ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1131/18 от 14.08.2018 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1131/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Горячеключевской городской суд Краснодарского края 14 августа 2018 года

в составе:

председательствующего Попова В.А.,

при секретаре Горевой И.О.,

с участием:

представителя административного истца – помощника

прокурора г. Горячий Ключ ФИО1,

представителя административного ответчика – Совета

МО г. Горячий Ключ ФИО2,

представителя административного ответчика – администрации

МО г. Горячий Ключ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах муниципального образования г. Горячий Ключ к Совету МО г. Горячий Ключ, администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Горячий Ключ и администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в части не включения в местный бюджет расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, не выделения денежных средств на ремонт школ, переселение жителей из 8-миквартирнорного жилого дома и приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, об обязании администрации муниципального образования г. Горячий Ключ подготовить проект изменений в бюджет муниципального образования г. Горячий Ключ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, об обязании Совета муниципального образования г. Горячий Ключ внести в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ№«...» соответствующие изменения с учетом указанных затрат,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Горячий Ключ в интересах муниципального образования г. Горячий Ключ обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету МО г. Горячий Ключ, администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Горячий Ключ и администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в части не включения в местный бюджет расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, не выделения денежных средств на ремонт школ, переселение жителей из 8-миквартирнорного жилого дома и приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, об обязании администрации муниципального образования г. Горячий Ключ подготовить проект изменений в бюджет муниципального образования г. Горячий Ключ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, об обязании Совета муниципального образования г. Горячий Ключ внести в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ№«...» соответствующие изменения с учетом указанных затрат, и просит признать незаконным бездействие Совета муниципального образования г. Горячий Ключ и администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в части не включения в местный бюджет расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, не выделения денежных средств на ремонт МБОУ СОШ №«...», МБОУ ООШ №«...», ремонт кровли МБОУ СОШ №«...», переселение жителей из 8-миквартирнорного жилого <адрес> в <адрес>, приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья; обязать администрацию муниципального образования г. Горячий Ключ подготовить проект изменений в бюджет муниципального образования г. Горячий Ключ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, включив в него денежные средства на: ремонт МБОУ СОШ №«...» (2,1 млн. руб.), ремонт МБОУ ООШ №«...» (8,2 млн. руб.), ремонт кровли МБОУ СОШ №«...» (5,1 млн. руб.), переселение жителей из 8-миквартирного жилого <адрес> в <адрес> (16 млн. руб.), приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья (68 млн. руб.), а также расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 40,5 млн. руб., не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Совет муниципального образования г. Горячий Ключ внести в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ№«...» соответствующие изменения с учетом указанных затрат.

В обоснование указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ в рамках осуществления надзорной деятельности в 2015-2017 гг. администрации МО г. Горячий Ключ неоднократно указывалось путем направления информационных писем и внесения представлений на необходимость включения в местный бюджет затрат, связанных с оплатой муниципальных контрактов на приобретение товаров, работ и услуг для муниципальных нужд; в Горячеключевской городской суд по итогам проверок направлялись иски и заявления о понуждении администрации МО г. горячий Ключ к выполнению работ, связанных с планированием в местном бюджете значительных затрат на муниципальные нужды, а также для решения вопросов местного значения в различных сферах правоотношений. Обязанность по включению в бюджет затрат на оплату муниципальных контрактов прошлых лет возложена на администрацию МО г. Горячий Ключ решением Горячеключевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ В нарушение указанных требований администрацией МО г. Горячий Ключ не разработаны и не включены в бюджет на 2018 г., а Советом МО г. Горячий Ключ не утверждены в местном бюджете на 2018 г. бюджетные ассигнования на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет.

Также в ноябре 2017 г. было установлено, что администрацией МО г. Горячий Ключ оставались не выполненными указанные работы по ремонту школ, переселению жителей из 8-миквартирного жилого дома и приобретению жилых помещений для переселения граждан из аварийных и непригодного для проживания жилья. Общая сумма требуемых затрат из местного бюджета составляет около 99,4 млн. руб. На сессии Совета назначенной на ДД.ММ.ГГГГ планировалось принять решение О бюджете МО г. горячий Ключ на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов. В ходе изучения проекта бюджета прокуратурой г. Горячий Ключ установлено, что данные затраты в расходную часть бюджета не включены, направили соответствующее заключение о невозможности принятия бюджета в предложенном виде. ДД.ММ.ГГГГ Советом МО г. Горячий Ключ принято решение №«...» «О бюджете муниципального образования город Горячий Ключ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в котором замечания прокуратуры не учтены.

