ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2023 от 27.10.2023 Угличского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0011-01-2023-001438-10

Дело № 2а-1136/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2023 г. г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,

при секретаре Агафоновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области о возложении обязанности организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия,

установил:

Угличский межрайонный прокурор обратился в Угличский районный суд Ярославской области с исковым заявлением, в котором указано, что Угличской межрайонной прокуратурой в рамках надзора за исполнением законов проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с «Положением о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 № 659-п (в редакции от 24.08.2023 № 823-п). Объекты культурного наследия «Храмовый ансамбль, 1790-е гг. — конец XIX в.» (<адрес>), «Храмовый ансамбль, сторожка, конец XIX в.» (<адрес>), «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>) являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии с постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 № 329. Вместе с тем, до настоящего времени, не принимались меры к определению статуса указанных вновь выявленных объектов культурного наследия. Государственная историко-культурная экспертиза выявленных объектов культурного наследия, по итогам которой были бы сделаны выводы об отнесении их к объектам культурного наследия федерального, регионального или местного значения, не проведена, в реестр объектов культурного наследия «Храмовый ансамбль, 1790-е гг. — конец XIX в.», «Храмовый ансамбль, сторожка, конец XIX в.», «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» не включены, охранные зоны объектов не установлены, что является нарушением требований статей 18, 33, 34 Федерального закона № 73-ФЗ и может повлечь уничтожение либо повреждение вновь выявленного объекта культурного наследия. В связи с чем, Угличский межрайонный прокурор просит обязать государственную службу охраны объектов культурного наследия Ярославской области организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия «Храмовый ансамбль, 1790-е гг. - конец XIX в.» (<адрес>). «Храмовый ансамбль, сторожка, конец XIX в.» (<адрес>), «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр объектов культурного наследия в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании и.о. заместителя Угличского межрайонного прокурора Шурыгина А.М. уточнила исковые требования в части наименования спорных объектов, просила возложить обязанность на государственную службу охраны объектов культурного наследия Ярославской области организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия, включенных в Перечень выявленных объектов культурного наследия, «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр объектов культурного наследия в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части заявленные административные исковые требования поддержала, по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Представил отзыв, в котором указал, что истцом не учтен правовой и охранный статус выявленного объекта культурного наследия до момента включения его в единый реестр объектов культурного наследия. Статус объекта «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>) фактически идентичен статусу объекта, уже включенного в единый реестр объектов культурного наследия, и регламентирован ст.ст. 16.1, 33, 45 и 47.3 ФЗ-73, т.е. выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране наравне с объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. Анализ ст.ст. 16.1, 33, 45 и 47.3 ФЗ-73 показывает, что объекту, получившему статус выявленного объекта культурного наследия, законом определены всеобъемлющие меры государственной охраны, предусмотренные ст. 6 ФЗ-73, еще до момента внесения такого объекта в единый реестр объектов культурного наследия. Из текста иска неясно, каким образом выявленный объект культурного наследия может быть уничтожен или поврежден, с учетом того обстоятельства, что объект – «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), в настоящее время имеет статус выявленного объекта культурного наследия на основании постановления Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 г. № 329, внесен в соответствующий перечень выявленных объектов культурного наследия, и, в соответствии с положениями ФЗ-73, в силу закона обеспечен всеми мерами государственной охраны. Отсутствие заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении спорного объекта, решения о включении (отказе во включении) спорного выявленного объекта в реестр не влечет за собой нарушение либо угрозу нарушений прав неопределенного круга лиц как на доступ к культурным ценностям, так и на сохранение исторического и культурного наследия, не уменьшает правовой и охранный статусы выявленного объекта культурного наследия и не влечет за собой возникновение возможностей для уничтожения или повреждения объекта культурного наследия. Так же, в административном иске отсутствуют сведения о том, какие именно свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых подано исковое заявление, нарушены, или сведения о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. По состоянию на июль 2023 г. на территории Ярославской области расположено свыше 3297 выявленных объектов культурного наследия, в отношении которых требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы. Согласно анализу коммерческих предложений, средняя стоимость проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении одного выявленного объекта культурного наследия составляет 153524,64 руб. Таким образом, объём средств, необходимых для проведения экспертиз всех выявленных объектов на территории Ярославской области составит 506170738,08 руб. Такими бюджетными ассигнованиями ответчик не располагает. Для организации экспертной работы в Государственное задание должны быть внесены соответствующие изменения и увеличен лимит бюджетных обязательств. Принятие же на себя и, тем более, исполнение обязательств, в размерах, превышающих утверждённые бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, запрещено действующим бюджетным законодательством и влечёт за собой привлечение соответствующих должностных лиц к административной ответственности. В связи с чем, ответчик просил отказать в удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ГБУ ЯО «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры ЯО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.

Выслушав и.о. заместителя Угличского межрайонного прокурора Шурыгину А.М., исследовав письменные материалы дела, изучив отзыв ответчика, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежат нарушенное право гражданина, юридического лица, группы лиц, публичные интересы.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обращение прокурора с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц отвечает требованиям действующего законодательства.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца (лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление).

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на доступ к культурным ценностям и обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно абзацам третьему и четвертому преамбулы указанного Федерального закона, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что объект «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), является вновь выявленным объектом культурного наследия и включен в соответствующий перечень.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, а также п. 5.4.3 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590, Министерство культуры РФ совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определено, что регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.

При этом согласно п. 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в Реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 01.09.2009 № 759-р) переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу таких полномочий, согласно п. 2 ч. 1 указанной статьи Закона, отнесены организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с «Положением о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области», утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2015 № 659-п (в редакции от 24.08.2023 № 823-п).

Сведения об объекте «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют.

Согласно сведений Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области до настоящего времени государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения в реестр в отношении данного объекта культурного наследия не проводилась.

В силу ст. 16 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Пунктом 3 данной статьи Закона предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Согласно п. 7 указанной статьи Закона, решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 8 данной статьи предусмотрено, что решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Однако, такое решение в отношение заявленного объекта со стороны Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области не принималось.

Представитель административного ответчика Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на то, что статус объекта «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>) фактически идентичен статусу объекта, уже включенного в единый реестр объектов культурного наследия, и регламентирован ст.ст. 16.1, 33, 45 и 47.3 ФЗ-73, т.е. выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране наравне с объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как установлено судом, включение вышеуказанных объектов в список вновь выявленных памятников истории и культуры Ярославской области осуществлялось постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.1993 г. № 329, в порядке, определенном Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшим до 2002 г., Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культур, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865.

В силу п.п. 11, 12, 14 Инструкции к выявленным памятникам истории и культуры относятся объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных ценность.

Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране.

Как следует из п.п. 20, 21, 22 Инструкции вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

Проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в порядке которого заявленные административным истцом объекты были включены в список вновь выявленных памятников истории и культуры Ярославской области, не ограничивало сроками принятие решения о включении выявленных памятников истории и культуры в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, которые наделяли объекты, включенные в него, статусом памятников истории и культуры, оно предусматривало проведение экспертизы каждого из вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с составлением заключения о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Согласно п. 4 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ, объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

В соответствии с п. 5 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Ограничения при использовании объектов культурного наследия предусмотрены п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которой все объекты культурного наследия, как включенные в реестр, так и выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, независимо от того, включены они в Реестр или являются выявленными объектами культурного наследия.

Выполнение региональным органом охраны объектов культурного наследия предусмотренных действующим Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ требований по государственной охране выявленного объекта культурного наследия не освобождает его от обязанности принятия дальнейших предусмотренных как ранее действовавшим законодательством, так и действующим законодательством, мер, направленных на обеспечение принятия в отношении каждого выявленного объекта культурного наследия решения о включении в реестр либо об отказе во включении реестр с соблюдением законодательно установленной процедуры, включающей проведение историко-культурной экспертизы.

При этом, в силу прямого указания в п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, такое решение должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Таким образом, объект «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>), отнесен к выявленным объектам культурного наследия в силу прямого указания в п. 4 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, вступившего в силу 29.06.2002 г.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

В силу ст. 28 данного Федерального закона, одной из целей государственной историко-культурной экспертизы является обоснование включения объекта культурного наследия в реестр.

В соответствии с п. 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, государственная историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

Процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр, установленная ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, предусматривает, в том числе, организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы, так и сроки, установленные для данной процедуры.

То обстоятельство, что в силу пункта 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, правообладатели объекта также вправе по своей инициативе провести государственную историко-культурную экспертизу, не освобождает региональный орган охраны объектов культурного наследия от выполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей.

Поскольку до настоящего времени процедура включения выявленного объекта культурного наследия в реестр со стороны уполномоченного органа – административного ответчика, не организована, что, вопреки доводам административного ответчика нарушает право неопределённого круга лиц как на доступ к культурным ценностям, так и на сохранение исторического и культурного наследия. В связи с чем, заявленные административные исковые требования о признании незаконным бездействия государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению проведения государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия подлежат удовлетворению с возложением в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика обязанности обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия, по результатам которой подлежит принятию одно из решений, предусмотренных п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Таким образом, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку для выполнения административным ответчиком установленных судом обязанностей необходима организация и фактическое проведение определенного объема работ, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить для их исполнения заявленный прокурором срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Обязать Государственную службу охраны объектов культурного наследия Ярославской области (<данные изъяты>) организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия «Храмовый ансамбль, 1970-е г.г. – конец ХIХ в.» (<адрес>), включающий в себя «Храмовый ансамбль, сторожка, конец ХIХ в.» (<адрес>) и «Храмовый ансамбль, церковь Николая Чудотворца, 1793 г.» (<адрес>) в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр объектов культурного наследия в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Г. Марокова