ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11343/201918Д от 18.12.2019 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а- 11343/2019 18 декабря 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Басалаевой Н.А.,

с участием прокурора Арсентьевой С.Ю.,

представителей административного истца Новикова А.В., Охтина И.В.,

представителя административных ответчиков Рыбинской Н.В.,

представителя заинтересованных лиц Антонова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ Россия в городе Санкт-Петербурге к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое, участковой избирательной комиссии № 1828, участковой избирательной комиссии № 1831, об отмене решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках, решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое о результатах выборов,

УСТАНОВИЛ:

Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое V созыва № 09 от 19.06.2019 года назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 80 том 1).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 17-8 от 14 ноября 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое (л.д. 77, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 7 от 24 июня 2019 года полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов №№ 202, 203, 204, 205 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое VI созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое (л.д. 75, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 1 от 20 ноября 2017 года председателем избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое избрана Светлова Галина Михайловна (л.д. 76 том 1).

Решением Территориальной избирательной комиссии № 9 (ТИК № 9) № 40-33 от 06 июня 2018 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1826 состава 2018-2023 г.г. (л.д. 84-86 том 1).

Решением ТИК № 9 № 40-84 от 06 июня 2018 года председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1826 назначен Фридрих В.В. (л.д. 87 том 1).

Решением ТИК № 9 № 40-35 от 06 июня 2018 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1828 состава 2018-2023 г.г. (л.д. 90-92, 94-97 том 1).

Решением ТИК № 9 № 40-86 от 06 июня 2018 года председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1828 назначен Климентьев В.И. (л.д. 93 том 1).

Решением ТИК № 9 № 40-38 от 06 июня 2018 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1831 состава 2018-2023 г.г. (л.д. 98-100, 102-103 том 1).

Решением ТИК № 9 № 40-89 от 06 июня 2018 года председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1831 назначен Зимницкий В.Ю. (л.д. 101 том 1).

Итоги голосования по избирательному участку N 1826 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1826 Санкт-Петербурга об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 203 на избирательном участке N 1826, подписанным 09.09.2019 года в 02 часа 43 минуты, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: Аверин Александр Сергеевич – 119 голосов, Безбородоя Ирина Николаевна – 130 голосов, Безменов Борис Борисович – 109 голосов, Биянова Мария Игоревна – 62 голоса, Головизин Михаил Сергеевич – 70 голосов; Карпинский Александр Станиславович – 92 голоса, Корелина Дарья Николаевна – 83 голоса, Лупандина Мария Владимировна – 43 голоса, Назаренко Алексей Владимирович – 100 голосов, Овчинников Алексей Геннадьевич – 104 голоса, Петров Юрий Геннадьевич – 78 голосов, Плосковский Александр Константинович – 94 голоса, Соболева Ирина Георгиевна – 87 голосов, Шокин Антон Николаевич – 95 голосов (л.д. 44, оборот том 1).

Решением Избирательной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Озеро Долгое окружная избирательная комиссия № 203 от 10 сентября 2019 года № 182 итоги голосования по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по избирательному округу № 203 на избирательном участке № 1826 признаны недействительными (л.д. 45 оборот том 1).

Итоги голосования по избирательному участку N 1828 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1828 Санкт-Петербурга об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 203 на избирательном участке N 1828, подписанным 09.09.2019 года в 03 часа 10 минут, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: Аверин Александр Сергеевич – 177 голосов, Безбородоя Ирина Николаевна – 359 голосов, Безменов Борис Борисович – 168 голосов, Биянова Мария Игоревна – 104 голоса, Головизин Михаил Сергеевич – 95 голосов; Карпинский Александр Станиславович – 251 голос, Корелина Дарья Николаевна – 99 голосов, Лупандина Мария Владимировна – 72 голоса, Назаренко Алексей Владимирович – 161 голос, Овчинников Алексей Геннадьевич – 257 голосов, Петров Юрий Геннадьевич – 222 голоса, Плосковский Александр Константинович – 129 голосов, Соболева Ирина Георгиевна – 301 голос, Шокин Антон Николаевич – 153 голоса (л.д. 42, оборот том 1).

Итоги голосования по избирательному участку N 1831 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1831 Санкт-Петербурга об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 203 на избирательном участке N 1831 (Повторный подсчет голосов), подписанным 09.09.2019 года в 17 часов 25 минут, в соответствии с которым голоса избирателей распределены следующим образом: Аверин Александр Сергеевич – 110 голосов, Безбородоя Ирина Николаевна – 191 голос, Безменов Борис Борисович – 84 голоса, Биянова Мария Игоревна – 105 голосов, Головизин Михаил Сергеевич – 115 голосов; Карпинский Александр Станиславович – 143 голоса, Корелина Дарья Николаевна – 95 голосов, Лупандина Мария Владимировна – 71 голос, Назаренко Алексей Владимирович – 115 голосов, Овчинников Алексей Геннадьевич – 162 голоса, Петров Юрий Геннадьевич – 251 голос, Плосковский Александр Константинович – 51 голос, Соболева Ирина Георгиевна – 138 голосов, Шокин Антон Николаевич – 111 голосов (л.д. 43, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 185 от 10 сентября 2019 года выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203 признаны состоявшимися и действительными. Избранными депутатами муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203 зарегистрированных кандидатов, получивших наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признаны: Безбородая И.Н., Карпинский А.С., Овчинников А.Г., Петров Ю.Г., Соболева И.Г. (л.д. 57, оборот том 1).

