ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1134/2022 от 21.07.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1134/2022

23RS0033-01-2022-001617-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 21 июля 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Губского сельского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества,

установил:

прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Губского сельского поселения Мостовский район, в котором просит:

-признать незаконным бездействие администрации Губского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 11.04.2022.

-обязать администрацию Губского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 11.04.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему земельному законодательству; по результатам которого выявлено, что постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного Ф регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах» не приведено в соответствие с изменениями федерального законодательства, в связи с чем 11.04.2022 прокуратурой района на указанный нормативный правовой акт принесен протест с требованием о внесении в него соответствующих изменений.

Согласно информации администрации Губского сельского поселения от 30.06.2022, до настоящего времени в постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», действие нормативного правового акта, не соответствующего требованиям федерального законодательства, создает правовую неопределенность, риски неправомерного оказания муниципальной услуги либо отказа в ее предоставлении.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление прокурора Мостовского района Гаврилова Д.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Губского сельского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство главы администрации Забазнова И.И., в котором он просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, против удовлетворения административных требований прокурора Мостовского района не возражал.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирована ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления.

На территории Губского сельского поселения Мостовского района административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на торгах» утвержден постановлением главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ дополнен подпунктом 5.1 следующего содержания:

-«5.1) земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона».

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 39.11 Земельного кодекса РФ внесены следующие изменения:

-подпункт 8 пункта 8 дополнен словами «, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

-пункт 21 дополнен подпунктами 12-14 следующего содержания:

«12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

13)об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.».

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в статью 39.11 Земельного кодекса РФ также внесены многочисленные изменения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему земельному законодательству, по результатам которого выявлено, что постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного Ф регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах» не приведено в соответствие с изменениями федерального законодательства, в связи с чем 11.04.2022 прокуратурой района на указанный нормативный правовой акт принесен протест с требованием о внесении в него соответствующих изменений.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Согласно информации администрации Губского сельского поселения от 30.06.2022, до настоящего времени в постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.

В результате незаконного бездействия администрации Губского сельского поселения по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушаются права Российской Федерации на f верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского к администрации Губского сельского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Губского сельского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Губского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 11.04.2022.

Обязать администрацию Губского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 11.04.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Губского сельского поселения от 25.09.2017 № 141 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией Губского сельского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов