ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1139/20 от 23.07.2020 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2020-000269-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска Беляева В.А., представителей администрации Марковского муниципального образования Ивановой А.С., Погодаевой Е.И., старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1139/2020 по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска к администрации Марковского муниципального образования, главе Марковского муниципального образования о признании недействующим постановления,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Иркутска обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, главе Марковского муниципального образования, в котором с учетом уточнений просит: признать недействующими, с момента принятия постановление администрации Марковского муниципального образования от 24.10.2019 № 1616 «Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования»; постановление администрации от 06.11.2019 № 1699 «О внесении изменений в постановление администрации Марковского муниципального образования от 24.10.2019 № 1616.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией Марковского муниципального образования МУП «Водоканал» г. Иркутска определено в качестве гарантирующей организации в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Марковского муниципального образования.

28.10.2019 в адрес МУП «Водоканал» г. Иркутска поступило постановление администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения от 24.10.2019 № 1616 «Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования» (далее - постановление от 24.10.2019 № 1616).

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

В своем письме от 11.10.2019 исх. № 6200 администрация Марковского муниципального образования сообщила о том, что в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области (утв. постановлением администрации Марковского муниципального образования от 6 апреля 2015 года № 266) фактический объем транспортируемой холодной воды и сточных вод по переданным в концессию ООО «Стандарткомстрой» объектам составил 215 280 куб. м. в год, объем сточных вод - 749 880 куб. м. в год.

Администрация Марковского муниципального образования просила согласовать планируемые объемы транспортируемой холодной воды и сточных вод. Для определения объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод, администрацией Марковского муниципального образования был направлен перечень территорий, жители которых являются абонентами МУП «Водоканал» г. Иркутска.

В ответ на указанное письмо МУП «Водоканал» г. Иркутска сообщило, что за 2018 год фактическое потребление холодной воды «прочих» потребителей составило 111 490,34 куб. м., фактическое потребление холодной воды потребителей частного сектора составило 11 619,67 куб. м., фактический объем сточных вод «прочих» потребителей составил 350 191,57 куб. м., фактический объем сточных вод потребителей частного сектора составил 20 099,55 куб. м.

Данная информация была направлена в адрес администрации Марковского муниципального образования 29.10.2019, в связи с чем не могла быть учтена при установлении долгосрочных тарифов на транспортировку воды и сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой», утвержденных 24.10.2019.

Таким образом, МУП «Водоканал» г. Иркутска полагает, что при расчете тарифов, утверждённых постановлением от 24.10.2019 № 1616, были приняты во внимание не соответствующие действительности данные о фактических объемах транспортируемой холодной воды и сточных вод по переданным в концессию ООО «Стандарткомстрой» объектам.

Необходимо отметить, что деятельность МУП «Водоканал» г. Иркутска по холодному водоснабжению и водоотведению также подлежит государственному регулированию. При установлении МУП «Водоканал» г. Иркутска тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение учитываются экономически обоснованные расходы. В связи с установлением долгосрочных тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой», МУП «Водоканал» г. Иркутска будет вынуждено заявить о расходах, связанных с оплатой услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод по указанным тарифам, при очередной корректировке тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение.

По предварительным оценкам установленные Марковским муниципальным образованием тарифы на транспортировку воды и транспортировку сточных вод приведут к существенному росту тарифов МУП «Водоканал» г. Иркутска на питьевое водоснабжение и водоотведение, установленных, в том числе, для населения города Иркутска и Марковского муниципального образования.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено согласование устанавливаемых тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод с гарантирующей организацией. Полномочия по проверке таких тарифов у гарантирующей организации также отсутствуют.

Администрация Марковского муниципального образования наделена государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в силу статьи 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114- ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» исполнительный орган государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, обязан осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий.

В связи с чем, МУП «Водоканал» г. Иркутска направлено обращение в Службу по тарифам Иркутской области с просьбой провести проверку в отношении Администрации Марковского муниципального образования на предмет соблюдения действующего законодательства при рассмотрении и утверждении постановлением от 24.10.2019 № 1616 долгосрочных тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой», в том числе, проверить экономическую обоснованность данных тарифов, в случае выявления нарушений, принять соответствующие меры.