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 18.09.2019 года обратилось в суд с административным исковым заявлением, просит:

- признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1828 об итогах голосования по избирательному участку № 1828 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва, состоявшихся 08 сентября 2019 года;

- признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1831 об итогах голосования по избирательному участку № 1831 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва, состоявшихся 08 сентября 2019 года;

- признать незаконным и отменить решение ИКМО Озеро Долгое о признании недействительными итогов голосования на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по избирательному участку № 1826;

- признать незаконным и отменить решение ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 185 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 203»;

- обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое признать недействительными: итоги голосования по избирательному участку № 1828 на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6-го созыва; итоги голосования по избирательному участку № 1831 на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6-го созыва; результаты выборов по многомандатному избирательному округу № 203 на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6-го созыва.

Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2019 года производство по административному делу № 2а-11343/2019 в части административных исковых требований к административному ответчику ИКМО Озеро Долгое о признании незаконным и отмене решения ИКМО Озеро Долгое о признании недействительными итогов голосования на состоявшихся 08 сентября 2019 года выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по избирательному участку № 1826, прекращено в связи с отказом административного истца от иска в части требований (л.д. 159-160 том 1).

В обоснование заявленных требований указывает, что на указанных выборах Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге по многомандатному избирательному округу № 203 был выдвинут ряд кандидатов: Аверин Александр Сергеевич, Безменов Борис Борисович, Шокин Антон Николаевич. Оспариваемые решения участковых избирательных комиссий и избирательной комиссии муниципального образования Озеро Долгое считают незаконными и подлежащими отмене.

В отношении решения УИК № 1828 об итогах голосования по избирательному участку № 1828: Нарушение порядка голосования и порядка установления итогов голосования. В ходе подсчета голосов избирателей были неоднократно нарушены требования пункта 2 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ. В частности, на избирательном участке № 1828 было существенное необоснованное затягивание процесса подсчета голосов и многочисленные перерывы в работе. Подсчет вместе с перерывами происходил с 20 часов 00 минут до 04 часов 00 минут утра. На других избирательных участках подсчеты с аналогичным количеством бюллетеней были окончены в 23 часа 30 минут (например, УИК № 1824). Это было сделано для получения результатов с других участков и произведения действий, для обеспечения победы кандидатам от партии Единая Россия. Явка данного избирательного участка оказалась значительно выше явки всех других участков на данном избирательном округе, а итоги кандидатов партии «Единая Россия» превышали результаты других кандидатов в 2 раза, хотя в реальности соответствующая явка лицами, которые присутствовали в помещении для голосования, отмечена не была. Также, в процессе вскрытия урны с бюллетенями, ее намеренно уронили, что повлекло повреждения урны и падение всех бюллетеней на пол, а впоследствии был установлен факт значительного увеличения числа голосов, поданных за кандидатов от партии Единая Россия, по сравнению с иными избирательными участками данного избирательного округа. При этом, впоследствии в помещении ИКМО кандидатами, членами ИКМО с правом решающего и совещательного голоса были найдены разорванные упаковки из-под избирательных бюллетеней по данному избирательному участку с числом, приблизительно соответствующем числу возможного вброса.

Нарушения в части воспрепятствования наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей. Наблюдателям, членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и кандидатам запрещали находиться на достаточном для визуального наблюдения расстоянии, препятствовали в проведении контроля подсчета голосов. Избирательная комиссия избирательного участка № 1828 в нарушение всех требований законодательства в ходе подсчета голосов избирателей производила подсчет таким образом, что обзорность отметок, проставленных за кандидатов в избирательных бюллетенях не обеспечивалась (в нарушение пункта 10 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ) и фактически члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели, которые присутствовали в помещении для голосования, не смогли осуществить визуальный контроль за процедурой подсчета голосов избирателей. Аналогичным образом никак не озвучивались данные по результатам работы со списком избирателей перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей, при этом члены участковой избирательной комиссии долго осуществляли какие-то непонятные манипуляции со списком избирателей, в том числе что-то дописывали в нем (нарушен пунк 6 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ).

В отношении решения УИК № 1831 об итогах голосования по избирательному участку № 1831: нарушение порядка голосования и порядка установления итогов голосования. Председатель участковой избирательной комиссии 1831 4 (четыре) раза давал протокол с данными, отличающимися от подсчитанных. Протокол подписали только с 5-го раза. В увеличенной форме протокола стирались одни данные и вносились другие, когда наблюдатель не имел возможности видеть данные корректировки. При первоначальном подсчете голосов в протокол после подсчета голосов были занесены те данные, которые громко озвучивались, все бюллетени озвучивал председатель УИК 1831. 09 сентября 2019 года членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса оповестили о том, что по решению ИКМО будет производиться пересчет голосов в 14 часов 50 минут. Уведомление было произведено не заблаговременно, а уже в момент пересчета, в следствие чего член УИК с правом решающего голоса Суванов Р.Ш. не имел возможности присутствовать при пересчете, даже если бы знал адрес. Кандидатам в депутаты (Безменов, Тутушкин, Клопков) от члена УИК с правом решающего голоса Суванова Р.Ш. поступила информация о проводимом пересчете на неизвестной территории, ссылаясь на сообщение от него же. Прибывший в ИКМО Безменов Б.Б. получил ответ от председателя ИКМО Светловой Г.М., что пересчет происходит не на территории ИКМО, ей неизвестно где. Безменов Б.Б. объехал 4 школы, где были участки голосования, но достоверно известно, что пересчета на территории УИКов не было. Суммарная разница в голосах после пересчета у всех кандидатов составляет 260 голосов. При этом, до настоящего времени неизвестны основания для проведения повторного подсчета голосов. Решение о повторном подсчете принималось ИКМО <данные изъяты>, без уведомления даже всех членов ИКМО с правом решающего голоса (не знала Барсегян М.Г.), а также без уведомления членов ИКМО с правом совещательного голоса (Азаренковой В.Н.). О данном решении не были официально проинформированы кандидаты (Безменов Б.Б., Аверин А.С., Шокин А.Н., Назаренков А.В.), а также лица, которые находились в помещении для голосования при непосредственном подсчете избирателей. Таким образом, было допущено грубейшее нарушение норм пункта 9 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ. Кроме того, имеются серьезные сомнения в проведении самой процедуры подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 1831.

Принимая во внимание, что незаконными являются оспариваемые решения участковых избирательных комиссий №№ 1828, 1831, подлежат признанию недействительными, то в соответствии с подунктом «б» пункта 9 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ, ИКМО Озеро Долгое обязана признать недействительными результаты выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203, в границы которого входят избирательные участки №№ 1828 и 1831, в списки избирателей на которых внесено более одной четвертой части от общего числа избирателей названного избирательного округа.

В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании, состоявшимся 04 декабря 2019 года, административным истцом, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дополнены основания административного искового заявления в части нарушений участковой избирательной комиссии № 1831 (л.д. 174-175 том 1).

Так административным истцом указывается, что решение о повторном подсчете голосов на избирательном участке № 1831 в действительности не принималось, о чем свидетельствует то обстоятельство, что в период времени с 08 часов 30 минут и до 19 часов 00 минут члены избирательной комиссии ИКМО Озеро Долгое (за исключением председателя комиссии) отсутствовали в помещении ИКМО Озеро Долгое.

Для принятия решения ИКМО Озеро Долгое о повторном подсчете голосов отсутствовали основания. В нарушение части 1 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, не было отменено решение нижестоящей комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 1831. При этом, не было принято во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 июня 2019 года № 1575-О/2019, повторный подсчет избирателей на избирательном участке рассматривается федеральным законодателем в качестве экстраординарной меры контроля со стороны вышестоящей избирательной комиссии за правильностью (достоверностью) установления нижестоящей участковой избирательной комиссией итогов голосования. Согласно положениям подпункта «ж» пункта 2 статьи 67 Федерального закона № 67-ФЗ, протокол об итогах голосования должен содержать подпись членов комиссии с правом решающего голоса, факт наличия которых на копии протокола УИК № 1831 от 09.09.2019 года составленной в 03 часа 23 минуты неоспорим. Таким образом, отсутствовали даже формальные основания, могущие поставить под сомнение итоги голосования на УИК № 1831 установленные в 03 часа 00 минут. Считает, что само по себе проставление подписи члена избирательной комиссии с правом решающего голоса очевидно не является основанием предполагать наличие искажения установленных итогов голосования. Иных оснований для повторного подсчета из материалов дела не усматривается. Более того, в качестве правового основания для повторного подсчета голосов в решении ИКМО Озеро Долгое от 09.09.2019 года № 178 указывается пункт1 статьи 77 № 67-ФЗ, а не пункт 9 статьи № 67-ФЗ, соответственно оценка решения должна производиться на предмет соответствия положениям пункта 1 статьи 77 № 67-ФЗ. При вышеизложенных обстоятельствах решение ИКМО Озеро Долгое от 09.09.2019 года № 178 является незаконным, и, следовательно, привело к принятию незаконного решения об итогах голосования на УИК № 1831.

Указывает, что повторный подсчет голосов избирателей на УИК № 1831 не производился. При проведении повторного подсчета голосов (якобы имевшем место), не были извещены никаким образом о проведении повторного подсчета голосов кандидаты: Безменов Б.Б., Аверин А.С., Шокин А.Н., а также иные кандидаты, что по существу, означает проведение <данные изъяты> повторного подсчета, который противоречит положениям пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ. Член УИК № 1831 с правом решающего голоса Суванов Р.Ш. фактически был лишен возможности присутствовать при повторном подсчете голосов, в результате чего были нарушены его права как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, поскольку извещение о повторном подсчете произошло в момент начала подсчета. Административный истец считает, что пересчет был фактически направлен на фальсификацию итогов выборов, а допущенные нарушения были направлены на обеспечение фальсификации.

Представители административного истца по доверенности Новиков А.В., Охтин И.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном иске и дополнениях к административному иску (л.д. 174-175 том 1) основаниям.

Представитель административных ответчиков УИК № 1828, УИК № 1831, ИКМО Озеро Долгое по доверенности Рыбинская Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 149-157 том 1), дополнительных возражениях на административный иск (л.д. 3-8 том 2).

Представитель заинтересованных лиц Безбородой И.Н., Овчинникова А.Г., Карпинского А.С., Соболевой И.Г., Петрова Ю.Г. по довереннности Антонов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал ранее представленные возражения заинтересованных лиц на администативный иск (л.д. 190-206 том 1).

Заинтересованные лица Безменов Б.Б., Шокин А.Н., Аверин А.С. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили (л.д. 237 том 1, л.д. 2 том 2).

Ранее, в судебных заседаниях, заинтересованные лица Безменов Б.Б., Аверин А.С. поддерживали административное исковое заявление.

Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Санкт-Петербурге к участковой избирательной комиссии № 1828, участковой избирательной комиссии № 1831, ИКМО Озеро Долгое об оспаривании итогов голосования.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).

В соответствии с ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Решением ИКМО Озеро Долгое № 107 от 12 июля 2019 года Аверин Александр Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, руководитель проекта ООО «Система Инженерных Технологий», проживающий в Санкт-Петербурге, выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203 на основании статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в 10 часов 30 минут 12 июля 2019 года (л.д. 39, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 72 от 09 июля 2019 года Безменов Борис Борисович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, генеральный директор ООО «Гранд Минерал», выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203 на основании статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в 09 часов 30 минут 09 июля 2019 года (л.д. 40, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 110 от 12 июля 2019 года Шокин Антон Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, генеральный директор ООО «Невалинк», проживающий в Санкт-Петербурге, выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 203 на основании статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в 11 часов 00 минут 12 июля 2019 года (л.д. 41, оборот том 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 18.09.2019 года, с соблюдением срока, установленного ст. 240 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Согласно статье 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 39 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Итоги голосования по избирательному участку N 1828 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии № 1828 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 203 (л.д. 42, оборот том 1).

Итоги голосования по избирательному участку N 1831 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии N 1831 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу № 203 (Повторный подсчет голосов) (л.д. 43, оборот том 1).

Указанные протоколы подписаны председателями, заместителями председателей, секретарями участковых избирательных комиссий N 1828 и № 1831 соответственно, шестью членами участковой избирательной комиссии № 1828 и тремя членами участковой избирательной комиссии N 1831 09 сентября 2019 года в 03 часа 10 минут и 09 сентября 2019 года в 17 часов 25 минут соответственно.

Особого мнения членов участковых комиссий с правом решающего голоса к протоколам не приложены, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало, контрольные соотношения показателей заполненных строк протоколов проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено.

Оспариваемые протоколы составлены в точном соответствии с требуемыми правовыми предписаниями, не содержат в себе каких-либо неточностей или неясностей. Каких-либо данных, что в содержание протоколов вносились заведомо ложные сведения, не имеется. Названные протоколы недействительными не признавались.

В соответствии с п.4 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (пункт 6).

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Федерального закона N 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что на избирательном участке № 1828 было существенное необоснованное затягивание процесса подсчета голосов и многочисленные перерывы в работе.Подсчет вместе с перерывами происходил с 20 часов 00 минут 08 сентября 2019 года до 04 часов 00 минут 09 сентября 2019 года.

Как следует из представленного в материалы дела протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 1828, указанный протокол подписан членами участковой избирательной комиссии № 1828 с правом решающего голоса в 03 часа 10 минут (л.д. 42, оборот).

До подписания указанного выше протокола, жалоб на порядок подсчета голосов от присутствующих на избирательном участке № 1828 лиц, не поступало. Доказательств обратного не представлено.

09 сентября 2019 года в ИКМО Озеро Долгое поступили жалобы кандидата в депутаты Безменова Б.Б., которые была рассмотрены ИКМО Озеро Долгое 10 сентября 2019 года, жалобы оставлены без удовлетворения (л.д. 64-67 том 1).

В соответствии с п. 15 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

Оспаривая решение участковой избирательной комиссии № 1828, административный истец ссылается на довод о том, что не был обеспечен полный обзор действий членов УИК № 1828 с правом решающего голоса, не были представлены бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на избирательном участке № 1828 08 сентября 2019 года – 09 сентября 2019 года не присутствовали члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели от кандидатов, выдвинутых Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, как и сами кандидаты в депутаты (л.д. 62-63 том 1). Данный факт не оспаривался и заинтересованными лицами Безменовым Б.Б. и Авериным А.С.

Подавая 09 сентября 2019 года жалобу в ИКМО Озеро Долгое, Безменов Б.Б. приложил к своим жалобам в качестве приложения № 1 жалобу члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Барсегян М.Г. (л.д. 67).

Согласно представленного в материалы дела списка лиц, присутствующих на избирательном участке № 1828, Барсегян М.Г. – член комиссии с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты Назаренко А.В., присутствовала на избирательном участке с 10 часов 45 минут 08 сентября 2019 года по окончание подсчета голосов (л.д. 62-63 том 1).

Как следует из жалобы Барсегян М.Г., адресованной председателю участковой избирательной комиссии № 1828, в ходе подсчета голосов на избирательном участке № 1828 были факторы, препятствующие наблюдателям следить за соблюдением всех правил и норм подсчета голосов. А именно: всех наблюдателей посадили у стены, находящейся на противоположной стороне от части стола, где лежали бюллетени, соответственно они были вне зоны видимости. В следствие чего, никто из наблюдателей не видел, какие фамилии (кандидаты) были выбраны и верно ли их зачитывали представители УИК № 1828. Просит совершить пересчет голосов либо аннулировать итоги голосования на избирательном участке № 1828.

Между тем, какие-либо сведения о вручении указанной жалобы членам участковой избирательной комиссии № 1828 либо сведений об обстоятельствах, препятствующих вручению указанной жалобы, в материалы дела не представлено.

09 сентября 2019 года в ИКМО Озеро Долгое от кандидата в депутаты Назаренко А.В. поступили жалобы, в том числе на нарушения на избирательном участке № 1828. Просит аннулировать выборы на избирательном участке № 1828 в связи с тем, что бюллетени были рассыпаны по полу и был возможен вброс. Подсчет голосов велся один раз и без доступа наблюдателей, то есть при зачитывании председатель отказывался показывать бюллетень и зачитывание происходило быстро и один раз.

