ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2022 от 21.07.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1136/2022

23RS0033-01-2022-001612-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 21 июля 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества,

установил:

прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район, в котором просит:

-признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 07.04.2022.

-обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 06.04.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 № 839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Административное исковое заявление мотивировано тем, прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему земельному законодательству, по результатам которого выявлено, что постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 № 839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» не приведено в соответствие с изменениями законодательства субъекта, в связи с чем 07.04.2022 прокуратурой района на указанный нормативный правовой акт принесен протест с требованием о внесении в него соответствующих изменений.

Согласно информации администрации Мостовского городского поселения от 29.06.2022, до настоящего времени в постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 №839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной - или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», действие нормативного правового акта, не соответствующего требованиям федерального законодательства, создает правовую неопределенность, риски предоставления разрешения лицам, не обладающего законным правом на его получение.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление - прокурора Мостовского района Гаврилова Д.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Мостовского городского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство главы Мостовского городского поселения Оридороги Р.Г., в котором он просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, против удовлетворения административных требований прокурора Мостовского района не возражал.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.На территории Краснодарского края указанные порядок и условия урегулированы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 № 627 «Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края».

Согласно п. 4 порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 № 627, уполномоченными органами на принятие решения о заключении (отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта являются, в том числе, органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в собственности которых находятся земельные участки в случае если размещение объекта планируется на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Административный регламент по предоставлению администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден постановлением главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 № 839.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.02.2022 № 30 в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 № 627 «Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края» внесены следующие изменения:

в разделе 2 «Порядок принятия решения о заключении договора на размещение объекта»:

в пункте 2.4:

в абзаце седьмом слова «защитных сооружений» заменены словами «сооружений инженерной защиты»;

в абзаце четырнадцатом слова «дворовых территориях многоквартирных жилых» заменены словами «придомовых территориях многоквартирных»;

дополнен абзацем следующего содержания:

«площадок для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальных строений, предназначенных для обеспечения потребностей застройщика (мобильных бытовых городков (комплексов производственного быта), офисов продаж).»;

в пункте 2.7 после слов «средств пожаротушения» дополнен словами «, защитных сооружений гражданской обороны, для размещения которых не требуется разрешения на строительство».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия муниципальных нормативных правовых актов действующему земельному законодательству, по результатам которого выявлено, что постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 № 839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» не приведено в соответствие с изменениями законодательства субъекта, в связи с чем, 07.04.2022 прокуратурой района на указанный нормативный правовой акт принесен протест с требованием о внесении в него соответствующих изменений.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Согласно информации администрации Мостовского городского поселения от 29.06.2022, до настоящего времени в постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 №839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной - или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» вышеуказанные изменения не внесены, требования прокурора не исполнены.

В результате незаконного бездействия администрации Мостовского городского поселения по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушаются права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере муниципального нормотворчества - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в протесте прокуратуры Мостовского района от 07.04.2022.

Обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, изложенные в протесте прокуратуры Мостовского района от 06.04.2022, путем внесения изменений в постановление главы администрации Мостовского городского поселения от 18.12.2015 №839 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов