ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1132/2016 от 20.07.2016 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-1132/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2016 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

а также с участием представителя административного истца Пачина С.А., действующего на основании удостоверения, представителя административного ответчика Чичёва Т.Г., действующего на основании доверенности

рассмотрев административное дело по административному иску

Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц

к Администрации муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края

о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Администрации муниципального образования «Нытвенское городское поселение» о признании незаконным бездействия Администрации Нытвенского городского поселения, выразившемся:

1) в не принятии мер по созданию муниципальной системы оповещения населения в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями;

2) в не оформлении паспортов на противорадиационные укрытия в подвалах 5-этажных жилых домов, определяющие статус ЗС ГО, расположенных по адресам: Нытвенский муниципальный район, г.Нытва, пр.Ленина, дома №№ 7, 8, 11, 12, 18, 32, 42;

3) в не принятии мер по обеспечению защитных сооружениях гражданской обороны (противорадиационных укрытий), находящихся в собственности администрации Нытвенского городского поселения, расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский муниципальный район, г.Нытва, пр.Ленина, дома №№ 7, 8, 11, 12, 18, 32, 42, следующей документацией:

журнал проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ); план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

В уточненном исковом заявлении от 220.07.2016 года просит возложить на администрацию Нытвенского городского поселения обязанность не позднее 01 октября 2017 года устранить выявленные нарушения, а именно:

- создать и ввести в эксплуатацию местную систему оповещения населения
в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ №
90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о
системах оповещения населения». В этих целях: а) разработать и утвердить положение местной системе оповещения; б) разработать тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организовать их запись на магнитные и иные носители информации; в) обеспечить установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; г) организовать и осуществить подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и
речевой информации в мирное и военное время;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны (противорадиационные укрытия), находящихся в собственности муниципального образования «Нытвенское городское поселение», расположенных по адресу: Пермский край, Нытвенский муниципальный район, г. Нытва, пр.Ленина, дома №№ 7, 8, 11, 12, 18, 32, 42, следующей документацией: журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения федерального законодательства о гражданской обороне, противодействии терроризму на территории Нытвенского городского поселения.

В ходе проверки установлено, что ответчик, администрация Нытвенского городского поселения, не исполняет возложенные действующим законодательством обязанности по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проявлений терроризма.

В судебном заседании представитель истца Пачин С.А. на заявленных требованиях настаивает.

Представитель административного ответчика Чичев Т.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора Нытвенского района признал полностью.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы административного дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения поселений.

Согласно пунктов «г», «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно ст.ст.1, 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и
реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

- проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях,
возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные
сооружения и другие объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия,
медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

- обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе
экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных
конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера;

- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии
готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения
вопросов местного значения;

- определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В соответствии с п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», предусмотрено, что для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ситуаций природного и техногенного характера создаются убежища, которые относятся к объектам гражданской обороны.

Пункт 13 указанного Постановления регламентирует, что в мирное время объекты гражданской обороны могут быть использованы в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в состояние готовности к использованию по назначению.

Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Согласно пунктов 7, 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны (по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты), планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по
предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений
гражданской обороны и их технических систем;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территорий,
отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

- приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с
мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других
сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- планирование и организация строительства недостающих защитных
сооружений гражданской обороны в военное время;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской
обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению
средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и
предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Законом Пермского края от 18.12.2006 № 3396-794 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Нытвенского муниципального района» в собственность Нытвенского городского поселения передано:

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 7 (№ в перечне 1639);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 8 (№ в перечне 1640);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 11 (№ в перечне 1641);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 12 (№ в перечне 1642);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 18 (№ в перечне 1643);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 32 (№ в перечне 1644);

Противорадиационное укрытие в подвале пятиэтажного жилого дома по
адресу г. Нытва, пр. Ленина, 42 (№ в перечне 1646).

В соответствии с требованиями пунктов 3, 4, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказами МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 на муниципальном уровне создается местная система оповещения (на территории муниципального образования), представляющая собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

- руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной
подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и
выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального
образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

В материалах дела имеются акт проверки, предписание от 13.04.2015 года, протокол об административном правонарушении № 1, № 2 от 13.04.2015 г. в отношении должностного лица, юридического лица Администрации Нытвенского городского поселения, где установлено, что Администрацией Нытвенского городского поселения не обеспечено выполнение предусмотренных законодательством обязанностей выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий.

Таким образом, бездействие администрации Нытвенского городского поселения по выполнению обязанностей по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне, гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проявлений терроризма, в случае возникновения вышеуказанных угроз, неотвратимо повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и жизнедеятельности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд признает бездействие Администрации Нытвенского городского поселения незаконным и возлагает на административного ответчика обязанность устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст.187 КАС РФ суд устанавливает в соответствии с характером соответствующих требований срок исполнения решения суда – 01 октября 2017 года и обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 октября 2017 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Нытвенское городскрое поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края, выразившееся:

- в не принятии мер по созданию местной системы оповещения населения в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями

- в не принятии мер по обеспечению защитных сооружений гражданской обороны (противорадиационных укрытий), находящихся в собственности муниципального образования «Нытвенское городское поселение», расположенных по адресам: Пермский край, Нытвенский муниципальный район, г. Нытва, проспект Ленина дома № № 7, 8, 11, 12, 18, 32, 42, следующей документацией:

- журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

- сигналы оповещения гражданской обороны;

- план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;

- план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;

- планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;

- эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;

- эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;

- инструкция по противопожарной безопасности;

- правила поведения укрываемых в ЗС ГО;

- журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.

Обязать Администрацию муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края в срок до 01 октября 2017 года устранить выявленные нарушения, а именно:

- создать и ввести в эксплуатацию местную систему оповещения населения в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», с этой целью:

а) разработать и утвердить положение о местной системе оповещения;

б) разработать тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организовать их запись на магнитные и иные носители информации;

в) обеспечить установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

г) организовать и осуществить подготовку оперативных дежурных( дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны (противорадиационные укрытия), находящиеся в собственности муниципального образования «Нытвенское городское поселение», расположенные по адресам: Пермский край, Нытвенский муниципальный район, г. Нытва, проспект Ленина дома № № 7, 8, 11, 12, 18, 32, 42, следующей документацией:

- журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

- сигналы оповещения гражданской обороны;

- план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;

- план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;

- планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;

- эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;

- эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;

- инструкция по противопожарной безопасности;

- правила поведения укрываемых в ЗС ГО;

- журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.

Обязать Администрацию муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 25 июля 2016 года.

Судья Л.В. Завертяева