Жалобы Назаренко А.В. рассмотрены ИКМО Озеро Долгое, решением № 183/6 от 10 сентября 2019 года жалобы Назаренко А.В. оставлены без удовлетворения (л.д. 126, оборот том 1).

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не устанавливает время, в течение которого необходимо установить итоги голосования, а также не определяет место, откуда лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, вправе наблюдать за подсчетом голосов избирателей. Статья 68 Федерального закона № 67-ФЗ не предполагает многократное оглашение содержания бюллетеней.

При этом, стороной административного истца, с учетом отсутствия на указанном избирательном участке кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, не представлено никаких доказательств, с достоверностью потверждающих довод о том, что лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, не был обеспечен полный обзор действий членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также не были представлены бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Также, в административном исковом заявлении административным истцом указывается, что в процессе вскрытия урны с бюллетенями, ее намеренно уронили, что повлекло повреждение урны и падение всех бюллетеней на пол, а впоследствии был установлен факт значительного увеличения числа голосов, поданных за кандидатов от партии Единая Россия, то есть указывается на факт фальсификации итогов голосования по избирательному участку № 1828.

Согласно акта приема-передачи выполненных работ от 03 сентября 2019 года по договору № 086-19 от 26 августа 2019 года на изготовление избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва, заключенному между ООО «Типография «Еврокопия-2 СПБ» и Избирательной комиссией Муниципального образования Муниципальный округ Озеро Долгое, по избирательному округу № 203 передано 12704 бюллетеней (л.д. 55 том 1).

Излишне изготовленные бюллетени, в том числе по избирательному округу № 203 в количестве 927 штук уничтожены, согласно акту об уничтожении излишне изготовленных бюллетеней от 03 сентября 2019 года (л.д. 56 том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 167/1 от 03 сентября 2019 года распределены избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва по окружным избирательным комиссиям № 202, 203, 204, 205, в том числе, окружной избирательной комиссии № 203 12704 бюллетеней (л.д. 47, оборот том 1).

Решением ИКМО Озеро Долгое № 170 от 03 сентября 2019 года распределены избирательные бюллетени для голосования по 203 избирательному округу между участковыми избирательными комиссиями, в том числе участковой избирательной комиссии № 1828 передано 1600 бюллетеней (л.д. 48, оборот том 1).

08 сентября 2019 года в 20 часов 20 минут ИКМО Озеро Долгое, с полномочиями окружной избирательной комиссии № 203, погасила 504 штуки бюллетеней для голосования на выборах депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Озеро Долгое шестого созыва, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 54 том 1).

Совокупность приведенных доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов административного иска позволяет сделать вывод о том, что требования административного истца и в названной части основаны на предположении.

Статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Статьями 5.1, 5.3 - 5.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за административные правонарушения в сфере избирательного законодательства.

Приведенные составы административного и уголовного правонарушения в полной мере соотносятся с основаниями отмены итогов голосования на данных избирательных участках, на которые ссылается административный истец.

Согласно положениям статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

С учетом положений приведенной нормы процессуального закона в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, суд приходит к выводу, что допустимыми доказательствами, подтверждающими доводы административного истца о допущенных нарушениях, в том числе о фальсификации итогов выборов, воспрепятствованию осуществлению избирательных прав, являются приговоры суда и постановления по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем в материалы настоящего дела сторонами не представлено, что по приведенным составам правонарушений (административных и уголовных), а равно по смежным составам, имели место производства соответствующего характера.

Суды, находясь в системе органов государственной власти, не вправе подменять собою соответствующие органы, в том числе расследующие уголовные дела, дела об административных правонарушениях.

Приведенные выводы не позволяют суду основывать свои суждения об имевших место нарушениях, их характере и значении для выборного процесса на основании утверждений административного истца.

Вместе с тем даже с учетом названного довода, материалами дела не подтверждается невозможность с достоверностью определить действительную волю избирателей.

Разрешая требование административного истца о признании незаконным и отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1831, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Решением ИКМО Озеро Долгое № 178 от 09 сентября 2019 года на участковую избирательную комиссию № 1831 возложена обязанность провести повторный подсчет голосов избирателей и составить по его результатам повторный протокол об итогах голосования (л.д. 73 том 1).

В дополнениях к административному исковому заявлению, административный истец указывает на незаконность решения ИКМО Озеро Долгое № 178 от 09 сентября 2019 года в связи с отсутствием оснований для проведения повторного подсчета голосов.

Как следует из материалов дела, 09 сентября 2019 года в ИКМО Озеро Долгое поступила жалоба кандидата в депутаты Овчинникова А.Г., в которой последний указал на факт проставления членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в протоколе об итогах голосования подписей не напротив своих фамилий. Также в данной жалобе указывалось на ряд нарушений, допущенных участковой избирательной комиссией № 1831: стопки с бюллетенями на столе смешивались, считались снова; бюллетени присутствующим почти не показывали, быстро оглашая что-то и держа бюллетени горизонтально над столом; близко к месту подсчета голосов было не подойти, итоги голосования значительно отличаются от официальных итогов (л.д. 123 том 1).

На основании поступившей жалобы кандидата Овчинникова А.Г. от 09 сентября 2019 года ИКМО Озеро Долгое принято 09 сентября 2019 года решение № 178.

