№ 2а-1139/2022 мотивированное решение
76RS0010-01-2021-003783-77 изготовлено 04.08.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2022 года пос. Борисоглебский Ярославской области
Ростовский райсуд Ярославской области в составе
председательствующего Захаровой С.И.
при секретаре Крепышевой А.Н.,
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в составе Ростовского районного суда Ярославской области в поселке Борисоглебский Ярославской области административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Управление Росреестра по Ярославской области) об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестра по Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее по тексту Управлению Росреестра), просят признать незаконным отказ в государственной регистрации кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом, расположенный в , выраженный в уведомлении от 06.09.2021 года, обязать Управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении индивидуального жилого дома общей площадью 670,1 кв.м., расположенного по адресу: , при этом осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на жилой дом - ФИО1- 40/57 долей в праве, ФИО2- 15/57, ФИО3 – 1/57, ФИО4 – 1/57.
В качестве оснований исковых требований указано, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит объект незавершенного строительства со степенью готовности 30%, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 76:02:020101:562, площадь которого 985 кв.м., вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок принадлежит истцам на праве общей долевой собственности.
13.08.2020 года в Администрацию Борисоглебского муниципального района (далее Администрация МР) направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. 18.08.2020 года Администрация МР уведомила их о соответствии параметров возведенного ими объекта уставленным параметрам. 23.09.2020 года они уведомили Администрацию МР об окончании строительства. 24.09.2020 года Администрация МР уведомила их о соответствии возведенного ими индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
24.12.2020 года через Администрацию МР подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом. Уведомлением от 06.09.2021 года извещены об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
По мнению государственного регистратора представленные документы (техплан) не являются подлинными, сведения, содержащиеся в них - достоверными, по результата правовой экспертизы сделан вывод о том, что возведенный ими дом является многоквартирным. Такой вывод считают ошибочным и необоснованным, решение о отказе незаконным т.к. в уведомлении не указаны конкретные признаки многоквартирного дома. Возведенный ими индивидуальный жилой дом соответствует параметрам объекта индивидуального строительства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Борисоглебского муниципального района, государственные регистраторы Управления Росреестра ФИО5, ФИО6, ФИО7
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям ФИО8 исковые требования поддержал по доводам иска и доводам, изложенным в представленной суду правовой позиции.
Настаивал на том, что отказывая в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, ответчик вышел за рамки своих полномочий, потому, что сделал вывод, опровергающий выводы, изложенные в уведомлении органа местного самоуправления от 24.09.2021 года о соответствии возведенного истцами индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в частности, о соответствии вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве. Выводы, изложенные в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, не мотивированы. Все обстоятельства, послужившие основанием для приостановлении регистрационных действий, истцами были устранены.
Настаивал на том, что возведенный истцами жилой дом является индивидуальным жилым домом и признаков многоквартирного жилого дома не имеет. В доме планируется проживание четырех семей, три семьи из которых являются многодетными, при этом в доме нет структурно обособленных помещений, которые имеют признаки квартир. В доме имеются помещения, которыми планируют пользоваться все собственники. Дом имеет два входа. В доме отопление от газового котла, представил договор на выполнение монтажных работ по прокладке внутридомового газового оборудования. В доме имеется электроэнергия, оплачивается по трем приборам учета, вода по единому счетчику. Вывод о том, что возведенный истцами объект является индивидуальным жилым домом, подтверждается заключением ООО «Ярославская строительная экспертиза».
Представитель Управления Росреестра и государственные регистраторы ФИО7, ФИО5 участия в судебном заседании не принимали. Представитель Росреестра просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил объяснения на иск, в которых против удовлетворения исковых требований возражал, настаивал на законности отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 06.09.2021 года.
В тексте объяснений содержится информация о том, что Администрация МР обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект, для строительства которого не требуется разрешение на строительство, представила правоустанавливающие документы на земельный участок и технический план. При этом действующее законодательство допускает в уведомительном порядке только строительство индивидуальных жилых домов. Однако, с учетом площади объекта, указанной в техплане- 670.1 кв.м., и его планировки - наличие обособленных помещений квартирного типа, в связи с наличием двух раздельных входов, у государственного регистратора появились основания полагать, что возведенный объект имеет признаки многоквартирного дома.
