2а-1130/2018
Решение
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года <...>
Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным требования об оформлении разрешения на строительство, подготовке административным истцом проекта планировки территории и проекта межевания территории,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Омска по адресу своей регистрации с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска. В обоснование указал, что является собственником № доли в праве собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, незавершенный строительством (л.д.42 и 44), по адресу: <адрес>. ФИО1 обратился в администрацию Кировского административного округа г. Омска с заявлением о выдаче ордера на производство земляных работ для прокладки наружных сетей водоснабжения и канализации. 29.06.2017 на имя ЛГ (собственник второй половины дома) документы возвращены на доработку (л.д.19). 02.11.2017 ФИО1 отказано в согласовании размещения объекта по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». 22.12.2017 ФИО1 отказано в согласовании размещения объекта по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п. 01.02.2018 администрация КАО г. Омска отказала ФИО1 в удовлетворении жалобы на вышеуказанные решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги. ФИО1 обжаловал решения, принятые в ходе предоставления муниципальных услуг главой администрации Кировского административного округа г. Омска от 29.06.2017, 02.11.2017, 22.12.2017 Мэру города Омска ОВ Решением последней от 28.02.2018 жалоба ФИО1 отклонена со ссылкой на необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, поскольку по информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сети водоснабжения и водоотведения индивидуального жилого дома в рассматриваемом случае относятся к объектам капитального строительства. ФИО1 предпринял попытку оформления документов для получения разрешения на строительство – обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении реквизитов проекта планировки и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок по <адрес><адрес>. Департамент архитектуры и градостроительства письмом от 07.03.2018 сообщил, что проект планировки требуемой территории утвержден постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 №-п. Утверждение проекта межевания территории планируется в течение 2018 года. Дополнительно сообщено, что согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
ФИО1 просит признать незаконной позицию департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о необходимости получения истцом отдельного разрешения на строительство линейных сооружений водоснабжения и канализации, указанную в письме от 28.02.2018 № №, поскольку считает, что сети водоснабжения и канализации, которые планирует прокладывать административный истец, нельзя относить к линейным объектам капитального строительства, а необходимо отнести к принадлежностям объекта капитального строительства, то есть к объекту вспомогательного использования, предназначенного для обслуживания основного здания.
Также просит признать незаконной позицию департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории силами ФИО1, поскольку такие работы влекут для административного истца несоизмеримые временные и финансовые затраты.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ФИО2, действующая на основании доверенности, диплом о высшем юридическом образовании представлен, в судебном заседании не признала требования административного истца, представила письменный отзыв, согласно которому в функции департамента архитектуры и градостроительства входит выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается на основании заявления и прилагаемого перечня документов, установленного частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что трубопроводы и другие подобные сооружения являются линейными объектами. А объекты, строительство которых не завершено, являются объектами капитального строительства, в силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ.
Указывает, что департамент архитектуры и градостроительства не нарушил права административного истца, поскольку в установленном порядке за выдачей разрешения на строительство ФИО1 в департамент архитектуры и градостроительства не обращался, а ответ по вопросу проектов планировки и межевания территории дан в порядке разъяснения в ответ на обращение ФИО1
Представители администрации Кировского административного округа г. Омска, Администрации города Омска в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом (при подготовке к рассмотрению дела оба представителя получили повестки), о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения административного дела не ходатайствовали, письменные отзывы по существу не представили.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска, руководствуясь следующим.
ФИО1 является собственником № доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом, незавершенный строительством (л.д.42 и 44) по адресу: <адрес>.
Для прокладки к жилому дому сетей водоснабжения и канализации обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в 2016 году разработана рабочая документация «Внеплощадочные сети водопровода и канализации к строящемуся частному жилому дому по <адрес>». Как следует из схем (л.д.24,53), сеть водопровода общей протяженностью 187 м. пересекает 2 автомобильные дороги – <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) и <адрес> (кадастровый номер земельного участка №); сеть канализации общей протяженностью 77 м. пересекает <адрес>.
ФИО1 обратился в администрацию Кировского административного округа г. Омска с заявлением о выдаче ордера на производство земляных работ для прокладки наружных сетей водоснабжения и канализации.
29.06.2017 на имя ЛГ (собственник второй половины дома) документы возвращены на доработку (л.д.19).
02.11.2017 администрацией Кировского административного округа в лице главы администрации АЮ отказано ФИО1 в согласовании размещения объекта по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (л.д.21).
22.12.2017 главой администрации Кировского административного округа г. Омска АЮ отказано ФИО1 в согласовании размещения объекта по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 8 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п (л.д.22).
ФИО1 обратился в администрацию КАО с жалобой.
01.02.2018 администрацией Кировского административного округа г. Омска в лице и.о. главы АЕ на имя ФИО1 (л.д.16) дан отказ в выдаче ордера на производство земляных работ в связи с необходимостью получения разрешения на строительство. Также отказано в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимого для размещения линейного объекта на таком участке, поскольку указанный в заявлении срок использования земельных участков превышал один год. Отказано в согласовании размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, со ссылкой на информацию департамента архитектуры и градостроительства о том, что сети водоснабжения и водоотведения индивидуального жилого дома в рассматриваемом случае относятся к объектам капитального строительства, требующим получения разрешения на строительство.