Указанное решение административным истцом не оспаривается, однако указывается на его незаконность.

Судом отклоняется довод административного истца об отсутствии оснований для принятия ИКМО Озеро Долгое решения № 178 от 09 сентября 2019 года, исходя из следующего.

В силу пункта 27 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Согласно пункта 1 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного Федерального закона.

Следовательно, результаты выборов определяются только на основании протоколов об итогах голосования, составленных с соблюдением установленной законом процедуры.

Судом установлено, подтверждено материалами дела, пояснениями представителя административного ответчика председателя ИКМО Озеро Долгое Светловой Г.М. и показаниями свидетеля ФИО52., что 09 сентября 2019 года в ИКМО Озеро Долгое поступила жалоба Овчинникова А.Г., в которой последний просил провести повторный подсчет голосов по изложенным выше основаниям.

Данная жалоба была рассмотрена на заседании ИКМО Озеро Долгое, составлен протокол № 25 заседания комиссии муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое, при наличии кворума принято решение удовлетворить жалобу Овчинникова А.Г. в полном объеме, обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка 1831 провести повторный подсчет голосов избирателей и составить по его результатам повторный протокол об итогах голосования ( л.д. 183, оборот том 1).

В судебном заседании председатель ИКМО Озеро Долгое Светлова Г.М. пояснила, что проставление подписей супругов Сухановых – членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, друг за друга, было подтверждено председателем участковой избирательной комиссии № 1831 Зимницким В.Ю., Сухановой К.А., Сухановым С.В. по громкой связи (по телефону) при рассмотрении жалобы ИКМО Озеро Долгое.

Данный факт также подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО53. – член избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Озеро Долгое с правом решающего голоса (л.д. 37-38 том 2).

Кроме того, сам факт проставления членами участковой комиссии подписей в протоколе не под своими данными (фамилия, имя отчество), не оспаривался и административным истцом.

Вопреки доводам административного истца о несущественности данного нарушения при составлении протокола, в силу прямого указания закона (пункт 27 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ) данное основание является для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Кроме того, в судебном заседании в качестве свидетеля по ходатайству стороны административного истца, был допрошен член участковой комиссии с правом решающего голоса ФИО54., который показал суду, что при первоначальном подсчете голосов итоговый протокол составлялся четыре раза, каждый раз с разными данными по кандидатам в депутаты. При этом, избирательные бюллетени не пересчитывались (л.д. 219-220 том 1).

Данные нарушения на избирательном участке № 1831 также отражены Свидетель №3 в своих жалобах, представленных 10.09.2019 года в ИКМО Озео Долгое (л.д. 185-186 том 1), по которым принято решение (л.д. 184 том 1).

На указанное нарушение также ссылается административный истец в своем административном иске, указывая, что в ночь после выборов председатель участковой избирательной комиссии № 1831 четыре раза давал на подпись протокол с данными, отличающимися от подсчитанных. Протокол подписали только с пятого раза. В увеличенной форме протокола стирались одни данные и вносились другие данные (л.д. 10 том 1).

Кроме того, в ИКМО Озеро Долгое поступила жалоба Чупрова Е.А. на нарушения при подсчете голосов на избирательном участке № 1831 (л.д. 122 том 1), которая была рассмотрена ИКМО Озеро Долгое (л.д. 121, оборот том 1).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у ИКМО Озеро Долгое имелось достаточно оснований для принятия решения № 178 от 09 сентября 2019 года о повторном подсчете голосов в качестве экстраординарной меры контроля со стороны вышестоящей избирательной комиссии за правильностью (достоверностью) установления нижестоящей участковой избирательной комиссией итогов голосования.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из протокола № 25, заседание ИКМО Озеро Долгое по вопросу рассмотрения жалобы, в том числе Овчинникова А.Г., состоялось 09 сентября 2019 года в 04 часа 07 минут (л.д. 183 том 1).

При этом, суд критически относится к показаниям свидетеля Свидетель №1 – члена ИКМО Озеро Долгое с правом решающего голоса о том, что никаких жалоб в ИКМО Озеро Долгое в период с 08 сентября 2019 года по 09 сентября 2019 года не поступало и комиссией не рассматривалось.

Так, помимо жалобы Овчинникова А.Г., в ночь с 08 сентября 2019 года на 09 сентября 2019 года одновременно были рассмотрены две жалобы кандидата в депутаты Потемкина Г.В., поступившие в ИКМО Озеро Долгое в 03 часа 14 минут 09 сентября 2019 года (л.д. 12-13).

На основании указанных жалоб Потемкина Г.В. ИКМО Озеро Долгое также были приняты решения о проведении повторного подсчета голосов по иным участковым избирательным комиссиям.

Данный факт также подтвердил свидетель ФИО34, принимавший участие в рассмотрении указанных жалоб и принятии по ним решений.

Кроме того, как следует из показаний свидетеля ФИО10, последним была также подана жалоба в ИКМО Озеро Долгое 09 сентября 2019 года в 08-09 часов утра (л.д. 231 том 1).

Также свидетель Свидетель №1 показала суду, что избирательную документацию по участковой избирательной комиссии № 1831 сдавал в ИКМО Озеро Долгое председатель участковой избирательной комиссии – женщина, в то время как председателем является Зимницкий В.Ю.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в силу возраста, усталости, свидетель Свидетель №1 может не помнить каких-либо событий, происходивших в ночь с 08 сентября 2019 года на 09 сентября 2019 года.