Государственным регистратором направлен внутриведомственный запрос в отдел госземнадзора Управления Росреестра на предмет соответствия возведенного объекта виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен. Согласно заключению государственного инспектора Ярославской области по использованию и охране земель, имеются признаки использования земельного участка не по назначению. Из анализа представленных документов государственным регистратором сделан вывод о том, что на земельном участке с кадастровым номером 76:02:020101: 562 возведен многоквартирный жилой дом.
16.01.2021 года, 22.01.2021 года, 05.02.2021 года, 01.04.2021 года, 22.06.2021 года государственным регистратором направлялись уведомления о приостановлении и неустранении причин приостановлении в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, земельный участок, на котором создан объект недвижимости, передан собственником для целей, не предусматривающих возможность строительство такого объекта. В связи с тем, что причины, по которым государственная регистрация была приостановлена не устранены, 06.09.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации.
При этом пределы правой экспертизы не нарушены, проверка законности уведомления Администрации МР о соответствии построенного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной документации не осуществлялась.
Представитель Администрация Борисоглебского муниципального района участия в судебном заседании не принимал. В материалах дела имеется отзыв, в котором изложена позиция администрации Борисоглебского муниципального района - отказ Росреестра незаконен, т.к. отказ в связи с тем, что объект имеет признаки многоквартирного дома, превышает пределы правовой экспертизы, фактически признает недействительным уведомление Администрации МР о том, что возведенный объект соответствует градостроительному законодательству.
Выслушав пояснения представителя истцов, административного истца ФИО4, который поддержал исковые требования по доводам иска, приняв во внимание позицию административного ответчика, представителя Администрации МР, государственных регистраторов ФИО7 ФИО5, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права не законен, нарушает права и охраняемые законом интересы административных истцов.
По делу установлено, что истцы являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:02:020101:562, площадью 985 кв.м., расположенного по адресу на землях населенного пункта для индивидуального жилищного строительства. ФИО1- 40/57 долей в праве, ФИО2- 15/57, ФИО3 – 1/57, ФИО4 – 1/57.
В таких же долях истцы являются участниками долевой собственности на объект незавершенного строительства расположенного по адресу: площадь застройки 350 кв.м., степень готовности 30%.
13.08.2020 года в Администрацию МР истцы направили уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
18.08.2020 года Администрация МР уведомила их о соответствии параметров возведенного ими объекта уставленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
23.09.2020 года истцы уведомили Администрацию МР об окончании строительства, предоставив технический план, выполненный кадастровым инженером ФИО9
24.09.2020 года Администрация МР уведомила их о соответствии возведенного ими индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
24.12.2020 года Администрация МР обратилась с заявлением в Росреестр о постановке на государственной кадастровый учет и государственной регистрации права, предоставив технический план и уведомление о соответствии индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В этот же день последовало уведомление Росреестра о приостановлении регистрации с 16.01.2021 года по 16.04.2021 года, в качестве основания указано на погрешность, которая не соответствует п. 7 приказа №90 от 01.03.2016 года, при этом в качестве правового основания имеется ссылка на п. 1 и п. 5 ст. 25 Федерального закона № 218 от 13.07.2015 года « О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ), в которой прописаны основания для возврата документов без рассмотрения, на п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ-основание для приостановления, когда границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
16.01.2022 года вновь вынесено уведомление о приостановлении регистрации до 16.04.2022 года, основание п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ- погрешность, которая не соответствует п. 7 приказа № 90 от 01.03.2016 года. При этом не указано, о каком приказе идет речь. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ основание для приостановления государственной регистрации когда форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Представитель истцов пояснил, что из текста указанных уведомлений истцам было непонятно по какой причине приостановлена государственная регистрация, потребовались переговоры с государственным регистратором, в результате которых было установлено, что в техплане имеются погрешности в координатах, указанные погрешности были устранены.
Далее, 22.01.2021 года - уведомление о неустранении причин приостановления, в тексте уведомления указано, что 20.01.2021 года заявителем представлено заявление и документы для устранении причин приостановления, однако, причины приостановления не устранены, вновь ссылка на п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, однако, в качестве основания для приостановления указана друга причина - имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, которые содержатся в техплане и уведомлении Администрации МР от 24.09.2020 года, которые не соответствуют действительности, противоречат нормам СНиП 31.02-2001.
05.02.2021 года - уведомление о неустранении причин приостановления, в тексте которого указано, что 20.01.2021 года представлено заявление и документы для устранения причин приостановления, причины приостановления не устранены, основание п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ – имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, которые содержатся в техплане и уведомлении Администрации МР от 24.09.2020 года, которые не соответствуют действительности, противоречат нормам СНиП 31.02-2001.
01.04.2021 года вновь уведомление о неустранении причин приостановления, в тексте указано, что 26.03.2021 года представлено заявление и документы для устранения причин приостановления, причины приостановления не устранены, однако основание другое - п. 23 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ – земельный участок, на котором создан объект недвижимости, предоставлен не для целей строительства ( размещения) такого объекта.
Представитель истцов пояснил, что ни административным истцам, ни Администрации БМР после получения указанных уведомлений причина приостановления не была понятна. Потребовались неоднократные переговоры с государственным регистратором, в результате которых удалось установить, что по мнению государственного регистратора земельный участок предоставлен для строительства многоквартирного дома, а к учете и регистрации заявлен индивидуальный жилой дом. Впоследствии это недоразумение выяснилось, т.к. земельный участок, принадлежащий истцам на котором взведен дом, имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
После того, как срок последнего приостановления (до 16.04.2021 года) истек, последовало заявление Администрации МР от 16.04.2021 года о приостановлении осуществления регистрации до 01.09.2021 года, уведомление о приостановлении регистрации, основание ч. 1 ст. 30 Закона №218-ФЗ - заявление Администрации МР от 16.04.2021 года о приостановлении осуществления регистрации до 01.09.2021 года, 22.06.2021 года - уведомление о приостановлении регистрации, основание ч. 1 ст. 30 Закона №218-ФЗ - заявление Администрации МР от 16.04.2021 года о приостановлении осуществления регистрации до 01.09.2021 года.
Представитель истцов пояснил, что наверняка ему неизвестно, но он предполагает, что заявление Администрации МР последовало по просьбе государственного регистратора, для того, чтобы получить возможность проведения административного расследования, по результатам которого сделан вывод о том, что возведенный истцами дом имеет признаки многоквартирного.
06.09.2021 года – уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, основание ст. 27 Закона №218-ФЗ – истечение срока приостановлении, указанного в уведомлении от 22.06.2021 года и неустранение причин, препятствующих осуществлению регистрации. В том числе - представленные документы не являются подлинными или сведения содержащиеся в них недостоверны.
В силу ч. 3 и 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон № 218-ФЗ)государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (п. 1 ч. 2 ст. 7Закона №218-ФЗ.
Согласно ч. 5, 6 и 11 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 года № 340—ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №340-ФЗ) правообладатель земельного участка. предназначенного для индивидуального жилищного строительства на которых до дня вступления в силу закона № 340-ФЗ начато строительство жилого дома или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2026 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ уведомление о планируемых строительстве на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения ст. 51. 1, ч.ч. 16-21 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В уведомительном порядке в соответствии со ст. 51.1 и ч. 16-21 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ или ст. 16 Закона № 340-ФЗ не требующем обязательного получения разрешения на строительство и разрешения ввода объекта в эксплуатацию действующее законодательство - ст. ст. 51 и 55 Градостроительного Кодекса РФ, допускает строительство только объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" – в качестве основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является- несоответствие требованиям законодательства РФ формы и ( или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и( или) государственной регистрации права.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 9 ст. 26, ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы.
В силу п. 239 Административного регламента Росреестра, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.20217 года № 278, в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления.
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Анализируя перечисленные выше уведомления Управления Росреестра о приостановлении регистрации и уведомления о неустранении причин приостановления, суд приходит к выводу о том, что по своему содержанию они не соответствуют требованиям закона. В частности в уведомлении от 24.12.2021 года имеется ссылка на нормы закона, которые не имеют отношения к изложенным в уведомлении основаниям. В уведомлении от 16.01.2022 года имеется ссылка на приказ без указания на то кем этот приказ принят. В уведомлениях от 22.01.2022 года и 05.02.2022 года не указано в чем государственный регистратор усмотрел противоречие технического плана нормам СНиП, противоречие между представленным техпланом и уведомлением Администрации БМР от 24 09.2020 года. В уведомле6нии от 01.04.2022 года указано на то, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, не предоставлен для целей строительства объекта, об учете и регистрации которого просит заявитель. Фактически по данным Росреестра земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства.
Тексты уведомлений изложены таким образом, что из текста непонятна причина приостановления. Как пояснил представитель истцов имели место неоднократные устные переговоры с государственным регистратором с целью выяснения причины приостановления государственной регистрации после получения уведомлений.
Далее, как установлено судом, причины приостановления государственной регистрации были устранены заявителем, в частности последняя причина, изложенная в уведомлении от 01.04.2022 года, предшествующем тому, которым госрегистрация была приостановлена по заявлению Администрации МР. Однако, не смотря на это последовало уведомление об отказе в госрегистрации с изложением новой причины - объект имеет признаки многоквартирного дома, следовательно сведения в представленных документах недостоверны, что прямо противоречит закону- ч. 1 ст. 27 ФЗ№ 218-ФЗ, которым предусмотрено, что отказ в государственной регистрации может иметь место только в том случае, если не устранена причина, по которой госрегистрация была приостановлена. Такой отказ нарушает права истцов.
Кроме того, заслуживает внимания довод представителя истца о том, что делая выводы о наличии признаков многоквартирного дома государственный регистратор ставит под сомнение выводы, содержащиеся в уведомлении Администрации МР от 24.09.2020 года. В соответствии с нормами Градостроительного Кодекса РФ такое уведомление выдается в том случае, если разрешение на строительство не требуется (ч. 15 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ.
Уведомление выдается органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, по результатам проверки возведенного объекта на предмет:
- соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами;
-соответствия вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
- на предмет допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 19 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ).
В спорном случае государственный регистратор вновь проверил соответствие возведенного истцами объекта указанным выше показателям, причем проверка проведена без участия специалистов строителей, с привлечением специалистов земельного контроля, путем визуального обследования земельного участка и пришел к противоположным выводам. Суд считает, что в данном случае государственный регистратор вышел за пределы своих полномочий, что так же привело к нарушению прав административных истцов.
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями, если судом принято решение об удовлетворении заявленных требований, суд должен обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Восстанавливая нарушенные незаконным решением права административных истцов, суд считает, что необходимо признать незаконным и отменить уведомление об отказе в государственной кадастровом учете и государственной регистрации права от 06.09.2022 года, обязав Управление Росреестра вновь рассмотреть заявление Администрации БМР от 24.12.2021 года. Исковые требования административных истцов в части обязания ответчика осуществить регистрацию объекта, суд не считает возможным удовлетворить, т.к. все причины, по которым государственная регистрация была приостановлена, истцами устранены. Причина, по которой в государственной регистрации отказано, не являлась причиной приостановления. Суд полагает, что государственный регистратор должен либо зарегистрировать объект, либо вновь уведомить заявителя о приостановлении государственной регистрации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 частично, признав незаконным и нарушающим их права решение государственного регистратора Управления Росреестра по Ярославской области ФИО7, обязав государственного регистратора вновь рассмотреть заявление Администрации Борисоглебского муниципального района о государственном кадастровом учете и регистрации прав на объект недвижимости по адресу: .
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Захарова