ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1131/2021 от 25.01.2022 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-367/2022 (2а-1131/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Плешаново Красногвардейского района 25 января 2022 года

Оренбургской области

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре Миллер Л.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Бояркина П.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по исполнению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Красногвардейский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по исполнению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения администрацией МО Плешановский сельсовет <адрес> законодательства об энергоснабжении и энергоэффективности, в ходе которой выявлены нарушения в части исполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Прокуратурой района в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Плешановский сельсовет в нарушение норм и требований действующего законодательства не осуществляется обеспечение мероприятий по энергосбережению объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и не принимаются меры по повышению их энергетической эффективности.

Социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией муниципального образования Плешановский сельсовет не распространяется, информация об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых Федеральным законом «Об энергосбережении» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов не размещается.

Указанные нарушения со стороны администрации муниципального образования Плешановский сельсовет подрывают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, препятствует реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не способствует достижению целей законодательства в рассматриваемой сфере.

Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности способствует сокращению потребления энергоресурсов организациями коммунального комплекса, следовательно, создает предпосылки для снижения стоимости коммунальных услуг, предоставляемых конечному потребителю, а также снижению расходов, финансируемых из бюджетов различных уровней.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес>, выразившееся в неисполнении требований ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязать администрацию муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> Оренбургской обеспечить исполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в соответствии с требованиями ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ с определением расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования посредством назначения ответственного лица за энергосбережение, организации пропаганды, социальной рекламы в области энергосбережения, замены ламп накаливания на энергосберегающие, проведение энергетического обследования, оформление энергетических паспортов.

В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Бояркин П.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика –администрации МО Плешановский сельсовет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве указал на согласие с предъявленными требованиями.

Заслушав объяснения помощника прокурора Красногвардейского района Бояркина П.Д., огласив письменный отзыв, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения администрацией МО Плешановский сельсовет <адрес> законодательства об энергоснабжении и энергоэффективности.

В ходе проверки прокуратурой Красногвардейского района Оренбургской области установлено, что администрацией муниципального образования Плешановский сельсовет в нарушение норм и требований действующего законодательства не осуществляется обеспечение мероприятий по энергосбережению объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.

Из ответа администрации МО Плешановский сельсовет <адрес> от 24 декабря 2021 года № 894 следует, что Программа энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в администрации сельсовета не утверждена. Иные мероприятия в указанной сфере администрацией сельсовета в истекший период 2021 года не проводились.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — ФЗ «Об энергосбережении»). Целью данного Федерального закона, согласно ст. 1 ФЗ «Об энергосбережении» является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в пп.4 п.1 ст.5 Устава муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> (далее «Устав»).

Согласно пп.2 п.1 ст. 34 Устава к компетенции администрации сельсовета относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с требованиями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящимКодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно ст. 4 ФЗ «Об энергосбережении», основывается на следующих принципах:

-эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

-поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Исходя из положений ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пп.13 п.1 ст.6 Устава к полномочиям органов местного самоуправления сельсовета относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно положениям ст. 2 ФЗ «Об энергоснабжении» под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Статья 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органа местного самоуправления относит разработку и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений).

Согласно ч. 3 названной статьи, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:

1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

Требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 161.

Так, в силу п.10 Требований, программы, в том числе и муниципальные, должны содержать:

а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;

д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.

Согласно п. 13 Требований, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия:

а) по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;

б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

в) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;

г) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;

д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

е) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;

з) по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

и) по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;

к) по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;

л) по информационному обеспечению указанных в подпунктах "а" - "к" настоящего пункта мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством, в том числе, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности.

Согласно ст. 22 ФЗ «Об энергосбережении» в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

- информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

- социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений федерального законодательства и Устава, суд приходит к выводу о том, что на администрацию МО Плешановский сельсовет <адрес> возложены обязанности по исполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что указанные нарушения со стороны администрации муниципального образования Плешановский сельсовет подрывают правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, препятствует реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не способствует достижению целей законодательства в рассматриваемой сфере.

Доказательств принятия администрацией МО Плешановский сельсовет <адрес> мер, направленных на исполнение требований ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в деле не имеется.

Согласно ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика поступило заявление о признании иска в полном объеме.

Требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

При таких обстоятельствах требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

По мнению суда, разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий по принятию мер, направленных на исполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, является срок – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по исполнению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес>,выразившееся в неисполнении требований ст. 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать администрацию муниципального образования Плешановский сельсовет <адрес> Оренбургской в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рссийской Федерации» с определением расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования посредством назначения ответственного лица за энергосбережение, организации пропаганды, социальной рекламы в области энергосбережения, замены ламп накаливания на энергосберегающие, проведение энергетического обследования, оформление энергетических паспортов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Оренбургской области.

Судья Д.Р.Стройкина

Решение в окончательной форме принято 01 февраля 2022 года.

Судья Д.Р.Стройкина