Дело № 2а-1130/2022
23RS0033-01-2022-001621-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт Мостовской 21 июля 2022 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Таранова Р.А.,
при секретаре Черной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Псебайского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества,
установил:
прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Псебайского городского поселения Мостовский район, в котором просит:
-признать незаконным бездействие администрации Псебайского городского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 16.03.2022.
-обязать администрацию Псебайского городского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 16.03.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлены следующие нарушения.
Общие положения, регулирующие порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, установлены приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
На территории Псебайского городского поселения указанная сфера правоотношений урегулирована постановлением главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
В марте 2022 года, в проведенной проверкой, установлено, что постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» в соответствие с вышеуказанными изменениями федерального законодательства не приведено, что послужило основанием для принесения прокуратурой района главе поселения 16.03.2022 протеста на указанный нормативный правовой акт с требованием о внесении в него соответствующих изменений.
Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления в постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.
Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.
В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», действие нормативного правового акта, не соответствующего требованиям федерального законодательства, создает правовую неопределенность, риски получения указанных разрешений лицами, не обладающими таким правом.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление - прокурора Мостовского района Гаврилова Д.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Псебайского городского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство представителя администрации ФИО1, в котором он просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, против удовлетворения административных требований прокурора Мостовского района не возражал.
Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которого выявлено, что общие положения, регулирующие порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, установлены приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
На территории Псебайского городского поселения указанная сфера правоотношений урегулирована постановлением главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Приказом Минтранса России от 06.09.2021 № 298 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. № 272 и от 5 июня 2019 г. № 167» в Приказ Минтранса России от 05.06.2019 № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее - Порядок) внесены многочисленные изменения.
Так, пунктом 4 Порядка установлено, что специальное разрешение выдается на движение транспортного средства по определенному маршруту без груза или с грузом на срок до трех месяцев.
Предусмотрено, что за выдачу специального разрешения должна быть уплачена государственная пошлина до подачи заявления либо в случае, если заявление подано в электронной форме, после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению (п. 7 Порядка).
Также уточнены требования к заявлению на получение специального разрешения, подаваемому в органы самоуправления; перечень предоставляемых документов; основания для отказа в выдаче разрешения (п.п. 8, 9, 12, 39 Порядка).
Главой V Порядка установлены особенности согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, для движения которого требуется разработка проекта организации дорожного движения, специального проекта, оценка технического состояния дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, дорожных сооружений и коммуникаций.
Кроме того, Порядок дополнен главой VII, регламентирующей процедуру выдачи специального разрешения в электронной форме.
Внесенными изменениями обновлена форма специального разрешения на движение по автомобильным дорогам (приложение № 1 к Порядку).
Образец заявления на получение специального разрешения, ранее утвержденный приложением № 2 к Порядку, утратил силу.
Однако, к моменту проведения проверки в марте 2022 года постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» в соответствие с вышеуказанными изменениями федерального законодательства не приведено, что послужило основанием для принесения прокуратурой района главе поселения 16.03.2022 протеста на указанный нормативный правовой акт с требованием о внесении в него соответствующих изменений.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Вместе с тем установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления в постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.
В результате незаконного бездействия администрации Псебайского городского поселения по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушаются права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района обоснованным.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского к администрации Псебайского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Псебайского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества -удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Псебайского городского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 16.03.2022.
Обязать администрацию Псебайского городского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 16.03.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Псебайского городского поселения Мостовского района от 18.02.2021 № 53 «Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Псебайского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.А. Таранов