ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11324/20 от 08.12.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-11324/2020

УИД- 16RS0042-03-2020-010802-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года город Набережные Челны

Республики Татарстан

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хасимова Л.З.,

при секретаре судебного заседания Мингалимовой Г.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании распространяемой в сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Камский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование, что Камской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности железнодорожного транспорта, в ходе которой осуществлен мониторинг интернет-ресурсов. При мониторинге выявлен WEB-сайт, посредством которого осуществляется информирование неограниченного круга лиц о продаже дипломов машиниста тепловоза, что противоречит действующему федеральному законодательству. Указанная информация размещена в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет сайтах: ..., на которых содержится информация о продаже дипломов машиниста тепловоза (помощника машиниста) о высшем образовании, а также об окончании колледжей, техникумов о средне-специальном образовании без обучения в образовательных организациях и прохождении итоговой государственной аттестации, которые выполнены на бланках «Гознака» и других типографий. Доступ на интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Установление владельца, собственника и иных правообладателей данных сайтов предпринятыми мерами не представилось возможным. На основании изложенного, Камский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц просит признать информацию, размещенную на вышеуказанных интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

До рассмотрения дела по существу, от административного истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, из которого следует, что согласно отзыву заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан, при входе на Интернет-страницу https://vseudorr.com/al-met-evsk/pomoschnik-mashinista-teplovoza переходит на https://okrror.com/al-met-evsk/pomoschnik-mashinista-teplovoza, при этом страница доступна, в Единый реестр не внесена. В связи с чем, Камский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц просит признать информацию, размещенную на странице https://okrror.com/al-met-evsk/pomoschnik-mashinista-teplovoza информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В остальной части административное исковое заявление просил оставить без изменения.

В судебное заседание представитель Камского транспортного прокурора не явился, извещен, представил ходатайство, в котором уточненные требования административного иска поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Камского транспортного прокурора. Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) в лице Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил отзыв, согласно которому по состоянию на 04.12.2020 страница сайта ..., при этом страница доступна, в Единый реестр не внесена; страница ... доступна, в Единый реестр не внесена. Кроме того, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации

В Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что материализация информации, в том числе на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет административную ответственность, недопустима.

Размещенная на интернет-страницах ..., информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования дипломов без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании.

Общественная опасность деяния состоит в том, что продажа поддельных документов об обучении нарушает установленный порядок обращения с официальными документами, а также права граждан на безопасность при пользовании услугами железнодорожного транспорта.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми деяниями.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа – фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно пунктам 9, 13 и 14 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 1, 2 статьи 15.1 указанного Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 данного Федерального закона установлено, что основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов административного дела следует, что Камской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности железнодорожного транспорта, в ходе которой осуществлен мониторинг интернет-ресурсов. При мониторинге выявлен WEB-сайт, посредством которого осуществляется информирование неограниченного круга лиц о продаже дипломов машиниста тепловоза, что противоречит действующему федеральному законодательству. Указанная информация размещена в свободном доступе в сети «Интернет» на интернет сайтах: ...,

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материал в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационной технологий и массовых коммуникаций по состоянию на 04.12.2020 страница сайта ... переходит на ..., при этом страница доступна, в Единый реестр не внесена; страница ... доступна, в Единый реестр не внесена.

В соответствии с пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Согласно пункту 9 вышеуказанных Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:

а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию;

б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»;

в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью;

г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.

Таким образом, в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 исполнение вступившего в законную силу решения суда осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Оценив исследованные по делу доказательства в совокупности, суд полагает уточненные административные исковые требования Камского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Камского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенные в сети Интернет по электронному адресу на интернет страницах: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись» Хасимов Л.З.

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2020 года.