ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11352/19 от 15.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-11352/2019

УИД № 76RS0015-01-2019-001215-15

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 августа 2019 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Ильиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании незаконным приказ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании незаконным приказ №578 от 29 марта 2019 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по адресу: <адрес> возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по указанному выше адресу.

В обоснование административного искового заявления указано, что административные истцы являются собственниками жилого дома и земельного участка, площадью 727 кв.м., кадастровый номер 76:23:040601:12, расположенные по адресу: <адрес>. Они обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель. В заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:12 было отказано приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №578 от 29 марта 2019 г. со ссылкой на подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку образуемый участок путем перераспределения земель расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории. Административные истцы полагают данный отказ незаконным, поскольку в данном случае подлежит применению специальная норма часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

Судом в качестве заинтересованного лица по делу привлечена мэрия города Ярославля.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, их представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, представитель заинтересованного лица мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Образование земельного участка на спорной территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка невозможно. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав представителя административных истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются сособственниками жилого дома и земельного участка, площадью 727 кв.м., кадастровый номер 76:23:040601:12, расположенных по адресу: <адрес>

21 февраля 2019 г. Швырковы обратились в Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:12, находящимся в частной собственности.

Решением муниципалитета города Ярославля №227 от 27 февраля 2019 г. полномочия мэрии города Ярославля в сфере земельных отношений были переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.

Приказом председателя Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №578 от 29 марта 2019 г. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:12 на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, в связи с нарушением требований к образуемым земельным участкам. Образуемый пунктом перераспределения земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует утвержденный проект межевания территории.

Административные истцы полагают данный отказ незаконным, в связи с чем обратились в суд с настоящим иском.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируются нормами статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с данной правовой нормой, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

При этом, статья 39.28 Земельного кодекса РФ не содержит каких-либо отсылок к пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса, не исключает образование земельного участка в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, а именно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Проанализировав действующее законодательство в совокупности, суд пришел к выводу о том, что в данном случае подлежит применению специальная норма – пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, а не пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, на который ссылается административный ответчик в своем приказе №578 от 29 марта 2019 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в личной собственности административных истцов.

Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, их перечень является исчерпывающим.

К таким случаям законодатель относит, в том числе, (подпункт 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Однако, исходя из положений статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, отсутствие проекта межевания территории само по себе не является основанием для отказа в перераспределении земельных участков.

Случаи, когда земельные участки можно образовывать только по проекту межевания территории, установлены пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ. При этом, нормы, содержащиеся в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ и статье 11.3 Земельного кодекса РФ, на которые административный ответчик ссылается в своем отказе, применяя их в совокупности, между собой не связаны.

По изложенным мотивам, приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №578 от 29 марта 2019 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене.

В целях устранения нарушений прав административных истцов суд считает необходимым возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обязанность повторно рассмотреть заявление Швырковых о предоставлении им государственной услуги в виде заключения соглашения о перераспределении земель.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным приказ председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 29 марта 2019 г. №578 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка по <адрес>.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 76:23:040601:12, площадью 727 кв.м., из земель населенных пунктов по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева