ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1138/2016 от 13.01.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

2а-1138/16

13 января 2016 года г. Сыктывкар

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Манаенковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кругловой О.А., Нитченко А.А., Патова Д.С. к Администрации МОГО "Сыктывкар" об оспаривании решений, действий по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия,

установил:

Круглова О.А., Нитченко А.А., Патов Д.С. обратились в суд с административным иском к Администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным, нарушающим статьи 9, 11 и 14 Европейской Конвенции по правам человека решения (действия) по отказу согласовать проведение публичных богослужений ** ** ** года на какой-либо из четырнадцати площадок, устраивающих заявителей, предложения перенести проведение публичных богослужений ** ** ** года на площадку в Мичуринском парке г. Сыктывкара, на площадку в Берендеевском парке Эжвинского района г. Сыктывкара, на площадку у здания общежития Сыктывкарского автомеханического техникума в пригородном поселке Верхняя Максаковка, на площадку перед Домом культуры "Волна" в пригородном поселке Краснозатонский.

В обоснование иска указано, что истцы являются активными членами Местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников, оспариваемые решения (действия) не являются необходимыми в демократическом обществе, не позволяют реализовать цель публичных богослужений – доступная для понимания обывателей социально-ориентированная христианская проповедь.

В судебном заседании истцы участия не приняли, извещены надлежащим образом.

Представитель АМОГО "Сыктывкар" с иском не согласен.

Заслушав представителя Администрации МОГО "Сыктывкар", исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 29, 31 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со статьями 9, 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Конкретизирующими названные основополагающие нормы положениями статей 2, 5, 7, 8, 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определено, что под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно статьям 3, 4 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа. Предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии в специально отведенном месте, уведомление о проведении которого не требуется, - 100 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства РК от 25 декабря 2012 года № 598 к специально отведенными местами на территории МОГО "Сыктывкар" являются площадка, расположенная на пересечении улицы Димитрова Октябрьского проспекта в северной части Мичуринского парка, с южной стороны ограниченная аллеей парка, площадка, расположенная в Берендеевском парке (Эжвинский район, ул. Менделеева), площадка, расположенная перед МУК "Дом культуры "Волна" ... площадка у здания общежития ГАОУСПО РК "Сыктывкарский автомеханический техникум" ...

Согласно статье 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в РФ гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

По делу установлено, что истца, являющиеся членами местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников "...", уведомляли Администрацию МОГО "Сыктывкар" о намерении провести публичное богослужение в форме митинга с .... с использованием звукоусиливающей и музыкальной аппаратуры и предполагаемым количеством участников ... чел** ** ** года на следующих площадках – ... и домом ... по ..., ..., площадка перед ... в качестве альтернативы - площадки, указанные в утвержденном пастором В.Е. примерном плане проведения публичных богослужений в ** ** ** году.

Письмами от ** ** ** года Администрация МОГО "Сыктывкар" не согласовала проведение заявленных публичных богослужений, предложив заявителям для их проведения специально отведенные места - площадка, расположенная на пересечении улиц ... и ... в северной части Мичуринского парка, с южной стороны ограниченная аллеей парка, площадка, расположенная в Берендеевском парке (Эжвинский район), площадка, расположенная перед "Дом культуры "Волна" ... площадка у здания общежития "Сыктывкарский автомеханический техникум" ...

Предложенные Администрацией МОГО "Сыктывкар" для проведения публичных мероприятий специально отведенные места определены Правительством Республики Коми с учетом обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий, их транспортной доступности, возможности использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, обеспечения соблюдения соблюдение санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

По смыслу закона на организаторах публичного мероприятия лежит обязанность предпринять разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать право на свободу мирных собраний, поскольку в ситуации, когда им не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие.

Мотивы изменения мест проведения публичных богослужений – размещение детских аттракционов, детских площадок и "Семейного сквера", несогласование правообладателя земельного участка, письменные жалобы жителей города на проведение мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры являются обоснованными, направленными на достижение баланса частных и публичных интересов, защиты прав и интересов несовершеннолетних и иных третьих лиц.

Таким образом, поскольку в процессе согласования мест проведения публичных мероприятий заявителям были обоснованно предложены адекватные по своему социально-политическому и религиозному назначению специально отведенные места, а также учитывая, что истцами не было представлено убедительных причин несогласия со специально предложенными специально отведенными местами, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителей каких-либо препятствий в проведении намеченных публичных богослужений в специальной отведенных местах, а, следовательно, реализации прав на мирные собрания, выражение мнения и исповедание религии.

Какой-либо дискриминации в отношении истцов допущено не было.

Принимая во внимание отсутствие нарушений прав истцов, отсутствие отказа в проведении намеченных публичных богослужений, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Применительно к согласованию публичного мероприятия на ** ** ** года отказ в согласовании и предложение иных мест проведения публичного богослужения содержится в письме АМОГО "Сыктывкар" от ** ** ** года.

Принимая во внимание, что КАС РФ вступил в силу 15 сентября 2015 года, срок для оспаривания решений и действий АМОГО "Сыктывкар" в отношении публичного богослужения ** ** ** года истцами пропущен.

Учитывая, что истцами не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, не подано заявления о его восстановлении, пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в иске в части решения АМОГО "Сыктывкар", изложенного в письме от ** ** **

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска Кругловой О.А., Нитченко А.А., Патова Д.С. к Администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным, нарушающим статьи 9, 11 и 14 Европейской Конвенции по правам человека решения (действия) по отказу согласовать проведение публичных богослужений ** ** ** на какой-либо из четырнадцати площадок, устраивающих заявителей, предложения перенести проведение публичных богослужений ** ** ** на площадку в Мичуринском парке г. Сыктывкара, на площадку в Берендеевском парке Эжвинского района г. Сыктывкара, на площадку у здания общежития Сыктывкарского автомеханического техникума в пригородном поселке Верхняя Максаковка, на площадку перед Домом культуры "Волна" в пригородном поселке Краснозатонский отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Председательствующий