Дело № 2а-113/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитровский районный суд Орловской области в составе:
Председательствующего судьи Власовой Л.В.,
при секретаре Котовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дмитровского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об оспаривании решения от 04 июня 2018 года № об отказе в учете изменений объекта недвижимости. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации городского поселения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка: предприятия общественного питания, кафе, закусочные». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Росреестр с целью внесения сведений об условно разрешенном виде использования вышеуказанного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), представив необходимый пакет документов. Решением начальника Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 04.06.2018 № истцу было отказано во внесении изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка. Просил суд признать незаконным решение начальника МО по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области внести изменения в сведения ЕГРН о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, «предприятия общественного питания, кафе, закусочные».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 административные исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным уведомление, а не решение, об отказе во внесении в Единый государственный реестр (ЕГРН) сведений о земельном участке. В остальной части требования оставила без изменения.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 административные исковые требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время к компетенции Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области относятся ответы на запрашиваемые сведения. Считает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области не обязано делать запросы в органы местного самоуправления, т.к. их данные могут быть устаревшими.
Административный истец ФИО1, административный ответчик начальник Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области ФИО4, заинтересованное лицо Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, надлежаще извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка разрешается в порядке, установленном ст.ст. 37,39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда.
В силу ч.1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственно реестра недвижимости (далее – ЕГРН) указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона №218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке. Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Настоящее Положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (часть 1 Положения). Система взаимодействия, в силу ч.2 Положения, представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.
Таким образом, органы местного самоуправления входят в единую систему информационного обмена.
Как предусмотрено пунктами 2,3 части 1 статьи 32 Закона №218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации права, в том числе принятое им решение об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В силу ч.1 ст. 33 Закона №218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1,5,7-9,12,13 статьи 32 настоящего Закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные ст. 34 настоящего Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Согласно п.16 ст. 32 Закона №218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся сведений в них, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1,3-13,15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Правила предоставления документов) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (свидетельство № о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка: предприятия общественного питания, кафе, закусочные».
11.05.2018 административный истец обратился через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Росреестр с целью внесения сведений об условно разрешенном виде использования вышеуказанного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), представив необходимый пакет документов (заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, копия свидетельства о государственной регистрации права и вышеуказанного Постановления органа местного самоуправления).
Решением начальника Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 04.06.2018 № истцу было отказано в учете изменений объекта недвижимости ввиду отсутствия в Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области решения (акта) об изменении вида разрешенного использования земельного участка (разрешение на предоставление условно разрешенного вида использования) с «индивидуальное жилищное строительство» на «предприятия общественного питания, кафе, закусочные».
Управление Росреестра по Орловской области направило административному истцу уведомление № от 04.06.2018 об отказе во внесении в ЕРГН сведений в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Согласно межведомственному запросу от ДД.ММ.ГГГГ№ филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области просило Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области представить решение (акт) об изменении вида разрешенного использования земельного участка (разрешение на предоставление условно разрешенного вида использования) с «индивидуальное жилищное строительство» на «предприятия общественного питания, кафе, закусочные» в отношении участка, принадлежащего ФИО1, в виде электронного документа в формате ХML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с ответом Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ запрашиваемый документ в Управлении отсутствует.
Законом Орловской области от 10.11.2014 №1686-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области» (вступившим в законную силу 01.01.2015), полномочия по принятию решения о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (за исключение принятия решения, необходимого для осуществления малоэтажного жилищного строительства и (или) индивидуального жилищного строительства), переходят в Правительство Орловской области или уполномоченные им органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 26.12.2014 №421 было утверждено «Положение об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области».
Согласно «Положению об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области», Управление в целях проведения единой государственной политики на территории Орловской области в подведомственной сфере осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских поселений Орловской области, определяемые пунктами 1-8 статьи 2 Закона Орловской области от 10.11.2014 №1686-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области», по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (за исключение принятия решения, необходимого для осуществления малоэтажного жилищного строительства и (или) индивидуального жилищного строительства).
