ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1131/22 от 11.10.2022 Можайского городского суда (Московская область)

Адм.дело №2а-1131/22г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года г.Можайск

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Беловой Е.В., при секретаре Морозовой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 21 по МО к Кузину Дмитрию Николаевичу о взыскании пени, -

у с т а н о в и л:

МРИФНС РФ №21 по Московской области обратился в суд с административным иском к Кузину Д.Н., указывая, что последний с 15.03.2006 года по 06.09.2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, вследствие чего являлся плательщиком торгового сбора и взноса на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС. Между тем, направленное административным истцом требование об уплате пени в добровольном порядке, административным ответчиком было проигнорировано, в связи с чем, ссылаясь на отмену мировым судьей ранее вынесенного судебного приказа о взыскании с Кузина Д.Н. задолженности пени, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика в доход государства задолженность: по уплате пени по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения в сумме <данные изъяты> руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 года прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб.; а всего: <данные изъяты>.

Административный истец в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, настаивает на удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика Елиневский А.С. исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что его доверитель действительно являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком торгового сбора в г. Москве до 06.09.2017 года, обязанность по уплате налогов и сборов исполняла от имени Кузин Д.Н. его бухгалтер, соответствующие документы не сохранились. Налоговый орган обязан представить суд доказательства наличия задолженности по торговому сбору и страховым взносам на ОМС с указанием период образования задолженности, а также исходя из данных сведений подтвердить обоснованность начисления пени в истребуемом в иске размере с указанием периодов образования и исходных сумм.

Судом из материалов дела установлено, что Кузин Д.Н. с 15 марта 2006 года по 06 сентября 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В силу части 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Вопросы уплаты торгового сбора регламентированы ст. ст. 410 - 417 НК РФ, а также Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", согласно которым плательщиками сбора признаются среди прочих индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 статьи 411 НК РФ).

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 2 статьи 412 НК РФ).

По общему правилу сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (статья 417 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней (пункт 1 статьи 72 КАС РФ).

Законом города Москвы от 17.12.2014 года N 62 в соответствии с главой 33 НК РФ с 1 июля 2015 года на территории города Москвы установлен торговый сбор, его ставки, а также льготы по торговому сбору.

По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 123 Можайского судебного района Московской области 15 июня 2021 года был вынесен судебный приказ о взыскании с административного истца задолженности по уплате недоимки в том числе по страховым взносам, торговому сбору и пени на общую сумму <данные изъяты> руб., который 20 июля 2021 года был отменен ввиду поступивших возражений от представителя Кузина Д.Н. относительно его исполнения.

26 января 2021 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением с требованием о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пеней, торгового сбора, то есть, с соблюдением шестимесячного срока, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, поскольку положениями п. 1, п. 2, п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов праве обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и Определении от 04 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-0 пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из абзаца 3 пункта 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (часть 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (часть 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпунктов 2, 5 части 1, части 2 статьи 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

В качестве обстоятельств подлежащих доказыванию административным истцом по настоящему делу являются: размер недоимки по торговому сбору ответчика Кузина Д.Н. и дата уплаты торгового сбора за 2016 года; размер недоимки по страховым взносам на ОМС и дата уплаты страховых взносов на ОМС, на которые начислены истребуемые ко взысканию с Кузина Д.Н. 110,90 рублей; подробный расчет пени с указанием исходных сумм недоимки торгового сбора за 2016 года и периода исчисления пени; подробный расчет пени с указанием исходных сумм недоимки по взносам на ОМС, и периода исчисления пени. Судом дважды, в судебном заседании 03.08.2022 года представителю налогового органа и судебном запросе 28.09.2022 года, предлагалось административному истцу представить в суд вышеуказанные доказательства в подтверждения верности расчетов заявленных ко взысканию сумм, однако испрашиваемые доказательства суду не представлены, ссылки налогового органа на передачу документов в налоговые инспекции г. Москвы в связи со сменой адреса проживания Кузина Д.Н. несостоятельны, поскольку налоговые инспекции являются частью системы налоговых органов РФ и не лишены возможности предоставлять соответствующие доказательства в обоснование выдвигаемых требований, более того, законодательство РФ именно на налоговый орган возлагает обязанность по предоставлению соответствующих доказательств.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Кроме того, следует отметить, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Поскольку Кузиным Д.Н. не была исполнена в течение 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе обязанность по уплате налога, налоговым органом, в данном случае ИФНС №27 по г. Москве, в его адрес было направлено требование N 11868 по состоянию на 11 декабря 2018 года об уплате страховых взносов и пени в связи с неуплатой взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 года в сумме <данные изъяты>,<данные изъяты> рублей со сроком уплаты до 21 декабря 2018 года.

Требованием №113988 на 08.02.2020 года Кузину Д.Н. определен срок уплаты пени в связи с уплатой торгового сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму <данные изъяты> рублей, срок исполнения требований – 02.04.2020 года.

Поскольку в обоих требованиях №113988 и N 11868 указана задолженность только по пени, следовательно, обязанность по уплате торгового сбора и страхового вноса на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 года Кузиным Д.Н. исполнена в нарушение предусмотренного НК РФ срока, однако из представленных налоговым органом письменных доказательств не представляется возможным установить, когда Кузиным Д.Н. исполнена обязанность по уплате налоговых платежей, каков был размер недоимки по торговому сбору и страховому взносу, что на прямую влияет на период образования задолженности по пени и размер пени.

Вышеуказанные требования не имеют сведений об основаниях взимания пени, начисленных на момент направления требования; в требовании не указан период начисления пени и на основании какого расчета была начислена сумма пени; не содержит даты, с которой начинается исчисление пени; суммы, на которую начисляется пеня.

Инспекция не представила в материалы дела расчет пени, мотивированное описание расчета, ее обоснование в размере отыскиваемых сумм для оценки по правилам ст. 84 КАС РФ, а представленные к исковому заявлению расчеты не содержат арифметических действий, подлежащих проверке с указанием суммы недоимки, периода ее образования, процентной ставки.

Исходя из требований главы 32 КАС РФ, суммы налогов и санкций исчисляются налоговыми органами и на них возложена обязанность обосновать их расчет, с возможностью проверки в судебном порядке.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 5 статьи 289 КАС РФ).

Однако из представленного в материалы дела расчета пени ее обоснованность в размере взыскиваемой суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований. Сам по себе факт указания в требовании налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.

Доказательства принудительного взыскания недоимки по налогам либо ее добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, административным истцом в дело представлены не были, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени в заявленном размере, в связи с вышеизложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, -

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области к Кузину Дмитрию Николаевичу о взыскании пени по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения в сумме <данные изъяты> руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 года прочие начисления в сумме <данные изъяты> руб.; а всего: <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 октября 2022 года.

Председательствующий судья Е.В. Белова

КОПИЯ ВЕРНА. СУДЬЯ

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ.