ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1135/2016 от 07.04.2016 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 апреля 2016 года г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Бурой Е.П.,

при секретаре Дергуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара к Осколковой Т.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней,

установил:

Административный истец Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара обратилось с административным иском к Осколковой Т.С. о взыскании страховых взносов, пени за несвоевременную уплату страховых взносов, в обоснование своих требований указало, что административный ответчик была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем ДД.ММ.ГГГГ и утратила этот статус с ДД.ММ.ГГГГ. На основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ административный ответчик обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. В связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате страховых взносов, Управлением ПФР в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара произведено начисление недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть трудовой пенсии в размере 7797,42 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1523,63 рублей, пени на недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 122,43 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,81 рубль; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС в размере 28,46 рублей. Управлением ПФР в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по пеням. Срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не уплачена. На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку ДД.ММ.ГГГГ. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть трудовой пенсии в размере 7797,42 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1523,63 рублей, пени на недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ а именно: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 122,43 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,81 рубль; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС в размере 28,46 рублей.

Представитель административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и <адрес>х г.о. Самара в судебном заседании уточнил исковое заявление, просил недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть трудовой пенсии в размере 577,22 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1140,35 рублей, пени на недоимку по страховым взносам за 2013г.-2014г. за период с 01.01.2015г. по 26.02.2015г., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 9,05 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,81 рубль; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС в размере 17,87 рублей, а всего взыскать 1746,30 рублей. Пояснил, что перерасчет задолженности был произведен в связи с тем, что ответчику была предоставлена льгота с августа 2014г. За июль 2014г. льгота не предоставлена, так как ответчик не представила доказательств отсутствия у нее дохода за указанный период.

Административный ответчик Осколкина Т.С. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, показала, что до 21.07.2014г. ею задолженность по взносам была оплачена в полном объеме. С 21.07.2014г. по 31.07.2014г. задолженность не признает, так как за указанный период у нее отсасывал доход, она осуществляла уход за ребенком инвалидом, в связи с чем, этот период является льготным.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» административный ответчик Осколкова Т.С. является плательщиком страховых взносов.

Административный ответчик Осколкова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ. г. зарегистрирована в качестве страхователя индивидуального предпринимателя в УПФР в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара и обязан на основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1 4.1 указанной статьи размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу п 1.2 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пунктам 1 и 3 ч.2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в ФФОМС -5,1%.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя - календарный месяц начала деятельности признается месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; для адвоката - календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката; для нотариуса, занимающегося частной практикой, - календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

Частью 4.1 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16 №212-ФЗ).

В ст. 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, административный ответчик Осколкова Т.С. в 2014 году в силу приведенных норм закона являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и была обязана производить уплату страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГг. отменены исчисления и уплата страховых взносов в периоды, в течение которых индивидуальным предпринимателям не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, <данные изъяты>.

Пункт 6 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусматривает освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что Осколкова Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Осколкова Т.С. является матерью ФИО5, <данные изъяты>

Таким образом, Осколкова Т.С. в силу п. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование при условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Сторонами данные обстоятельства не оспаривались.

Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара была предоставлена ответчице льгота за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно, отказано Осколковой Т.С. в перерасчете задолженности по страховым взносам и пеням за июль 2014г., поскольку не представлено документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Согласно расчету задолженности за Осколковой Т.С. на момент рассмотрения дела в суде числится задолженность по страховым взносам в размере: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть трудовой пенсии в размере 577,22 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1140,35 рублей, пени на недоимку по страховым взносам ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 9,05 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,81 рубль; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС в размере 17,87 рублей. При этом в расчет задолженности по страховым взносам и пеням принят льготный период с ДД.ММ.ГГГГ., учтены взносы, уплаченные ответчиком в размере: на страховую часть трудовой пенсии в размере 9531,06 рублей, в ФФОМС в размере 842,42 рубля.

Ответчика не согласна с начислением взносов за период июль ДД.ММ.ГГГГ., поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ. уплата страховых взносов ею произведена в полном размере, с ДД.ММ.ГГГГ. трудовую деятельность она не осуществляла, так как ухаживала за ребенком инвалидом.

Таким образом, учитывая, что процедура государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращение данного статуса в соответствии с нормами закона имеет заявительный характер, между тем, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишен возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчицей не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Представленное ответчицей заявление в налоговый орган от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что в декларации по ЕНВД представлены нулевые показатель в связи с отсутствием деятельности, так как она является индивидуальным предпринимателем без работников, деятельность не велась, в связи с установлением <данные изъяты>

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 и письма Минтруда и соцзащиты РФ от 06.03.2013г. № 21-1/2012-1253 в дополнение к предъявленным документам, необходимых для подтверждения отсутствия деятельности в определенные периоды, ответчику необходимо предоставить заверенные налоговыми органами декларации, книгу учета доходов и расходов, выписку по операциям на счете за 2014г.

Истцом в подтверждении ведения ответчицей в <данные изъяты>. трудовой деятельности подтверждается налоговой декларацией за 3 квартал 2014г., поданной Осколковой Т.С. в налоговый орган 21.10.2014г., согласно которой в июне 2014г. Осколкова Т.С. осуществляла трудовую деятельность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что учитывая, что в материалах дела имеется налоговая декларация, подтверждающая ведение ответчицей трудовой деятельности в ДД.ММ.ГГГГ., каких-либо иных допустимых доказательств (книги учета доходов и расходов, выписки по операциям на счете ДД.ММ.ГГГГ.) того, что ответчицей не велась трудовая деятельность не представлено, суд полагает правомерным отказ истца в предоставлении Осколковой Т.С. льготы по уплате страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 25 Закона 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроками.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.1996 № 20-П, определения Конституционного Суда от 17.12.1996 № 20-П, определения Конституционного Суда от 04.07.2002 № 2002 № 200-0, пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке за счет средств имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии со ст. 18,19,20,21 Федерального Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 в случае неуплаты плательщиком страховых взносов недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере и в срок, указанные в требовании об уплате недоимки по страховым взносам пеней и штрафов, территориальный орган ПФР осуществляет взыскание недоимки в судебном порядке.

Суд принимает во внимание расчет недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. и пеням, представленный истцом, поскольку он судом проверен и является правильными, арифметически выполнен верно. Расчет задолженности истцом произведен с учетом представленной льготы за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно и поступивших от ответчицы страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. в размере: на страховую часть трудовой пенсии в размере 9531,06 рублей, в ФФОМС в размере 842,42 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФР в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара в адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по пеням. Срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени сумма задолженности в полном объеме административным ответчиком не уплачена.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении дела по существу установлено, что административным истцом своевременно были приняты меры по взысканию недоимки, административному ответчику направлено требование, которое им не исполнено.

Пенсионное страхование в соответствии с Законом является обязательным, а не добровольным.

В соответствии со статьями 111 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, судья

решил:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара к Осколовой Т.С. - удовлетворить.

Взыскать с Осколковой Т.С. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую часть трудовой пенсии в размере 577,22 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1140,35 рублей, пени на недоимку по страховым взносам за <данные изъяты> за период с <данные изъяты>., а именно: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 9,05 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,81 рубль; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ФФОМС в размере 17,87 рублей, а всего взыскать 1746,30 рублей.

Взыскать с Осколковой Т.С. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Е.П. Бурая