ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1138/20 от 12.03.2021 Марксовского городского суда (Саратовская область)

64RS0022-01-2020-002452-32

Дело № 2а-59/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 год г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мурго М.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства

административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее – межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

установил:

межрайонная ИФНС № 7 России по Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени. В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что ФИО1 17 марта 2015 года поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области и 25 июля 2017 года прекратила осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет обязанность уплачивать страховые взносы. В связи с неполной уплатой страховых взносов, образовалась задолженность по страховым взносам за 2017 год в ПФР – 97 917,40 рублей на обязательное пенсионное страхование на выплату страховых пенсий. За несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховых пенсий в срок, установленный законодательством, плательщику были начислены пени за 2017 год (за период с 10 августа 2017 года по 28 июля 2019 года).

Поскольку, направленное по состоянию на 17 октября 2019 года в адрес административного ответчика требование об уплате обязательных платежей – задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и пени за несвоевременную уплату страховых взносов, добровольно им не исполнено, а судебный приказ от 26 марта 2020 года о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени был отменен определением мирового судьи от 16 июня 2020 года по заявлению должника, просит суд взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области непогашенную задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 87 846 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 981,03 рублей, всего 105 827,03 рублей, за счет средств налогоплательщика.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности № 04-24/023618 от 10 декабря 2020 года сроком на один год, не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном заявлении уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не признавая явку сторон обязательной, данное дело рассматривается судом по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения закреплены в п.п 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НА РФ).

Подпунктом 2 п. 1 ст. 419 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены ст. 432 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз. 3 п. 2 ст. 432 НК РФ).

В то же время п. 5 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В силу абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 ст. 69 и п. 1 ст. 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений п. 6 ст. 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом в силу абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 17 марта 2015 года по 25 июля 2017 года состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18-24).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административным истцом налогоплательщику (плательщику страховых взносов) ФИО1 посредством почтового отправления было направлено требование об уплате налога № 82804 по состоянию на 17 октября 2019 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года на 09 августа 2017 года в размере 97 917,38 рублей, пени в размере 19 937,60 рублей, с указанием срока уплаты до 10 декабря 2019 года, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции (л.д. 14, 15-17). В добровольном порядке требование в установленный в нем срок плательщиком страховых взносов не исполнено.

Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Так, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 286 КАС РФ, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу положений абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В свою очередь, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из того, что налогоплательщик (плательщик страховых взносов) ФИО1 не уплатила в добровольном порядке как задолженность по страховым взносам, так и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Марксовского района Саратовской области от 16 июня 2020 года судебный приказ № 2а-1212/2020 от 08 мая 2020 года о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени был отменен по заявлению должника (л.д. 13).

13 декабря 2020 года административный истец обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с административным иском о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в порядке административного судопроизводства (л.д. 28).

Таким образом, в рамках настоящего дела, названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с исковым заявлением налоговым органом не пропущен.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что налоговым органом соблюдены как порядок и срок взыскания недоимки по страховым взносам и пени за 2017 год, так и срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере соответствует требованиям ст. 430 НК РФ, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность соблюдены, однако обязательства по уплате страховых взносов административным ответчиком в установленном размере не исполнены.

В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и взыскании с административного ответчика непогашенной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В соответствии с представленным истцом расчетом пени (л.д. 15) пени за несвоевременную уплату ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляют 19 937,61 рублей.

Административный истец - налоговый орган, указывая на частичное взыскание задолженности судебными приставами-исполнителями по судебному приказу, просит взыскать с налогоплательщика (плательщика страховых взносов) ФИО1 непогашенную задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 87 846 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 981,03 рублей.

Поскольку доказательств погашения задолженности в полном объеме ко дню рассмотрения дела, ее наличия в ином размере, административным ответчиком, вопреки положениям ст. 62 КАС РФ не представлено, суд соглашается с предъявленной ко взысканию суммой задолженности и, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме и взыскании с ФИО1 суммы непогашенной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 87 846 рублей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 981,03 рублей.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание положения ст. 333.19 НК РФ, устанавливающей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина с зачислением в доход федерального бюджета в размере 3 316,54 рублей.

Руководствуясь ч. 7 ст. 150, ст. ст. 175-180, 290, 292-294 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 87 846 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 981,03 рублей, всего 105 827,03 рубля за счет средств налогоплательщика.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 3 316,54 рублей, зачислив в доход бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.

Судья М.П. Мурго