В ответ на данное обращение в своем письме от 15.01.2020
исх. № 02-79-48/20 Служба по тарифам Иркутской области сообщила об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в отношении администрации Марковского муниципального образования.

Административный истец полагает, что администрация в нарушение пункта 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования), придала обратную силу действию Постановления № 1616, то есть с 01.10.2019. Данное нарушение, администрация пытается устранить принятием постановления № 1699.

В соответствии с пунктом 9 Правил регулирования, предельные индексы вводятся в действие с начала очередного года на 1 год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется: а) на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов; б) на решения органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке; в) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов; г) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов; д) на решения органов регулирования тарифов в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий; е) на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов; ж) на решения органа регулирования тарифов, принимаемые до 1 мая 2016 г. в рамках реализации решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, превышающих индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса по субъекту Российской Федерации по основаниям, указанным в подпунктах «д» и (или) «е» пункта 46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»; з) на решения органов регулирования, принятые в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»; и) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды; к) на решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

Постановление № 1699 принято администрацией без учета требований, предъявляемых Правилами регулирования к досрочному пересмотру тарифов.

Действие тарифов составляет срок не менее 1 года, поэтому у Администрации не имелось правовых оснований пересматривать срок действия тарифов, установленных Постановлением № 1616, до истечения годичного срока.

Правовых оснований, свидетельствующих о возможности произвести досрочный пересмотр тарифов, администрацией не приведено.

Таким образом, Постановление № 1699 принято администрацией с нарушением пункта 9 Правил регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами регулирования предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования).

В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

В случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б», «д» и «е» пункта 9 Правил регулирования, дело об установлении тарифов не открывается.

Согласно представленным администрацией материалам тарифного дела, дело об установлении тарифов в отношении ООО «Стандарткомстрой», открыто распоряжением Администрации от 27.09.2019 № 152.

По результатам рассмотрения указанного дела об установлении тарифов, Администрацией принято Постановление № 1616.

В отношении Постановления № 1699, дело об установлении тарифов, в нарушении пунктов 12-14 Правил регулирования, Администрацией не открывалось.

Действующее законодательства не предусматривает возможности открытия двух дел об установлении тарифов (дело по Постановлению № 1616 и Постановлению № 1699), в отношении одной и той же регулируемой организации (ООО «Стандарткомстрой»), в течение одного и того же периода регулирования.

Таким образом, администрацией дело об установлении тарифов по Постановления № 1699, никогда не открывалось и открыто не могло быть, чем исключается законность процедуры принятия Постановления № 1699.

Между тем, в соответствии с пунктом «в» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Администрацией не приведено доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры принятия Постановления № 1699, поскольку данный нормативный правовой акт не соответствует требованиям пунктов 12-14 Правил регулирования.

Тарифы установлены администрацией на основании концессионного соглашения от 02.09.2019, которое в установленном порядке не заключено.

Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, закреплены Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Порядок обеспечения реализации полномочий Губернатора Иркутской области, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением концессионных соглашений, объектом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концедентом по которым выступают муниципальные образования Иркутской области, третьей стороной - Иркутская область, утвержден Указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2017 № 105-уг (далее - Порядок).

Аналогичная позиция о необходимости соблюдения установленного порядка заключения концессионного соглашения, приведена в разъяснениях министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 10.12.2018 № 02-58- 9204/18.

Вопреки требованиям установленного порядка, Губернатор Иркутской области концессионное соглашение от 02.09.2019, не подписывал.

Администрацией данное концессионное соглашение от 02.09.2019 на согласование в адрес министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, не направлялось.

Администрацией при принятии Постановления № 1616, не проверялись правовые основания, на которых ООО «Стандарткомстрой» эксплуатирует объекты водоснабжения и водоотведения.

Между тем, на необходимость соблюдения органом регулирования требований к проверке оснований владения имуществом, неоднократно обращал внимание ФАС России (например, письмо от 13.11.2015 № СП/63933/15).