ФИО1 обжаловал решения, принятые в ходе предоставления муниципальных услуг главой администрации Кировского административного округа г. Омска от 29.06.2017, 02.11.2017, 22.12.2017 Мэру города Омска ОВ Решением последней от 28.02.2018 жалоба ФИО1 отклонена со ссылкой на необходимость получения разрешения на строительство линейных объектов, поскольку по информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сети водоснабжения и водоотведения индивидуального жилого дома в рассматриваемом случае относятся к объектам капитального строительства.
ФИО1 предпринял попытку оформления документов для получения разрешения на строительство – обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении реквизитов проекта планировки и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок по <адрес>. Департамент архитектуры и градостроительства письмом от 07.03.2018 сообщил, что проект планировки требуемой территории утвержден постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 №-п. Утверждение проекта межевания территории планируется в течение 2018 года. Дополнительно сообщено, что согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Несоответствия оспариваемого решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд не усматривает.
Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов является муниципальной услугой, предоставляемой в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18.08.2016 N 1023-п.
Главой 8 Административного регламента о выдаче разрешения на использование земель установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:
1) заявление о выдаче Разрешения по форме согласно приложению N 2 к настоящему административному регламенту;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
3) копии документов, подтверждающих личность представителя заявителя и документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае если заявление подается представителем заявителя);
4) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
5) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории;
6) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка (в случае если предполагается размещение объектов на земельном участке);
7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на земельный участок (в случае если предполагается размещение объектов на земельном участке);
8) документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, предусмотренных подпунктами 3-5, 7-12, 15 пункта 2 настоящего административного регламента (пп.3 - размещение подземных линейных сооружений, а также их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пп.4 - размещение водопроводов и водоводов всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пп.5 - размещение линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство).
Глава 10 Административного регламента о выдаче разрешения на использование земель устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе: в случаях, предусмотренных подпунктами 3-15 пункта 2 настоящего административного регламента:
1) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке;
2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке;
3) документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, предусмотренных подпунктами 3-5, 7-12, 15 пункта 2 настоящего административного регламента. Данный документ не был представлен административным истцом с заявлением о выдаче разрешение на использование земельных участков.
Запрос документов и недостающей информации в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия осуществляется в порядке, установленном положениями параграфа 2 главы 21 Административного регламента о выдаче разрешения на использование земель - специалист администрации округа или специалист отдела "Служба одного окна", ответственный за межведомственное и внутриведомственное взаимодействие, в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления и документов направляет следующие запросы:
в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для получения документов, подтверждающих отнесение объекта к видам объектов, предусмотренных подпунктами 3-5, 7-12, 15 пункта 2 настоящего административного регламента.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1).
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В ч. 7 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются перечисленные документы. Частью 7.1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что из перечня самим органом, уполномоченным выдавать разрешения на строительство, запрашиваются в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, только документы, указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
Поскольку при запросе необходимых для выдачи разрешения на использование земель в порядке межведомственного взаимодействия не имеет места предоставление полного объема перечисленных в части 7 статьи 51 ГрК РФ документов, характеризующих строящийся объект, постольку правомерна была информация департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, что в соответствии с положениями ГрК РФ для строительства линейных объектов – трубопроводов водоснабжения и канализации объекта индивидуального жилищного строительства в пределах трех земельных участков необходимо получение разрешения на строительство.
Доводы представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о том, что их решением не затронуты права административного истца, который самостоятельно в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращался, суд отклоняет, поскольку, как указано выше, заключение данного административного органа в рассматриваемом случае является обязательным, хотя и в порядке межведомственного взаимодействия.
Довод административного истца о том, что в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования судом отклоняется как основанный на неправильном толковании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации – как следует из материалов дела, строительство предполагается не только на земельном участке, на котором расположен жилой дом, но и на двух других земельных участках, с пересечением двух автомобильных дорог.
Ссылки административного истца на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.02.2010 № 6180-ИП/08, согласно которому сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом, суд также отклоняет, как неприменимые к рассматриваемому случаю в силу того, что в данном письме речь идет о газопроводах и о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации в целях строительства газопровода.
Что касается довода административного истца о незаконности предложения подготовить проект планировки за счет физического лица, судом он отклоняется как не соответствующий положениям статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где прямо указано, что подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Запланированное на 2018 год утверждение проекта межевания территории, на которой расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, никаким образом не противоречит закону и не нарушает прав административного истца.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку судом не установлено несоответствия оспариваемого решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, постольку оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным требования об оформлении разрешения на строительство, подготовке административным истцом проекта планировки территории и проекта межевания территории, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: __________________ Т.Г. Глазкова
Решение в окончательной форме принято 03 мая 2018 года.
Судья: __________________ Т.Г. Глазкова
Решение вступило в законную силу 04.07.2018.
Апелляционным определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.