.В. об оспаривании действий заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона майора юстиции Честнова Н.Е., связанные с вынесением в адрес военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск представления об устранении нарушений закона, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона майора юстиции Честнова Н.Е. в части указания в представлении № 3576/232 от 22 июня 2016 года об устранении нарушений закона, на нарушение руководителем военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск закона касающегося оформления карточек личного приема граждан, исключив данные сведения из представления об устранении нарушений закона заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона № 3576/232 от 22 июня 2016 года.
В удовлетворении остальных требований руководителя военного следственного отдела Следственного Комитета России по гарнизону Северодвинск полковника юстиции Кондратьева А.В. - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу – судья (подпись) А.С. Раевский
Верно
Председательствующий по делу – судья А.С. Раевский
Секретарь судебного заседания Е.О. Испирян
30.08.2016