Решениями Совета МО г. Горячий Ключ №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, №«...» от ДД.ММ.ГГГГ в местный бюджет внесены изменения, однако денежные средства, направленные на исполнение судебных решений по искам прокурора, требующих значительных финансовых затрат, по-прежнему в местном бюджете не выделены. Таким образом, административными ответчиками не принято мер, направленных на включение в него денежных средств на исполнение судебных решений, и утвержден бюджет без учета замечаний прокурора г. Горячий Ключ.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Горячий Ключ ФИО1 поддержала административный иск, просила его удовлетворить в полном объеме ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Также пояснила, что срок подачи данного административного иска ими пропущен в связи с тем, что изначально они обращались с административным иском в <адрес>вой суд, которым производство по делу было прекращено.

Представитель административного ответчика – Совета МО г. Горячий Ключ ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, просила в удовлетворении требований прокурора отказать. При этом пояснила, что прокурором г. Горячий Ключ пропущен срок исковой давности для подачи данного административного иска, поскольку на очередной тридцать шестой сессии Совета МО г. Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ, на которой был принят бюджет на 2018-2020 гг., присутствовал представитель прокуратуры г. Горячий Ключ. Кроме того, в бюджете МО г. Горячий Ключ предусмотрены средства по предписанию прокуратуры по ремонту школ, в бюджете на последующие 2019-2020 годы предусмотрены суммы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В конце 2017 г. МО г. Горячий Ключ получив краевую дотацию погасило большую часть кредиторской задолженности, и работа в этом направлении продолжается. Также представила возражение на административный иск.

Представитель административного ответчика – администрации МО г. Горячий Ключ ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, просил оставить административный иск прокурора без удовлетворения. При этом пояснил, что прокурором г. Горячий Ключ пропущен срок исковой давности для подачи данного административного иска, поскольку копия решения Совета МО г. Горячий Ключ от ДД.ММ.ГГГГ№«...» была получена прокурором г. Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ, заявления о восстановлении пропущенного срока не заявлялось. Кроме того, довод прокурора относительно не исполнения администрацией МО г. Горячий Ключ решения Горячеключевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №«...»а-803/2017, не обоснован, поскольку администрацией МО г. Горячий Ключ принимаются меры направленные на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет. В бюджете МО г. Горячий Ключ предусмотрены средства по предписанию прокуратуры по ремонту школ, в бюджете на последующие 2019-2020 годы предусмотрены суммы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Заявленные прокурором требования о включении в муниципальный бюджет средств на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет не обосновываются источником дохода, за счет которых будут обеспечены данные расходы. Муниципальным бюджетом утвержденным решением Совета МО г. Горячий Ключ от ДД.ММ.ГГГГ№«...» предусмотрена частичная оплата исполнения судебных решений за предыдущие годы. Также представил возражение на административный иск.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что предусмотрено п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Кроме того, согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Бюджетные обязательства представляют собой расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Одним из принципов бюджетного законодательства является принцип сбалансированности бюджета, под которым понимается что, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ).

Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№«...»-О-О разъяснено, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Из указанного следует, что помимо указания в местном бюджете статей расходов по исполнению решений суда, для исполнения таких решений предусмотрен административный порядок осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, и соответственно само по себе отсутствие в местном бюджете статей расходов по исполнению судебных решений не означает неисполнимость таких решений.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на очередной тридцать шестой сессии Совета МО г. Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №«...» «О бюджете муниципального образования город Горячий Ключ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно протокола данной сессии от ДД.ММ.ГГГГ, на сессии присутствовал помощник прокурора г. Горячий Ключ, который излагал свою позицию относительно проекта бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Копию решения Совета МО г. Горячий Ключ №«...» от ДД.ММ.ГГГГ поступила в прокуратуру г. Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией сопроводительного письма Совета МО г. Горячий Ключ, на котором стоит соответствующий входящий штамп прокуратуры г. Горячий Ключ.