По данному факту МУП «Водоканал» обратилось в прокуратуру Иркутской области с заявлением о нарушении публичных интересов, поскольку не подписание Губернатором Иркутской области концессионного соглашения от 02.09.2019, нарушает интересы Иркутской области, которая в результате передачи муниципального имущества в концессию, была лишена возможности реализовать полномочия, связанные с подготовкой, заключением, исполнением, концессионного соглашения от 02.09.2019, объектом которого являются объекты системы водоотведения и холодного водоснабжения.

В настоящее время МУП «Водоканал» подано исковое заявление в Арбитражный суд Иркутской области, с требованием о признании концессионного соглашения, незаключенным.

МУП «Водоканал» полагает, что концессионное соглашение от 02.09.2019, является незаключенным в силу прямого указания части 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях.

Владение объектами водоснабжения и водоотведения в отсутствие каких-либо на то правовых оснований, само по себе исключает законность тарифов, установленных Постановлением № 1616.

В судебном заседании представитель административного истца Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска Беляев В.А. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представители администрации Марковского муниципального образования Иванова А.С., Погодаева Е.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Глава администрации Марковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Службы по тарифам Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в материалы дела поступили письменные пояснения по существу рассматриваемого спора, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя службы по тарифам Иркутской области.

Старший помощник прокурора Иркутского района Семенова Е.Н. в порядке дачи заключения по делу, полагала, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с главой 9 КАС РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2);

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2);

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2);

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу части 9 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с подпунктом 1 части 1, подпунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 и 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закон Иркутской области от 06.11.2012 № 114-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 1 к Закону Иркутской области № 114-03 утвержден Перечень муниципальных образований Иркутской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подпункту 88 названного Перечня, Марковское муниципальное образование наделено государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

2 сентября 2019 года между администрацией Марковского муниципального образования и ООО «Стандарткомстрой» заключено концессионное соглашение.

16 сентября 2019 года по акту приема-передачи объекта Соглашения и иного имущества Концессионером получены во временное владение и пользование часть объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения:

внутриплощадочные сети водопровода, протяженность 2012 м., 957 м.;

- канализационная сеть поселка Маркова Иркутского района, протяженность 19072 м;

водопроводные сети, протяженность 2112 м.

Согласно заключенному концессионному соглашению Концессионер обязуется осуществлять деятельность по предоставлению услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.

27 сентября 2019 года ООО «Стандарткомстрой» подано в администрацию Марковского муниципального образования предложение об установлении тарифов, состоящее из заявления и обосновывающих материалов (пункты 16, 17(1), 18, 19 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406.

Распоряжением Главы администрации Марковского муниципального образования от 27 сентября 2019 года № 152 с 30 сентября 2019 года открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку воды и сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» (пункты 13, 20 Правил регулирования тарифов).

Согласно абзацу 1 пункта 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

При выборе метода регулирования тарифов орган регулирования тарифов руководствуется Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования) с учетом предложения регулируемой организации (пункт 24 Правил регулирования тарифов).

Для регулирования тарифов для потребителей ООО «Стандарткомстрой», оказывающего услуги на территории Марковского муниципального образования Иркутского района выбран метод индексации (пункт 3 1 Основ ценообразования).

В ходе проведения экспертизы представленных предложений об установлении тарифов (пункт 22 Правил регулирования тарифов) для подтверждения принятых в расчет ООО «Стандарткомстрой» объемов холодного водоснабжения и водоотведения администрацией Марковского муниципального образования в МУП «Водоканал» г. Иркутска направлено письмо (исх. 11.10.2019 № 6200). Итоговые данные по фактическим объемам потребленной холодной воды и объема сточных вод за 2018 год в ответ на указанное письмо представлены сотрудником МУП «Водоканал» г. Иркутска Бондаренко В.В. по средствам электронной связи:

холодное водоснабжение - 123 110,01 куб.м, (в том числе 111 490,34 куб.м. - прочие потребители и 1 1 619,67 куб.м. - частный сектор);

стоки - 370 291,12 куб.м, (в том числе 350 191,57 куб.м. - прочие потребители и 20 099,55 куб.м. - частный сектор).

