ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11309/2017 от 13.04.2017 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Решение

Имени Российской Федерации

13 апреля 2017 года город Краснодар

Первомайский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего судьи Фойгеля К.М.,

при секретаре судебного заседания Головановой А.И.,

с участием:

представителя административного истца ФИО14 - ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного истца ФИО4 - ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного истца ФИО5- ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного истца ФИО6 - ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного истца ФИО7ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика – представителя администрации муниципального образования <адрес>, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город ФИО2, представившей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании незаконным отказа администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

установил:

Административные истцы обратилисьв суд с административным иском о признании незаконным отказа администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками земельного участка, площадью 2511 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земли населённых пунктов, разрешённое использование – общественные здания административного назначения: административные и офисные здания.

Указанный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2), где определены следующие предельные параметры земельных участков и разрешённого строительства: максимальный процент застройки земельного участка составляет 60% (за исключением площади подземных застроек), минимальный отступ строений от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования - 5 метров (с учётом запрета строительства в границах красных линий), минимальный отступ строений до границы смежных земельных участков -1 метр.

На указанном земельном участке планируется строительство 8-ми этажного административно-офисного здания с подземной парковкой, планировка которого обеспечит эргономичное расположение данного здания в границах земельного участка по адресу: <адрес>

Процент застройки данного земельного участка составит 60% (за исключением площади подземных парковок).

Минимальный отступ строений до границы смежных земельных участков -1,4 метра.

Нестандартная конфигурация земельного участка не позволяет благоприятно расположить проектируемое здание, поэтому строительство планируется без отступа от границы, отделяющий земельный участок от территории общего пользования со стороны ул. им. 40-летитя Победы.

Собственники обратились с заявлением о рассмотрении вопроса предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

На официальном интернет-портале администрации муниципального образования <адрес> опубликована информация о проведения публичных слушаний по вопросу предоставления указанного разрешения на строительство.

Согласно ответу, подготовленному администрацией муниципальной образования, административным истцам отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого использования на земельном участке по <адрес>, без отступа от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования со стороны ул. им. 40-летия Победы.

Административные истцы не согласны с решением администрации муниципального образования <адрес> об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Обратившись в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением, административные истцы к пакету документов приложили правовое обоснование по отклонению от предельных параметров разрешённого строительства.

В соответствии с правовым обоснованием на указанном земельном участке планируется строительство 8-ми этажного офисного здания с подземной парковой по вышеуказанному адресу. Процент застройки данного земельного участка составит 60% (за исключением площади подземных парковок), минимальный отступ строений до границы смежных земельных участков -1,4 метра, что соответствует данному параметру в зоне Ж.2 ( в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории МО <адрес> в зоне Ж.2 данный предельный параметр 1 метр), нестандартная конфигурация земельного участка не позволяет благоприятно расположить проектируемое здание, соблюдая минимальный отступ проектируемого здания от границы, отделяющий земельный участок от территории общего пользования – 5 метров.

Учитывая содержание архитектурных решений на административно-офисное здание будет соответствовать следующим нормам и правилам: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Ограничение распространения пожара на объектах защиты», «Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин.

По итогам публичных слушаний, была подготовлена выписка из протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройки, в которой указано, что ФИО15 в письменной форме подала заявление, с просьбой перенести публичные слушания, в связи с тем, что на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес> информация о предложений к градостроительному плану земельного участка с изображением на нем построек и их характеристики отсутствуют; отсутствует подтверждение соответственных заявленных требований техническим регламентам. Отсутствует информация о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду, в том числе на смежные территории. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ вопросы, выносимые на публичные слушания должны быть опубликованы и обнародованы.

Вместе с тем, административные истцы полагают, что заседанием комиссии по землепользованию и застройки должно было быть принято положительное решение по следующим основаниям. ФИО15, чьи замечания были учтены комиссией, не является правообладателем ни одного из смежных участков; минимальный отступ возводимого объекта от границ земельных участков составляет 1,4 метра; относительно замечания, что на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес> информация о проекте предложений к градостроительному плану земельного участка с изображением на нем построек и их характеристик отсутствует, поясняют, что на официальном сайте опубликована информация о дате и времени публичных слушаний, с приложением информационных материалов к обсуждаемому вопросу в виде топографической съёмки, а также указано на возможность ознакомления с материалами.