Из представленной суду бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов усматривается, что в бюджете МО г. Горячий Ключ предусмотрены средства по ремонту ограждения МБОУ СОШ №«...» (2,1 млн. руб.), ремонту МБОУ ООШ №«...» (0,4 млн. руб.), ремонту кровли МБОУ СОШ №«...» (5,1 млн. руб.), переселение граждан из аварийного жилищного фонда (9,5 млн. руб.).

Таким образом, довод прокурора относительно не включения в местный бюджет затрат на ремонт школ и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, также как и довод прокурора о принятии решения №«...» «О бюджете муниципального образования город Горячий Ключ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и утверждении бюджета без учета замечаний прокуратуры относительно местного бюджета, являются не обоснованными и опровергнуты в ходе судебного разбирательства.

Заявленные прокурором требования о включении в муниципальный бюджет средств на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет не обосновываются источником дохода, за счет которых будут обеспечены данные расходы.

Таким образом, понуждение судом органа местного самоуправления к включению в бюджет определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

При этом уважительными причинами следует считать объективно исключающие возможность подачи административного иска в суд в установленный срок. Бремя доказывания данных обстоятельств лежит исключительно на административном истце.

На основании ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Административный истец считает, что администрацией МО г. Горячий Ключ как разработчиком местного бюджета не принято мер, направленных на включение в него денежных средств на исполнение судебных решений, а Советом МО г. Горячий Ключ как органом, наделенным полномочиями по утверждению местного бюджета, решение о его утверждении принято без учета замечаний прокуратуры г. Горячий Ключ.

Копию решения Совета МО г. Горячий Ключ №«...» от ДД.ММ.ГГГГ поступила в прокуратуру г. Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией сопроводительного письма Совета МО г. Горячий Ключ, на котором стоит соответствующий входящий штамп прокуратуры г. Горячий Ключ.

Таким образом, об оспариваемом решении Совета МО г. Горячий Ключ №«...» от ДД.ММ.ГГГГ в принятой редакции прокурор г. Горячий Ключ узнал ДД.ММ.ГГГГ.

Однако с административным иском о признании незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Горячий Ключ и администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в части не включения в местный бюджет расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, не выделения денежных средств на ремонт школ, переселение жителей из 8-миквартирнорного жилого дома и приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, об обязании администрации муниципального образования г. Горячий Ключ подготовить проект изменений в бюджет муниципального образования г. Горячий Ключ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, об обязании Совета муниципального образования г. Горячий Ключ внести в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ№«...» соответствующие изменения с учетом указанных затрат, прокурор г. Горячий Ключ обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 6 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении интересов муниципального образования г. Горячий Ключ.

Данные обстоятельства также отражены в административном иске и не оспаривались помощником прокурора г. Горячий Ключ в ходе судебного разбирательства.

Довод помощника прокурора г. Горячий Ключ о том, что они изначально обращались с данным административным иском в <адрес>вой суд, которым производство по делу было прекращено в марте 2018 г., не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока подачи настоящего административного иска.

Кроме того, определение о прекращении производства по делу по административному иску прокурора г. Горячий Ключ об оспаривании решения Совета МО г. Горячий Ключ от ДД.ММ.ГГГГ№«...», <адрес>вым судом было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, при вынесении данного определения помощник прокурора г. Горячий Ключ участвовал в судебном заседании <адрес>вого суда, а настоящий административный иск прокурора г. Горячий Ключ поступил в Горячеключевской городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 4 месяцев.

При этом, ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления не содержится в административном исковом заявлении и не заявлялось административным истцом в ходе судебного разбирательства. Каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока и доказательств их обосновывающих административным истцом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления срока судом не усматривается.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах муниципального образования г. Горячий Ключ к Совету МО г. Горячий Ключ, администрации МО г. Горячий Ключ о признании незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Горячий Ключ и администрации муниципального образования г. Горячий Ключ в части не включения в местный бюджет расходов на погашение задолженности по муниципальным контрактам прошлых лет, не выделения денежных средств на ремонт школ, переселение жителей из 8-миквартирнорного жилого дома и приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, об обязании администрации муниципального образования г. Горячий Ключ подготовить проект изменений в бюджет муниципального образования г. Горячий Ключ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, об обязании Совета муниципального образования г. Горячий Ключ внести в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ№«...» соответствующие изменения с учетом указанных затрат, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 17.08.2018 г.

Председательствующий В.А. Попов