Председателем ИКМО Озеро Долгое 09 сентября 2019 года директору ГБОУ лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга направлена просьба предоставить участковой избирательной комиссии № 1831 по месту нахождения УИК № 1831 на территории лицея помещение для работы комиссии 09 сентября 2019 года для проведения повторного подсчета голосов избирателей (л.д. 137 оборот том 1).

На данное обращение директором лицея дан ответ 09 сентября 2019 года о том, что предоставить помещение, выделенное под работу комиссии № 1831, не представляется возможным, в связи с проведением образовательного процесса. Для работы комиссии по проведению повторного подсчета голосов избирателей УИК № 1831 09 сентября 2019 года будет предоставлено помещение на втором этаже в кабинете № 203 (л.д. 137 том 1).

Исходя из вышеизложенного, судом отклоняется довод стороны административного истца о том, что решение ИКМО Озеро Долгое о повторном подсчете голосов на УИК № 1831 не принималось.

Также судом отклоняется довод стороны административного истца о том, что повторный подсчет голосов избирателей на УИК № 1831 не проиводился, исходя из следующего.

Согласно пункта 9 статьи 69 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как следует из пояснений председателя УИК № 1831 Светловой Г.М. и показаний свидетеля ФИО34, по прибытии председателя УИК № 1831 Зимницкого В.Ю., у последнего была принята избирательная документация, кроме избирательных бюллетеней. Зимницкому В.Ю. было вручено решение о повторном подсчете голосов, забрав избирательные бюллетени последний поехал организовывать повторный подсчет голосов.

Как следует из материалов дела, пояснений председателя ИКМО Озеро Долгое Светловой Г.М., утром 09 сентября 2019 года первый экземпляр протокла УИК № 1831 об итогах голосования в ИКМО Озеро Долгое не сдавался (л.д. 130-132 том 1).

После повторного подсчета голосов в ИКМО Озеро Долгое 09 сентября 2019 года председателем УМК № 1831 Зимницким В.Ю. сдан экземпляр протокола повторного пересчета, мешок с опечатанными избирательными бюллетенями, что подтверждается актом приема-передачи избирательной документации, сводной описью избирательных документов, переданных в ИКМО Озеро Долгое (л.д. 133-135 том 1).

Как следует из пояснительной записки председателя УИК № 1831 Зимницкого В.Ю., при сдаче избирательной документации в ИКМО Озеро Долгое ему на руки была выдана копия решения ИКМО о проведении повторного подсчета голосов и составления повторного протокола (решение 178 от 09 сентября 2019 года). Так как первый экземпляр итогового протокола уже считался недействительным, он не посчитал нужным сдавать его в ИКМО Озеро Долгое при сдаче избирательной документации (л.д. 136 том 1).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, на избирательном участке № 1831 в день голосования и подсчета голосов присутствовали члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса: Стрельцов В.В. от кандидата Овчинникова А.Г.; Чупров Е.А. от кандидата Безбородовой И.Н.; Ильин А.А. от кандидата Карпинского А.С.; Савин В.В. от кандидата Соболевой И.Г.; Савина А.Н. от кандидата Петрова Ю.Г.; Демиденко А.В. от кандидата Назаренко А.В. (л.д. 60-61 том 1).

Как следует из протокола осмотра нотариусом письменных доказательств – содержания коротких письменных (СМС) сообщений от 30 ноября 2019 года, с номера абонента , предоставленного Зимницким Вячеславом Юрьевичем, 09 сентября 2019 года были направлены СМС сообщения на указанные в протоколе абонентские номера, в том числе на номера лиц, указанные в списке лиц, присутствующих на избирательном участке № 1831, следующего содержания: «Сообщаю, что в соответствии с решением ИКМО Озеро Долгое от 09.09.2019 номер 178, 09 сентября 2019 года в помещении избирательной комиссии состоится повторный пересчет голосов избирателей по выборам депутатов МО Озеро Долгое. Начало повторного пересчета – 14.50» (л.д. 176-182 том 1). Указанное сообщение было направлено, в том числе, в 14 часов 17 минут члену комиссии с правом совещательного голоса Демиденко А.В. от кандидата Назаренко А.В. (л.д. 179 том 1), который, как следует из показаний свидетеля ФИО10, не сообщил последнему о повторном подсчете голосов.

Как следует из представленных в материалы дела возражений заинтересованных лиц Овчинникова А.Г., Соболевой И.Г., Карпинского А.С., Петрова Ю.Г., Безбородой И.Н., доверенные лица указанных кандидатов в депутаты – члены комиссии с правом совещательного голоса, были извещены о повторном подсчете голосов избирателей, информация последними доведена до представляемых ими кандидатов.

При этом, доверенные лица указанных кандидатов присутствовали при повторном подсчете голосов, передали копии протокола повторного подсчета голосов.

Таким образом, все заинтересованные лица, присутствовавшие при первоначальном подсчете голосов были извещены надлежащим образом.

Вместе с тем, суд соглашается с доводом стороны административного истца о том, что член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Суванов Р.Ш. был уведомлен председателем УИК № 1831 незаблаговременно.

Так, согласно указанного выше протокола осмотра нотариусом письменных доказательств, ФИО55 было направлено СМС сообщение о месте и времени повторного подсчета голосов 09 сентября 2019 года в 14 часов 50 минут, то есть во время начала подсчета голосов (л.д. 178 том 1).

