Дело № 2а-1133/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 09 августа 2019 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при секретаре Калининой А.В.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Ленинградской области Супрунова Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца кандидата в депутаты совета депутатов МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ****** Пуровского С.В. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии г. Волхов избирательного округа № ****** о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № ****** «О регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******»,
у с т а н о в и л:
административный истец зарегистрированный кандидат в депутаты совета депутатов МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ****** Пуровский С.В. обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии г. Волхов избирательного округа № ****** о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № ****** «О регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******».
С учетом уточненного административного искового заявления, в обоснование требований, указав, что Решением Совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 июня 2019 года № ****** назначены очередные основные муниципальные выборы в Совет депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва. Заявитель зарегистрирован кандидатом. На этих же выборах Козинов Ю.Б. баллотируется в порядке самовыдвижения и зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******.
Проведение выборов возложено на Территориальную комиссию Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии.
Заявитель полагает, что решение Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Волховского четырехмандатного избирательного округа № ****** от 19 июля 2019 года № ****** «О регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******» является незаконным.
Ссылаясь на ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывает, что в представленных кандидатом Козиновым Ю.Б. недостаточное количество достоверных подписей. Территориальная избирательная комиссия города признала не в полном объеме количество подписей избирателей недействительными. В сведениях избирателей неверно указаны сведениях о них, нарушен порядок сбора подписей, что влечет к признанию всех подписей недействительными. Представленные Козиновым Ю.Б. подписи выполнены одной рукой. В нарушение закона административный ответчик не привлек к проверке подписных листов эксперта. В результате чего было принято незаконное решение о регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом. Также в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о паспорте, об образовании, о месте работы. Территориальная избирательная комиссия не выполнила своих прямых обязанностей по выявлению указанных выше нарушений и неправомерно зарегистрировала Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты, тем самым избирательная комиссия нарушила принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, баллотирующихся в одном избирательном округе. В результате неправомерных действий комиссии и заявитель и кандидат Козинов Ю.Б. оказываются наравне допущенными ко дню голосования 08.09.2019, как следствие кандидат Козинов Ю.Б. получил юридическую возможность одержать победу на выборах по большинству набранных голосов избирателей. Данное обстоятельство непосредственно нарушает право заявителя быть избранным на указанных выборах, поскольку основания регистрации Козинова Ю.Б. неправомерны.
Административный истец Пуровский С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель заинтересованного лица Избирательная комиссия Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Бахвалов В.В, действующий на основании доверенности от 01.08.2019, в судебном заседании требования административного истца поддержал по доводам и основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении. Дополнил, что подписи в подписных листах выполнены одной рукой, нарушена форма подписного листа, в трех подписных листах указаны дата, месяц и год рождения избирателей, чего быть не должно, сведения о выдаче паспорта также содержат дату выдачи, что не предусмотрено формой подписного листа, верхней части подписных листов кроме города указаны еще улица и дом кандидата. Территориальная комиссия должна была отказать Козинову Ю.Б. в регистрации в качестве кандидата, нарушен принцип равенства кандидатов.
Представитель административного ответчика Семенова Э.Е., действующая на основании Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 13.06.2018 № ******, в судебном заседании требования административного истца не признала, полагала, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с итоговым протоколом рабочая группа проверив подписные листы не обнаружила нарушений и рекомендовала кандидата, указание излишних сведений в подписных листах не является основанием для признания подписных листов не соответствующим действительности.
Заинтересованное лицо Козинов Ю.Б. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что излишние сведения не могут являться основанием для признания подписных листов недействительными.
Суд, выслушав мнение участников процесса, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора Супрунова Э.С., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, обозрев в судебном заседании подлинное дело кандидата в депутаты Козинова Ю.Б., подписные листы, приходит к следующему.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В силу подп. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Волховского четырехмандатного избирательного округа № ****** от 19 июля 2019 года № ****** Козинов Ю.Б., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец Пуровский С.В., зарегистрированный кандидатом, просил отменить регистрацию кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ****** Козинова Ю.Б., зарегистрированного по тому же избирательному округу, поскольку в подписных листах недостаточное количество достоверных подписей, в сведениях избирателей неверно указаны сведениях о них, нарушен порядок сбора подписей, подписи выполнены одной рукой, административный ответчик не привлек к проверке подписных листов эксперта, в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о паспорте, об образовании, о месте работы.
При рассмотрении данного дела суд установлено, что 02 июля 2019 года кандидат Козинов Ю.Б. подал в Территориальную избирательную комиссию Волховского района с полномочиями окружной избирательной комиссии Волховского четырехмандатного избирательного округа № ****** заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******, к которому приложил все необходимые документы, предусмотренные статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В заявлении Козинова Ю.Б. о согласии баллотироваться указаны подробные паспортные данные, сведения об образовании и месте работы, которые подтверждаются приложенными к заявлению копией паспорта, копией диплома об образовании и справкой с места работы.
Доводы административного истца об указании недостоверных сведений о паспорте, об образовании, о месте работы, не основаны на требованиях действующего законодательства, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела, и как следствие не являются основанием для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № ****** «О регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******».
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «г» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Форма подписного листа, указанного в Приложении 8 к ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве обязательного реквизита предусматривает написание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата и место жительства лица, удостоверившего подписной лист.
Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3.1 - 7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 6.1 названной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.3).
В силу подп. «в» п. 6.4 той же статьи недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно этому порядку (пункт 12) каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает также, в частности, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 13 статьи 37).
Судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты Козинов Ю.Б. представил в избирательную комиссию документы, в том числе подписные листы с 14-ю подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты, содержащиеся на 6-ти листах.
Из представленных в материалы дела копий подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Козинова Ю.Б., подлинники которых обозревались судом в ходе рассмотрения дела, установлено, что лицом, осуществившим сбор подписей являлся Козинов Ю.Б., во всех подписных листах все сведения заполнены в полном объеме.
Согласно итоговому протоколу рабочей группы о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Козинова Ю.Б., все подписи признаны достоверными и действительными, а их количество - достаточным для регистрации кандидата. Указанные в подписных листах сведения об избирателях исключают какие-либо сомнения по данному вопросу.
Доводы представителя истца о том, что в подписных листах в сведениях избирателей неверно указаны сведениях о них, нарушен порядок сбора подписей, подписи выполнены одной рукой, являются голословными, объективными и конкретными данными не подтверждены, своего подтверждения по результатам судебного разбирательства и исследования материалов административного дела не нашли, что также подтверждается представленным в суд заключением специалиста, согласно которого в подписных листах в поддержку кандидата Козинова Ю.Б., каких-либо нарушений в заполнении, входящих в компетенцию специалиста-почерковеда, не выявлено.
Проанализировав содержание представленных кандидатом в депутаты Козиновым Ю.Б. документов, суд приходит к выводу, что все требования законодательства при подаче заявления и необходимых документов в указанную избирательную комиссию были соблюдены, в связи с чем территориальная избирательная комиссия, рассмотрев поданные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных сведений, приняла обоснованное решение о регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******, и правовых оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Козинова Ю.Б. у избирательной комиссии не имелось.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд, разрешая настоящий спор, не установив нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, в том числе оснований к отказу в регистрации кандидата по мотиву отсутствия достаточного количества достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, приходит к выводу о законности решения избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № ****** и отсутствии оснований для его отмены.
При этом суд учитывает, что дополнительные основания для отмены оспариваемого решения были заявлены представителем административного истца в уточненном исковом заявлении и устно в судебном заседании, за пределами пресекательного десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления административного истца кандидата в депутаты совета депутатов МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ****** Пуровского С.В. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии г. Волхов избирательного округа № ****** о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № ****** «О регистрации Козинова Ю.Б. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Волховскому четырехмандатному избирательному округу № ******» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2019 года
Судья подпись М.Г. Кошкина