Относительно отсутствия подтверждения заявленных требований техническим регламентам, то в представленных архитектурных решениях офисное здание соответствует вышеуказанных нормам и правилам.

Касательно замечания о том, что в соответствии с Градостроительном Кодексом РФ вопросы, выносимые на публичные слушания должны быть опубликованы и обнародованы, в данном случае это требование Градостроительного Кодекса РФ не было соблюдено, поскольку официальная информация о проведения публичных слушаний опубликована в газете «Краснодарские известия» от 22.12.2016 года и размещена на официальном сайте интернет – портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара от 20.12.2016 года.

Конфигурация офисного здания на земельном участке предполагает сохранения существующего тротуара, т.е. пешеходной зоны по <адрес>.

Согласно топографической съёмки указанного земельного участка офисное здание планируется возвести, не заступая за красную линию, из чего следует, что отклонения от предельных параметров разрешённого строительства не повлечёт нарушения прав граждан на беспрепятственное и свободное перемещение по <адрес>.

Согласно представленных архитектурных решений на застраиваемом земельном участке предполагается обустройство парковочных мест, а также организация проезда для пожарных автомобилей. Планируемое к размещению здание не будет препятствовать свободному доступу транспортных средств смежных землепользователей и землепользователей, расположенных в одной с данным земельным участком территориальной зоне.

К дополнению заявленных требований указано, что на основании сведений ИСОГД МО г. Краснодар и соответствующего заявления собственников были внесены изменения в части вида разрешённого использования земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания».

В силу Градостроительного Кодекса РФ, получению разрешения на строительство, предшествует подготовка проектной документацию, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем)и определяющую архитектурные, функционально – технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация должная осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции проводиться проверка проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.

В связи с чем, административные истцы считают, что отсутствует необходимость в получении градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, если планируется строительство объекта с отступлением от разрешённых параметров.

На основании изложенного, административные истцы просят суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГдоп об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2511 кв.м. по ул. <адрес>; обязать администрацию муниципального образования <адрес> в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении административным истцам разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства административно-офисного здания на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2511 кв.м. по ул. <адрес>.

В судебном заседании представитель административных истцов настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Пояснения представителя истцов аналогичны доводам изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, считая, что отказ является обоснованным и законным.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу ч.ч. 8, 9, 10 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; при этом обязанность доказывания обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд, а также суд выясняет обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; и соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, бремя доказывания которых возложено на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Кроме того, при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объёме.

Как следует из материалов дела ФИО3, ФИО4, ФИО5., ФИО6, ФИО7 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2511 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке вид разрешённого использования земельного участка - «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания».

Поскольку вышеуказанный земельный участок имеет нестандартную конфигурацию, ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в департамент архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

В протоколе заседании Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проведённых публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства», указаны возражения, что на официальном сайте администрации муниципального образования информация о проекте предложений к градостроительному плану земельного участка с изображением на нем построек и их характеристики, отсутствует.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГдоп. сообщено, что на заседании Комиссии по землепользованию и застройке администрации муниципального образования <адрес> административным истцам было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на земельном участке по ул. <адрес>, без отступа строения от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования со стороны ул. им. 40-летия Победы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административными истцами не был представлен утверждённый градостроительный план земельного участка в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), приосуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставить документы указанные данной нормой, в том числе и градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

В силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и9 настоящей статьи документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.

При этом, ч. 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Само по себе понятие – разрешение на отклонение от предельно разрешенных норм строительства, подразумевает, что для начала предельные нормы должны быть утверждены для конкретного земельного участка. И только после утверждения предельных норм строительства, целесообразно вести речь об отклонении от них.

Исходя из вышеизложенных норм, непредставление градостроительного плана земельного участка является основанием к отказу в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Также суд обращает внимание на то, что выдача разрешения на отклонения от предельных норм строительства являлется правом администрации, а не обязанностью, так как политика в области архитектуры и градостроительства это исключительная прерогатива органов муниципальной власти. Перспективные планы развития города, включая строительство дорожной сети, коммуникационной сети и социальной инфраструктуры, по факту могут отличаться от личных бизнес - планов и проектов, граждан имеющих намерения реализовать строительные проекты.

Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что доводы административного иска основаны на неверном применении норм права, в связи с чем приходит к выводу о необоснованности исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 227КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании незаконным отказа администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: