ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1131/18 от 12.07.2018 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1131/2018

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года г. Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2018 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании налогов и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налогов и пени. В обоснование требований указано, что ответчик является налогоплательщиком транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц. Налоговым органом ему были начислены налоги за 2015 год, направлено налоговое уведомление. Обязанность по уплате налогов ответчик в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Требование об уплате пени ответчиком не исполнено. Поэтому административный истец, с учетом уменьшения требований, просит взыскать с административного ответчика сумму недоимки по налогам и пени в общем размере 6378 рублей 84 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие. В представленных дополнениях к исковому заявлению представитель истца указал, что по заявлению ФИО1 ему произведен перерасчет по транспортному налогу за три предшествующих года (2015, 2016, 2017 год), в связи с чем сумма транспортного налога, начисленного по транспортному средству трактор Беларус 320МК не подлежит взысканию в рамках настоящего дела.

В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, уведомлен надлежащим образом. Согласно ранее представленным возражениям на исковое заявление и дополнениям к ним, им в налоговый орган были поданы заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу в отношении транспортного средства трактор Беларус 320МК, а также заявление о проведении зачета ранее уплаченного налога по данной единице техники. Поэтому просил отказать во взыскании транспортного налога, и пени, начисленным по трактору Беларус 320МК. Полагает, что подлежат зачету суммы переплаты транспортного налога по трактору в счет ранее уплаченного налога по автомобилю с государственным регистрационным знаком <***> мощностью 130 л.с.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Как следует из ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Транспортный налог согласно ст. 356 НК РФ вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Архангельской области от 1 октября 2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон «О транспортном налоге») транспортный налог введен в действие и обязателен к уплате на территории Архангельской области.

Ставки транспортного налога в соответствии со ст. 1 Закона «О транспортном налоге» установлены в зависимости от мощности двигателя.

Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 № 1001 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 года, № 13051).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В силу статей 401, 402, 403, 405 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, квартира.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ч. 1 ст. 408, ст. 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Абзацем 1 п. 3 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (абз. 1 п. 4 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

Из представленных материалов дела, налоговых уведомлений, требования об уплате налога и пени суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога и пени налоговым органом была соблюдена, срок обращения в суд на основании ст. 48 НК РФ административным истцом не пропущен.

Судом установлено, что в 2015 году на имя административного ответчика было зарегистрировано следующее имущество: транспортное средство«....» с государственным регистрационным знаком ...., транспортное средство«....» с государственным регистрационным знаком ...., трактор .... с государственным регистрационным знаком ....; 1/3 в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу г. Котлас, ...., кадастровый ; земельный участок по адресу ...., кадастровый .

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.

Поскольку начисленные на принадлежащее ответчику имущество налоги не были уплачены в срок, в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование № 251 по состоянию на 26 января 2017 года об уплате недоимки по налогам за 2015 год, а именно: транспортного налога в размере 6705 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 174 рублей, земельного налога в размере 210 рублей, пени по транспортному налогу в размере 122 рублей 92 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 19 копеек, пени по земельному налогу в размере 3 рублей 85 копеек.

В силу п.п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пени, штрафов.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций (утвержденного Приказом ФНС России от 25Л2.2008 N ММ-3-1/683@), перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов.

Как было указано выше налоговым органом по заявлению ФИО1 произведен перерасчет по транспортному налогу за три предшествующих года (2015, 2016, 2017 год), в связи с чем суммы взыскиваемого транспортного налога за 2015 год и пени по транспортному налогу уменьшены. Льгота за 2011, 2012, 2013, 2014 годы не предоставлена, суммы переплаты за указанные периоды не выявлены.

Согласно решению налогового органа от 13 июня 2018 года № 161 ФИО1 отказано в зачете транспортного налога на сумму 1168 рублей 75 копеек, в связи с тем, что переплата, указанная в заявлении, не подтверждена налоговым органом.

Суд отмечает, что в случае несогласия административного ответчика с данным решением он вправе обжаловать его в установленном законом порядке.

Встречных исковых требований в рамках рассмотрения данного дела заявлено не было. Кроме того, суммы налогов за 2011, 2012, 2013, 2014, 2016 годы предметом рассмотрения настоящего дела не являются.

Сведений об уплате взыскиваемой недоимки по налогам и пени ответчиком не представлено, расчет начисления пени не опровергнут, судом проверен и признан верным.

В связи с этим, суд считает требования, с учетом их уменьшения, о взыскании с ответчика транспортного налога в размере 5880 рублей, пени по транспортному налогу в размере 107 рублей 80 копеек, земельного налога в размере 210 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 рублей 85 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 174 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 19 копеек, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании налогов и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: Архангельская область, город Котлас, ...., транспортный налог в размере 5880 рублей, пени по транспортному налогу в размере 107 рублей 80 копеек, земельный налог в размере 210 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 рублей 85 копеек, налог на имущество физических лиц в размере 174 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 19 копеек по реквизитам: счет в Отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК , ИНН УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 2904),

КБК , код ОКТМО - транспортный налог в размере 3120 рублей;

КБК , код ОКТМО - транспортный налог (пени) в размере 57 рублей 20 копеек;

КБК , код ОКТМО - транспортный налог в размере 2760 рублей;

КБК , код ОКТМО - транспортный налог (пени) в размере 50 рублей 60 копеек;

КБК , код ОКТМО - земельный налог в размере 210 рублей;

КБК , код ОКТМО - земельный налог (пени) в размере 3 рублей 85 копеек;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц в размере 174 рублей;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц (пени) в размере 3 рублей 19 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий Е.В. Ропотова