ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1132/2021 от 21.05.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Кделу №2а-1132/2021

УИД:23RS0003-01-2021-001181-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2021 года Анапский городской судКраснодарского края в составе:

председательствующегоКравцовой Е.Н.,

при секретареПрокопьевой Е.Ф.,

с участиемпредставителя о истца Рыбка С.О. – адвоката Ивановой М.Н., представившей удостоверение №4887 и ордер №672047 от 21.05.2021г., представителя ответчика ФКУ Упрдор «Тамань» Сосновой Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Рыбка С.О. к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства,Федеральному дорожному агентствуо признании незаконным распоряжения, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Рыбка С.О.обратился в суд с исковым заявлением кФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» ФДА, ФДА о признании незаконным распоряжения,понуждении к совершению действий,. В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».Распоряжение ФДА от 01.12.2020 № 3643-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» указанные земельные участки изъяты у истца. Распоряжение, в части изъятия земельных участков считает незаконным и подлежащим отмене посколькунарушен порядок уведомления правообладателя о принятии решения об изъятии земельных участков, названные земельные участки используются для ведения сельскохозяйственной деятельности, а именно на данных земельных размещена теплица, изменение категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 21.12. 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».Строительством автомобильной дороги по земельным участкам, принадлежащим истцу на праве собственности, нарушаются его права.Кроме того, ФКУ Упрдор «Тамань» не представлены причины, по которым невозможно изъятие иных земельных участков.

В судебном заседаниипредставитель истцазаявленные требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицопредставитель ФДА в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщило.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковое заявлениенеподлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 25.12.2019г. за №4491-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск- на -Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь».

Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 01.12.2020г. №3643-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельные участки с кадастровыми номерами 23:27:1401001:331 и 23:27:1401001:331 (п.1).

Из пункта 2 данного Распоряжения следует, что на ФКУ Упрдор «Тамань» возложена обязанность обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить опубликование настоящего распоряжения (за исключением приложения) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направить копию настоящего распоряжения правообладателям изымаемых земельных участков; обеспечить внесение в ЕГРН сведений о подлежащих образованию земельных участков, права на которые прекращаются в соответствии с настоящим распоряжением.

Собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> является Рыбка С.О. Данные земельные участки относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

29.12.2020г. письмом за № 3/4011 в адрес Рыбка С.О. направлено Распоряжение от 01.12.2020г. №3643-р.

Действия ответчика суд полагает законными ввиду следующего.

В соответствии с п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу ст. 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно п.2 ст.56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (п.2).

Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Положениям статьи 19 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым по 31 декабря 2024 года особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в ЕГРН по заявлениям указанных в части 2 настоящей статьи лиц на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.Вышеуказанное свидетельствует о наличии специального правового акта (федерального закона), регулирующего правоотношения по изменению категории земельных участков, необходимых для строительства объектов транспортной инфраструктуры.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал (постановления от 21.04.2003 № 6-П, от 24.02.2004 № 3-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 29.06.2012 № 16-П, от 16.04.2015 № 8-П, от 03.07.2018 № 28-П), что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ. Возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что, с учетом изложенных позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.

В соответствии с ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; 4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Из представленного стороной ответчика скриншота официального сайта Федерального дорожного агентства следует, что Распоряжение Федерального дорожного агентства от 01.12.2020 № 3643-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» было размещено 01 декабря 2020 года.

Согласно ст.1Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 499- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи (ч.11 ст.56.6 ЗК РФ).

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 01.12.2020 № 3643-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на- Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь» было размещено на сайте администрации Славянского района 22 декабря 2020 гола, что подтверждается скриншотом сайта.

Таким образом, в действиях ФКУ Упрдор «Тамань» отсутствует нарушение порядка уведомления правообладателя о принятии решения об изъятии земельных участков.

Довод истца о том, что ответчиком не представлены варианты размещения автомобильной дороги, суд находит несостоятельными.

27 марта 2019 года между ФКУ Упрдор «Тамань» и АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» заключен государственный контракт № 19-15/ОКЭФ/2- ОИ, предметом которого является выполнение работ по подготовке обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь».

Результатом работ по указанному контракту явилась разработанная документация, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», была направлена в ФАУ «Главгосэкспертиза России», по результатам рассмотрения которой было получено заключение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций от 21.01.2020 № 00051-20/ГГЭ-21368/15-01, согласно которого решение по выбору места размещения автомобильной дороги является оптимальным (стр. 23 заключения).

Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что выводы, сделанные в заключении о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций от 21.01.2020 № 00051-20/ГГЭ-21368/15-01, легли в основу разработки иутверждения документации по планировкитерритории.

При таких обстоятельствах нарушений со стороны Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентстване установлено, оспариваемое распоряжение законно и не подлежит отмене. Заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Рыбка С.О. Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства,Федеральному дорожному агентству о признании незаконным распоряжения, понуждении к совершению действий– отказать.

Снять обеспечительные меры, наложенные по настоящему делу определением Анапского городского суда от 20 апреля 2021 года в виде:

- ареста на объекты недвижимости - земельные участки с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>;

- запрета «Управлению федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства, а также иным привлеченным третьим лицам осуществлять действия, препятствующие Рыбка С.О. пользоваться земельным участком с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также земельным участком с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2021 года