ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1134/2021 от 23.12.2021 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

дело №2а-1134/2021

47RS0002-01-2021-001638-95

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Волосово 23 декабря 2021 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

судьи Красильникова А.В.,

при секретаре Василевской Ю.В.,

с участием административного истца прокурора ФИО3, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района <адрес>ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Волосовский районный суд с административным иском к администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выразившееся в уклонении от постановки на кадастровый учет и учет, как бесхозяйного имущества, дорог, расположенных по адресу: <адрес> обязать администрацию муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда совершить действия по постановке на кадастровый учет дорог, расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>, обязать администрацию муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества дорог, расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>, с последующей регистрацией права собственности на указанные дороги.

В обоснование административного иска административный истец указывает, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области в рамках проверки исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрацию Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения требований законодательства о муниципальной собственности.

Так, в администрацию Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области обратились жители д. Эдази по вопросу организации дорог, расположенных по адресу: <адрес>

В ходе проведения проверки было установлено, что указанные дороги расположены на территории МО Калитинское сельское поселение, при этом данные дороги эксплуатируется местными жителями д. Эдази, однако не поставлены на кадастровый учет, в реестре имущества МО Калитинское сельское поселение не значатся и не являются его собственностью.

Непринятие мер по оформлению прав на автомобильные дороги, нарушает права граждан на пользования автомобильными дорогами, а также угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан и сохранности имущества.

На основании изложенного, административный истец просит иск удовлетворить.

В судебном заседания прокурор ФИО3 административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО Калитинское сельское поселение муниципального района - ФИО4 административный иск признал.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движени» установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципального образования.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области в рамках проверки исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в администрацию Большеврудское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения требований законодательства о муниципальной собственности.

В администрацию Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области обратились жители д. Эдази по вопросу организации дорог расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>.

В ходе проведения проверки было установлено, что указанные дороги расположены на территории МО Калитинское сельское поселение, при этом данные дороги эксплуатируется местными жителями д. Эдази, однако не поставлены на кадастровый учет, в реестре имущества МО Калитинское сельское поселение не значатся и не являются его собственностью.

В ходе проведения заседания судом установлено и не оспаривалось заинтересованным лицом, что указанные дороги находятся в границах территории Калитинского сельского поселения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в соответствии с законодательством осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Калитинского сельского поселения является обязанностью администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, указанные дороги, находящиеся в черте границ поселения, в настоящее время собственника не имеют, документально не оформлены, дорожная деятельность в отношении них не ведется, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что указанные автомобильные дороги относятся к бесхозяйному имуществу.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калатинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выразившееся внепостановке на кадастровый учет и учет бесхозяйного имущества, дорог, расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда совершить действия по постановке на кадастровый учет дорог, расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного имущества дорог, расположенных по адресу: <адрес>, по <адрес>, с последующей регистрацией права собственности на указанные дороги.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2021 года.