Позднее информация об указанных объемах представлена МУП «Водоканал» г. Иркутска письмом вх. от 07.11.2019 № 6584.

Учитывая изложенное, при установлении тарифов на транспортировку воды и сточных вод экспертами администрации Марковского муниципального образования учтены объемы в размере указанном МУП «Водоканал» г. Иркутска.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Постановлением администрации Марковского муниципального образования – администрации городского поселения от 24.10.2019 № 1616 «Об установлении долгосрочных тарифов на транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования», установлены долгосрочные тарифы на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Стандарткомстрой» на территории Марковского муниципального образования.

Постановлением от 6 ноября 2019 года № 1699 внесены изменения в постановление администрации Марковского муниципального образования от 24 октября 2019 года № 166.

Оспариваемые нормативно – правовые акты опубликованы в официальном печатном издании «Жизнь Маркова» и размещены на официальном сайте Марковского муниципального образования.

Таким образом, оспариваемые постановления № 1616 от 24.10.2019, № 1699 от 06.11.2019 приняты администрацией Марковского муниципального образования в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к их форме, порядку принятия и введения в действие.

При рассмотрении дела, административным истцом указано о нарушении его права на получение оплаты по установленному тарифу. Учитывая, что осуществляемая истцом деятельность является регулируемой, истец как ресурсоснабжающая организация не является конечным потребителем услуг по транспортировке воды и сточных вод, оказываемых ООО «Стандарткомстрой», расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке воды и сточных вод, будут предъявлены к оплате непосредственным потребителям услуг в сфере водоснабжения и водоотведения в составе тарифов гарантирующей организации. Следовательно, все расходы по оплате услуг будут компенсированы МУП «Водоканал» г. Иркутска мерами тарифного регулирования при установлении уполномоченным органом соответствующих тарифов.

Относительно доводов о росте тарифов для конечных потребителей, то МУП «Водоканал» г. Иркутска не обладает полномочиями на предъявление исков в защиту прав, интересов, неопределенного круга лиц.

Также в подтверждение доводов о существенном росте тарифов, истцом не представлен расчет такого роста.

Несостоятельны доводы административного истца, что при расчете тарифов, утвержденных постановлением от 24.10.2019 № 1616, были приняты во внимание не соответствующие действительности данные о фактических объемах транспортируемой холодной воды и сточных вод. Так из материалов тарифного дела следует, что при расчете тарифов, устанавливаемых для ООО «Стандарткомстрой», применены объемы, представленные МУП «Водоканал» г. Иркутска.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о ненадлежащем избрании административным ответчиком метода государственного регулирования тарифов.

Согласно части 2 статьи 32 названного Закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным пунктом 33 Основ ценообразования.

Административный истец оспаривал правомерность выбора органом регулирования метода индексации установленных тарифов, указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения, что в отношении ООО «Стандарткомстрой» ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Как следует из п. 74,75 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Метод регулирования тарифов в отношении ООО «Стандарткомстрой» определен административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм права.

Доводы истца о нарушениях, допущенных административным ответчиком при заключении концессионного соглашения, являются отдельным предметом спора, подлежащим рассмотрению в арбитражном суде. При этом, в случае признания судом концессионного соглашения незаключенным, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения по новым обстоятельствам.

Ссылка административного истца на п. 33 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" о том, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы, не может быть принята судом во внимание, поскольку оспариваемыми постановлениями установлены тарифы на период с момента принятия постановлений.

Учитывая изложенные положения закона, проанализировав содержание оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что они соответствуют нормам законодательства, имеющих большую юридическую силу. Нарушений процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов в ходе рассмотрения дела не установлено, форма и вид соответствуют требованиям закона, приняты оспариваемые акты уполномоченным органом, порядок опубликования соблюден, нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска к администрации Марковского муниципального образования, главе Марковского муниципального образования о признании недействующими с момента принятия постановлений № 1616 от 24.10.2019, № 1699 от 06.11.2019, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.08.2020.

Судья Т.Ю. Сорокина