Однако, как следует из показаний свидетеля Свидетель №3, в момент получения СМС уведомления (14 часов 50 минут) свидетель находился на рабочем месте, в начале четвертого свидетель пытался дозвониться в ИКМО Озеро Долгое с целью узнать место проведения повторного подсчета, однако в ИКМО Озеро Долгое данную информацию свидетелю не предоставили. При наличии телефона председателя УИК № 1831, свидетель не стал звонить председателю УИК № 1831 для выяснения места проведения повторного подсчета (л.д. 221, 223-224 том 1).

Примерно к 19 часам 00 минут 09 сентября 2019 года свидетель приехал на территорию образовательного учреждения, где 08 сентября 2019 года располагалась участковая избирательная комиссия № 1831, школа была закрыта, в 19 часов 30 минут свидетель пообщался с охранником, которая сообщила, что на территории школы сейчас никого нет (л.д. 222 том 1). О повторном подсчете голосов Суванов Р.Ш. оповестил через социальные сети кандидатов в депутаты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Суванов Р.Ш. не был заинтересован в участии при повторном подсчете голосов, что подтверждается указанными выше действиями Суванова Р.Ш.

Также судом учитывается, что лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, были извещены о проведении повторного подсчета путем публикации решения № 178 о проведении повторного подсчета голосов на сайте ИКМО Озеро Долгое 09 сентября 2019 года.

Представленный в материалы дела административным истцом протокол осмотра доказательств не свидетельствует, по мнению суда, о неразмещении на сайте ИКМО Озеро Долгое 09 сентября 2019 года решения № 178 от 09 сентября 2019 года, поскольку дата создания файла «178rechenie.pdf» установлена нотариусом 11 декабря 2019 года путем сохранения указанного файла на рабочий стол своего компьютера, где произведено открытие сохраненного изображения фрагмента страницы сайта через программу “ABBYY FineReader 14”. Какие изменения, происходили с указанным файлом в период с 09 сентября 2019 года по 11 декабря 2019 года, данный протокол не содержит.

Как следует из представленных возражений заинтересованных лиц, решение ИКМО Озеро Долгое № 178 от 09 сентября 2019 года о повторном подсчете было опубликовано на сайте ИКМО Озеро долгое 09 сентября 2019 года (л.д. 191, 198, 202 том 1).

Как следует из показаний свидетеля Свидетель №4, повторный подсчет голосов проводился в здании лицея № 40 в кабинете № 203 на втором этаже, в присутствии доверенных лиц кандидатов, присутствующих при первом подсчете голосов, членов комиссии с правом решающего голоса и правом совещательного голоса, каких-либо жалоб при повторном подсчете голосов не поступало. От ИКМО Озеро Долгое при повторном подсчете принимала участие заместитель председателя Бучнева Н.Ю.

Показания свидетеля Свидетель №4 согласуются с пояснениями заинтересованных лиц (избранных кандидатов), изложенных в возражениях на административный иск, пояснениями председателя ИКМО Озеро Долгое, не доверять показаниям данного свидетеля у суда оснований не имеется.

При этом судом установлено, что повторный подсчет голосов проводился в присутствии членов действующего состава участковой избирательной комиссии № 1831, что подтверждается протоколом повторного подсчета голосов, представителя ИКМО Озеро Долгое, доверенных лиц кандидатов в депутаты. Участковой избирательной комиссией принимались меры по извещению всех заинтересованных лиц, которые вправе присутствовать при подсчете голосов. Факт отсутствия ФИО56. при повторном подсчете голосов не имел решающего значения для составления участковой избирательной комиссией протокола об итогах голосования на избирательном участке № 1831.

Таким образом, административный истец не представил бесспорных и достоверных доказательств того, что повторный подсчет голосов по указанному участку не производился, а протокол составлен вне помещения, а также конкретные факты нарушения избирательного законодательства, что позволяет административному истцу усомниться в правильности составления протокола об итогах голосования, поскольку все указанные доводы касаются оформления протокола повторного подсчета голосов, тогда как решения ИКМО Озеро Долгое о повторном подсчете голосов по участковой избирательной комиссии № 1831 административным истцом не оспорено.

Кроме того, в отношении дополнительно заявленных в судебном заседании 04 декабря 2019 года представителем административного истца оснований требования подлежат применению положения части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Данный срок является специальным по отношению к общим положениям указанного кодекса о сроках и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 этой же статьи).

Так оспариваемое решение участковой избирательной комиссии № 1831 (в виде протокола об итогах голосования) принято 09 сентября 2019 года, а дополнительные основания его обжалования заявлены представителем административного истца в ходе судебного заседания 04 декабря 2019 года, то есть по истечении десяти дней.

Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

На основании изложенного и принимая во внимание, что в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска, административные исковые требования по представленным административным истцом дополнительным основаниям, не подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что несогласие административного истца с действиями участковых избирательных комиссий и избирательной комиссии муниципального образования Озеро Долгое связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.

Поскольку не подлежат удовлетворению требования о признании незаконными и отмене решений участковых избирательных комиссий № 1828 и № 1831 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6 –го созыва, не подлежит удовлетворению и требование о признании незаконным и отмене решения ИКМО Озеро Долгое от 10 сентября 2019 года № 185 «Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое 6-го созыва по многомандатному избирательному округу № 203».

Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.

Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылался административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.

Суд, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.

При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 240, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении администативных исковых требований Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ Россия в городе Санкт-Петербурге к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое, участковой избирательной комиссии № 1828, участковой избирательной комиссии № 1831, об отмене решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках, решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Озеро Долгое о результатах выборов, отказать.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2019 г.