УИД: 56RS0018-01-2020-010617-05
Дело 2а-1138/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 2 апреля 2021 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя административного истца (ответчика) – Хлынцевой А.А.,
представителя административного ответчика (истца) – Данилова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга к Даниловой Ирине Ивановне о взыскании обязательных платежей и по встречному административному исковому заявлению Даниловой Ирины Ивановны к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга о признании невозможной к взысканию суммы недоимки,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга (далее ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга) обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением о взыскании с Даниловой И.И. задолженности по обязательным платежам.
В обоснование иска ссылается на тот факт, что Данилова И.И. является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц. В установленные законодательством о налогах и сборах срок исчисленные ИФНС по Центральному району г. Оренбурга суммы налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы налогоплательщиком не уплачены.
Административный ответчик об уплате налога на имущество физических лиц, за 2015, 2016 годы была извещена налоговыми уведомлениями N от 18 июня 2016 года, N от 12 октября 2017 года, направленными в ее адрес.
В срок, указанный в уведомлении оплата налога на имущество физических лиц налогоплательщиком не произведена.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня.
В связи с неоплатой налога на имущество физических лиц, пени в адрес Даниловой И.И. были направлены: требование N по состоянию на 13 декабря 2016 год об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 504 рублей, пени за период со 2 декабря 2016года по 12 декабря 2016года в размере 1,85 рублей, со сроком исполнения до 23 января 2017 года; требование N по состоянию на 12 февраля 2018 год об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 583 рублей, пени за период со 2 декабря 2017года по 11 февраля 2018года в размере 11 рублей, со сроком исполнения до 16 марта 2018 года; требование N по состоянию на 11 июля 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 504 рублей, пени за период с 1 июня по 31 мая 2019года в размере 204,67 рублей со сроком исполнения до 28 октября 2019 года; требование N по состоянию на 3 декабря 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 504 рублей, пени в размере 36,84 рублей со сроком исполнения до 10 января 2020 года. В период с 23 декабря 2019 года по 25 декабря 2019 года произведено списание пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,25руб.
Поскольку сумма исчисленного налога и сумма соответствующей пени налогоплательщиком не уплачены, ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Даниловой И.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г.Оренбурга от 2 июля 2020 года отменен судебный приказ N, выданный 20 мая 2020 года мировым судьей судебного участка №4 Ленинского района г.Оренбурга по заявлению ИФНС по Центральному району г.Оренбурга о взыскании с Даниловой И.И. недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.
Просит взыскать с Даниловой И.И. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 504 рублей, пеню в сумме 243,11 рублей; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 583 рублей, пеню в сумме 11 рублей.
Не согласившись с заявленными административными исковыми требованиями Данилова И.И. действуя через своего представителя Данилова И.Н. обратилась со встречным административным исковым заявлением о признании невозможной к взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.
В обоснование встречного административного искового заявления указала, что сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 1087 рублей образовалась до 2017 года, следовательно, срок на принудительное взыскание истек.
Налоговым органом не представлено сведений, подтверждающих направление в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений.
В нарушение пункта 3 решения Оренбургского городского Совета от 30 октября 2015 года №24 «Об установлении налога на имущество физических лиц», устанавливающего ставки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,1 % в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, Инспекцией в налоговых уведомлениях от 18 октября 2016 года N и от 12 октября 2017 года N указана налоговая ставка в размере 0,299%, что не соответствует действительности и нормам законодательства.
Полагает, что при взятых данных о стоимости объектов недвижимости, числящихся за Даниловой И.И. вменяемый налог должен составлять:
- за 2015 год, согласно уведомлению от 18 октября 2016 года N, квартира по адресу: ... размере 224 рублей; квартира по адресу: ... размере 167 рублей;
- за 2016 год, согласно уведомлению от 12 октября 2017 года N, квартира по адресу: ... размере 259 рублей; квартира по адресу: ... размере 193 рублей.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, Инспекцией не представлено доказательств (расчет, движение по лицевому счету налогоплательщика) того, что Даниловой И.И. не производилась оплата по обоим из числящихся за ней объектам имущества (квартиры), в связи с чем, доказательства неуплаты налогов Инспекцией не представлено, Данилова И.И. в силу возврата имеет право на налоговую льготу.
Инспекцией в качестве доказательства направления требований об уплате налога N по состоянию на 13 декабря 2016 года, N по состоянию на 12 февраля 2018 года, N по состоянию на 11 июля 2019 года, N по состоянию на 3 декабря 2019 года, представлен список N почтовых отправлений от 16 декабря 2016 года, однако данный список не подтверждает получение данной корреспонденции, поскольку Данилова И.И. по адресу, указанному в требованиях: ... не проживает с 12 ноября 2016 года, в связи с ее продажей.
Полагает, что поскольку налоговый орган в установленный статьями 48, 70 Налогового кодекса РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию сумм недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени Даниловой И.И. не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, задолженность по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 1087 рублей, пени в сумме 254,11 рублей является безнадежной ко взысканию.
Ссылаясь на положения статьи 59 Налогового кодекса РФ, просит признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 1087 рублей, а также задолженность по пене, начисленной на указанную сумму недоимки в размере 254,11 рублей в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.
Административный ответчик (истец) Данилова И.И. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с чем, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представитель административного истца (ответчика) Инспекции Федеральной налоговой инспекции по Центральному району г.Оренбурга – Хлынцева А.А., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. В удовлетворении встречного административного искового заявления просила отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика (истца) Данилов И.Н. действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, требования встречного административного искового заявления удовлетворить.
Проверив материалы дела и оценив, представленные доказательства в совокупности, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно пункту 1 статьи 399, статьям 400, 401, 405 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (пункты 1, 2 статьи 401 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (пункта 2 статьи 407 Налогового кодекса РФ).
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (пункт 3 статьи 407 Налогового кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налогоплательщик Данилова И.И. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга.
За налогоплательщиком Даниловой И.И. в 2015, 2016 годах было зарегистрировано следующее недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: ...; ? доля квартиры, расположенной по адресу: ....
Согласно налоговому уведомлению N от 18 октября 2016года в срок до 1 декабря 2016года административному ответчику необходимо было оплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год: ... в размере 504 рубля (168 339 рублей (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,299% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12). От уплаты налога по ... налогоплательщик Данилова И.И. освобождена в порядке статьи 407 Налогового кодекса РФ.
Согласно налоговому уведомлению N от 12 октября 2017года в срок до 1 декабря 2017года административному ответчику необходимо было оплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год: ... в размере 583 рубля (195 119 рублей (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,299% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12). От уплаты налога по ... налогоплательщик Данилова И.И. освобождена в порядке статьи 407 Налогового кодекса РФ.
Данный расчет налога на имущество судом проверен и признан правильным, а довод административного ответчика о необоснованности применения налоговой ставки для расчета налога на имущество физических лиц в размере 0,299% несостоятельным.
Решением Оренбургского городского Совета от 18 ноября 2014 года № 921 «Об установлении налога на имущество физических лиц" (действующего в спорный период) установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в следующих размерах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога на жилые строения, % | Ставка налога на другое имущество, % | Ставка налога на имущество, используемое для предпринимательской деятельности, % |
До 300 тыс. рублей (включительно) | 0,099 | 0,099 | 0,099 |
Свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (включительно) | 0,299 | 0,299 | 0,299 |
Свыше 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (включительно) | 0,4 | 0,4 | 1,999 |
Свыше 700 тыс. рублей до 800 тыс. рублей (включительно) | 0,6 | 0,6 | 1,999 |
Свыше 800 тыс. рублей до 900 тыс. рублей (включительно) | 0,8 | 0,8 | 1,999 |
Свыше 900 тыс. рублей до 1000 тыс. рублей (включительно) | 1,0 | 1,0 | 1,999 |
Свыше 1000 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей (включительно) | 1,5 | 1,5 | 1,999 |
Свыше 1500 тыс. рублей | 1,999 | 1,999 | 1,999 |
Согласно пункту 4 статьи 406 Налогового кодекса РФ (действующей в спорный период 2015,2016 годов), в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) | Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно | До 0,1 процента включительно |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно | Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно |
Свыше 500 000 рублей | Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно |
Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года №685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» определил коэффициент-дефлятор равный 1,147.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения с учетом коэффициента-дефлятора в 2015 году составила 168 399 (квартира по адресу: ...) + 452 309 рублей (квартира по адресу: ... ? доля) = 394 554 рублей.
В связи с тем, что суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составила 394 554 рублей, налоговая ставка для расчета налога на имущество физических лиц в 2015 году составила 0,299%.
Приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2015года №772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» определил коэффициент-дефлятор равный 1,329.Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения с учетом коэффициента-дефлятора в 2016 году составила 195 119рублей (квартира по адресу: ...) + 524 079 рублей /2 (квартира по адресу: ... ? доля) = 457 159 рублей.
В связи с тем, что суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составила 457 159 рублей, налоговая ставка для расчета налога на имущество физических лиц в 2016 году составила 0,299%.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- N по состоянию на 13 декабря 2016 год об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 504 рубля, пени в размере 1,85 рубль по сроку исполнения до 23 января 2017 года;
- N по состоянию на 12 февраля 2018 год об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 583 рубля, пени в размере 11 рублей по сроку исполнения до 16 марта 2018 года;
- N по состоянию на 11 июля 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 504 рубля, пени в размере 204,67 рубля по сроку исполнения до 28 октября 2019 года;
- N по состоянию на 3 декабря 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 504 рубля, пени в размере 36,84 рублей по сроку исполнения до 10 января 2020 года.
Сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца согласно представленному расчету составляет 504 рубля. Сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца согласно представленному расчету составляет 583 рубля.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая, что налог на имущество физических лиц за 2015 год в установленный законом срок уплачен не был, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией начислена пеня:
- по налогу на имущество физических лиц за каждый календарный день просрочки за 2015 год за период со 2 декабря 2016 год по 2 декабря 2019года в размере 243,11 рублей;
- по налогу на имущество физических лиц за каждый календарный день просрочки за 2016 год за период со 2 декабря 2017 год по 2 декабря 2019 год в размере 11 рублей.
Довод административного ответчика (истца) о несоблюдении административным истцом (ответчиком) досудебного порядка ввиду не направления и неполучения налоговых уведомлений, требований судом признается неправомерным.
Согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ, формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
Представленными в материалы дала доказательствами, подтвержден факт направления налоговым органом налоговых уведомлений и налоговых требований через личный кабинет налогоплательщика Даниловой И.И. зарегистрированной согласно сведениям внутриведомственной базы Инспекции АИС Налог-3 Пром. в личном кабинете налогоплательщика 13 августа 2014года
Таким образом, вопреки доводам Даниловой И.И. налоговым органом были приняты меры для вручения налогоплательщику налоговых уведомлений и требований.
Поскольку Данилова И.И. требования налогового органа не исполнила, Инспекция 12 мая 2020 года, обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.
Согласно судебному приказу N от 20 мая 2020 года, выданном мировым судьей судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга в пользу ИФНС России по Центральному району г.Оренбурга с Даниловой И.И. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 1087 рублей и пеня в размере 254,11 рублей, на общую сумму 1341,11 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Оренбурга от 2 июля 2020 года судебный приказ N от 20 мая 2020 года на основании поступивших возражений от Даниловой И.И. отменен.
С административным исковым заявлением в суд истец обратился 17 декабря 2020 года (согласно штампа на конверте).
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 сентября 2016года действующей в спорный период 2015,2016 годов), а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени. В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установление в законе срока для защиты нарушенных прав интересов лица, начало его течения и последствия пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с частью 4 статьи 92, частью 1 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
В силу пунктов 1, 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела усматривается, что по направленным в адрес административного ответчика требованиям об уплате налога и пени, срок исполнения самого раненного требования N по состоянию на 13 декабря 2016года истек 23 января 2017года. Задолженность налогоплательщика Даниловой И.И. составила 1087 рублей, пеня 254,11 рублей.
Налоговый орган с учетом требований части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей с Даниловой И.И. в установленный срок - 12 мая 2020года.
Определение об отмене судебного приказа мировым судьей принято 2 июля 2020года. Последним днем подачи административного искового заявления является 2 января 2021года.
Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что ИФНС по Центральному району г.Оренбурга обратилась с данным иском в суд 17 декабря 2020года, срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание установлены статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019года, по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса РФ прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ.
Оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречных требований Даниловой И.И. требований и исходит при этом из того, что законных оснований полагать, что заявленная административным истцом недоимка по налогу на имущество и пеням подлежит признанию безнадежной к взысканию, не имеется. Налоговый орган обратился для взыскания образовавшейся задолженности к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а затем после вынесения определения об отмене судебного приказа в суд с административным исковым заявлением в установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ сроки, а следовательно заявленные административным истцом суммы недоимки по налогу на имущество и пеня безнадежными ко взысканию не являются.
Учитывая, что нарушений при начислении налога на имущество физических лиц, пени со стороны налогового органа допущено не было, обязанность должника по уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016года и сумм соответствующей пени не исполнена, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Даниловой И.И. в пользу административного истца недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 504 рубля, пеню в размере 243 рубля 11 копеек; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 583 рубля, пеню в размере 11 рублей.
При подаче искового заявления истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Судом удовлетворены административные исковые требования имущественного характера на общую сумму 1 314 рублей 11 копеек, следовательно, размер государственной пошлины от которой административный истец был освобожден при подаче административного иска, составит 400 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга к Даниловой Ирине Ивановне о взыскании обязательных платежей - удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Даниловой Ирины Ивановны в пользу административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 504 рубля, пеню в размере 243 рубля 11 копеек; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 583 рубля, пеню в размере 11 рублей.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Даниловой Ирины Ивановны к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга о признании невозможной к взысканию суммы недоимки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.В. Ермошкина
Решение в окончательной форме составлено: 30 апреля 2021 года.
Судья: подпись О.В. Ермошкина
Оригинал подшит в дело №2а-1138/2021
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г.Оренбурга