Согласно письменному отзыву Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, направленного в адрес суда, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено администрацией городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области до учреждения Правительством Орловской области Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области. Таким образом, ответственность за документацию, принятую до передачи Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области полномочий по подготовке решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, несет орган, подготовивший данную документацию.
В связи с этим, довод представителя административного ответчика ФИО3 о том, что Управление Росреестра не обязано делать запрос в орган местного самоуправления, вынесший Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом.
Судом установлено, что запрос в орган местного самоуправления, вынесший постановление № от ДД.ММ.ГГГГ до учреждения Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области и делегирования ему полномочий, в рамках межведомственного взаимодействия не направлялся в нарушение ч.2 ст.33 Закона №218-ФЗ. Никаких ограничений по совершению данного действия административным ответчиком, в законодательстве не содержится.
Необходимо отметить, что становление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.
Как предусмотрено пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля и.о. начальника отдела архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации <адрес>К.И.П., пояснил, что в Правила землепользования и застройки городского поселения <адрес> последние изменения были внесены в 2017 году. Данные Правила имеются в свободном доступе в сети Интернет на сайте администрации городского поселения <адрес>. Обозрев представленные представителем истца ФИО2 Правила землепользования и застройки городского поселения <адрес> и перечень территориальных зон на территории городского поселения Дмитровск, свидетель подтвердил их действительность и пояснил суду, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, р<адрес>, <адрес>, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположен в зоне ЖЗ-1, где допустимо условно разрешенное использование земли под предприятия общественного питания, кафе, закусочные.
Изложенные обстоятельства подтверждаются Правилами землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области и перечнем территориальных зон на территории городского поселения Дмитровск. Согласно статье 25 указанных Правил землепользования и застройки, в перечне условных видов разрешенного использования зоны ЖЗ-1(зона застройки индивидуальными жилыми домами) в том числе предприятия общественного питания, кафе, закусочные.
Кроме того, свидетель К.И.П. пояснил суду, что орган местного самоуправления не располагает ресурсами, позволяющими отвечать на межведомственные запросы в электронном виде в формате XML файлов, о чем Росреестру известно, в связи с чем, все ответы на их запросы готовятся его отделом в простой письменной форме. При подготовке ответа на запросы, визуально проверяется: в какой зоне находится испрашиваемый объект недвижимости, после этого по Правилам землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области уточняется допустимый вид использования объекта недвижимости.
В соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Как пояснил суду представитель административного ответчика ФИО3, законность постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного органом местного самоуправления, Управление не оспаривает. Вместе с тем, судом было установлено и подтверждено материалами дела, что положения ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации при предоставлении органом местного самоуправления разрешения ФИО1 на условно разрешенный вид использования «предприятия общественного питания, кафе, закусочные» его земельного участка, нарушены не были. Итоговый документ публичных слушаний был опубликован в газете «Авангард» № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной суду по запросу для обозрения.
С учетом изложенного, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области административному истцу во внесении изменений в ЕГРН является незаконным и нарушающим его права.
Земельный участок ФИО1 расположен в границах территориальной зоны ЖЗ-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области.
Принимая во внимание, что иных данных у органа местного самоуправления в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, нет, электронный документ в формате XML орган местного самоуправления представить не может ввиду отсутствия специальных ресурсов, суд находит возможным удовлетворить требования административного истца в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области внести изменения в сведения ЕГРН о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, «предприятия общественного питания, кафе, закусочные».
В соответствии с ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. В связи с этим, с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная им при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу ч.1 ст. 34 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Таким образом, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> необходимо внести изменения в сведения в ЕГРН о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ФИО1 с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, «предприятия общественного питания, кафе, закусочные» в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175–181, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к начальнику Межмуниципального отдела по Дмитровскому, Кромскому и Троснянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании незаконным отказа в учете изменений объекта недвижимости, удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области внести изменения в сведения в Едином государственном реестре недвижимости о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, «предприятия общественного питания, кафе, закусочные».
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения – 27 августа 2018 года включительно.
Судья Л.В. Власова