Дело № 2а-1139/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Лобовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Великого Новгорода Клюевой Н.В., представителя административного ответчика ГОКУ «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» Климиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, к Государственному областному казенному учреждению «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Окуловского района, действуя в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Государственному областному казенному учреждению «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» (далее также - ГОКУ «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области», Учреждение) об обязании подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятника природы регионального значения «<данные изъяты>»; направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории: в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ территории памятника природы регионального значения <данные изъяты> решение органа государственной власти об установлении границ особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения <данные изъяты>». В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № создан памятник природы регионального значения <данные изъяты> Согласно информации предоставленной <данные изъяты>», в нарушение требований закона в Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном памятнике природы регионального значения отсутствуют. Невнесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах данной особо охраняемой природной территории может привести к нарушениям требований земельного законодательства, лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах этой территории и последующему нарушению режима её использования, повлечь негативное воздействие на окружающую среду и привести к деградации и (или) уничтожению природных объектов, то есть нарушить права неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «Национальный парк «Валдайский».
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ФГБУ «Национальный парк «Валдайский», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании помощника прокурора Великого Новгорода Клюева Н.В. заявленные требования поддержал по мотивам и основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГОКУ «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» Климина С.А. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала, сославшись в объяснениях на доводы и обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (далее – Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Исходя из части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различают следующие их категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ определено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости представляется собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (сематические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра особо охраняемых природных территорий.
Исходя из части 1 статьи 10 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; иные сведения
Частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона №218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении положения об особо охраняемой природной территории.
Исходя из части 18.1 статьи 32 Федерального закона №218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениях), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 9 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось сторонами, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № «<данные изъяты>» признаны памятником природы регионального значения.
Согласно сведениям, представленным <данные изъяты>», в нарушение приведенных выше положений закона, регулирующих спорные правоотношения, сведения об упомянутом памятнике природы регионального значения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Пунктом <данные изъяты> Устава ГОКУ «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» к целям создания и деятельности Учреждения отнесено обеспечение исполнения государственных полномочий в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе осуществление функции администраций государственных природных заказников регионального значения.
В силу <данные изъяты> данного Устава для достижения вышеназванных целей Учреждение осуществляет в установленном законодательством порядке организацию изготовления карт (планов) объектов землеустройства в целях постановки особо охраняемых природных территорий регионального значения на государственный кадастровый учет; подготовку и представление документов для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в государственный кадастр недвижимости; обеспечение формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, обязанность по подготовке и представлению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «<данные изъяты>», возложена на Учреждение.
Из материалов дела следует, что Учреждением не направлено в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий и перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории – вышеуказанного памятника природы, а также решение органа государственной власти об установлении границ данного памятника.
При этом упомянутые графическое описание местоположения границ и перечень координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории Учреждением до настоящего времени не подготовлены.
В этом отношении не может быть принят судом во внимание довод представителя административного ответчика о том, что часть территории памятника природы регионального значения <данные изъяты>» располагается в границах <данные изъяты>», поскольку согласно сведениям, представленным <данные изъяты>», территория упомянутого памятника природы в состав <данные изъяты>» не входит и на нее не распространяется особый режим использования и охраны земель <данные изъяты>».
С учетом изложенного суд находит административный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, принимая во внимание организационные и иные мероприятия, необходимые Учреждению для исполнения требований природоохранного законодательства, суд, с учетом мнения сторон, устанавливает указанный срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, к Государственному областному казенному учреждению «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» – удовлетворить.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:
- подготовить в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ территории памятника природы регионального значения <данные изъяты>»;
- направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории: в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ территории памятника природы регионального значения «<данные изъяты>», решение органа государственной власти об установлении границ особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «<данные изъяты>».
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено представление в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.Б. Шибанов
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2021 года.