Дело № 2а-11384/2023 78RS0002-01-2023-011320-85
11 декабря 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Еремеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ича к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1, Выборгскому РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу, ГУФССП по Санкт-Петербургу об оспаривании действий, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1, Выборгскому РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу, ГУФССП по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1, совершенные при аресте, списании и удержании денежных средств ФИО2, в частности, в отношении заработной платы, совершенные при приостановлении исполнительного производства.
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемые действия административного ответчика являются незаконными, в связи с чем он был вынужден обратиться с административным исковым заявлением в суд.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, приходит к следующему.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства для исполнения судебным приставом-исполнителем требований, содержащихся в исполнительном документе, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, на основании исполнительного листа № 78RS0002#2-10470/2021#1 от 10.12.2022, выданного Выборгским районным судом Санкт-Петербурга по делу № 2-10470/2021, постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу от 15.12.2022 возбуждено исполнительное производство № 444747/22/78002-ИП в отношении должника ФИО2, взыскателем по которому выступает ФИО3, предмет исполнения: взыскание упущенной выгоды – 14 747 100 руб., расходов по уплате государственной пошлины – 60 000 руб. (л.д. 52).
В рамках указанного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1 вынесено постановление от 04.05.2023 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в пределах суммы задолженности 14 756 561 руб. 28 коп.; для производства удержания суммы задолженности постановление направлено в ЗАО «С.Е.Д.-СПб» (л.д. 58).
Заявляя требования об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1, совершенных при аресте, списании и удержании денежных средств ФИО2, в частности, в отношении заработной платы, при приостановлении исполнительного производства, административный истец указывал на то, что он обратился в суд с административным иском об оспаривании постановления от 12.07.2023 о взыскании исполнительского сбора, однако, после приостановления исполнительного производства судом, административным ответчиком продолжается списание денежных средств из заработной платы ФИО2
Положениями статей 39, 40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены основания для приостановления исполнительного производства.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6 части 1 статьи 40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, принятие судом к своему производству административного искового заявления об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора влечет приостановление исполнительного производства на основании соответствующего судебного акта, выносимого в рамках административного дела об оспаривании постановления.
Одновременно, исполнительное производство приостанавливается судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта о приостановлении исполнительного производства.
В связи с поступлением определения судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24.07.2023, постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу от 28.08.2023 исполнительное производство № 444747/22/78002-ИП приостановлено с 28.08.2023 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (л.д. 62).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу от 05.12.2023 исполнительное производство возобновлено, в связи с поступлением определения судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15.11.2023 об отмене мер предварительной защиты (л.д. 64).
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Вышеприведенные нормы права свидетельствуют о том, что Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действия судебного пристава-исполнителя разделены на исполнительные действия (статья 64) и меры принудительного исполнения (статья 68), при этом, правовые последствия таких действий судебного пристава-исполнителя и возможность их совершения в период приостановления исполнительного производства различны.
Так, последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При этом с учетом положений части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
Одновременно, законодатель не устанавливает обязательное приостановление действий принятых ранее мер принудительного исполнения.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, у судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу отсутствовали основания для приостановления действия постановления от 04.05.2023, либо его отмены.
Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу что действия судебного пристава-исполнителя Выборгского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве не противоречат и не нарушают прав административного истца.
Учитывая, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа, после поступления судебного акта о принятии мер предварительной защиты, судебным приставом-исполнителем Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу исполнительное производство № 444747/22/78002-ИП своевременно приостановлено, при этом, у административного ответчика не имелось достаточных и предусмотренных законом оснований для приостановления действия постановления от 04.05.2023 об обращении взыскания на заработную плату должника.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятие судом решения о признании действий (бездействия), решений незаконными преследует своей целью восстановление прав административного истца, при этом административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда права восстановлены до принятия решения судом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в настоящее время совокупности таких условий как несоответствие решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействием) прав и свобод административного истца, не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 150, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ича к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу ФИО1, Выборгскому РОСП ГУФССП по Санкт-Петербургу, ГУФССП по Санкт-Петербургу об оспаривании действий, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
/Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2023 года/