ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/20 от 13.01.2020 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-113/2020

УИД 59RS0011-01-2019-005553-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Березники 13 января 2020 года

Березниковский городской суд в составе

председательствующего судьи Крюгер М.В.,

при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Березники Арбузова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Березники Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на веб-сайтах, в качестве информации, распространение которой на территории РФ запрещено,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Березники Пермского края обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах:

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

......phpинформацией, распространение которой на территории РФ запрещено, а также возложить на Управление Роскомнадзора по Пермскому краю обязанность включить указанные интернет-сайты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных исковых требований прокурор г. Березники Пермского края указал, что на вышеуказанных интернет сайтах содержится информация с предложением услуг по оформлению временной или постоянной регистрации граждан РФ, иностранных граждан на территории страны за вознаграждение, указаны цены на предлагаемые услуги. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, не содержится каких-либо ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Характер изложенной на вышеуказанных сайтах информации свидетельствует об осуществлении регистрации или прописки людей фиктивно, т.е. без фактического предоставления жилья. Беспрепятственный доступ к указанным выше страницам интернет-сайтов способствует незаконной регистрации граждан РФ. Иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, расположенных на территории РФ. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Представитель административного истца, помощник прокурора Арбузов А.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал. Управление Роскомнадзора по Пермскому краю участие в судебном заседании не принимало, Руководитель направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ранее в адрес суда был направлен письменный отзыв, в котором исковые требования органа прокуратуры поддержали в части, указали, что в результате анализа контента интернет ресурсов ..... Указанные информационные ресурсы находятся в свободном доступе. Не привлечения к судебному производству заинтересованных лиц, может привести к нарушению законных интересов собственников и пользователей интернет-ресурсов. Требования административного иска поддержали.Определением Березниковского городского суда Пермского края от ..... производство по административному иску в части признании информации, размещенной в сети «Интернет» на ..... информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, а также возложении обязанности прекращено, в связи с отказом от иска.Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.Исходя из требований ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.Статья 29 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.В соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. В силу ст. 322.1 УК РФ организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, является уголовно наказуемым деянием. Статьей 322.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

Кроме того, ст.322.3 УК РФ предусмотрена также уголовная ответственность за фиктивную постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

В соответствии пунктами 10, 11 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Статьей 19.12.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» к полномочным органам, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Характер изложенной на вышеуказанных сайтах информации свидетельствует об осуществлении регистрации или прописки людей фиктивно, т.е. без фактического предоставления жилья.

Как следует из представленных скриншотов, ни на одном из вышеперечисленных интернет-сайтов не имеется сведений о наличии реальной возможности фактически проживать в помещениях, в которых осуществляется регистрация или прописка. Отсутствуют сведения о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, предоставляющих указанные услуги, их местонахождение, а также документы, подтверждающие законность деятельности.

Для признания указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

В силу ч.1 ст.265.3 КАС РФ, при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.

Вместе с тем, информации, которая представлена Управлением Роскомнадзора Пермского края и выявленная в результате анализа контента интернет-ресурсов не является достаточной для установления личности и возможности привлечения к участию в деле.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельство, свидетельствующее о наличии на страницах интернет сайтах:

.....

.....

.....

.....

.....

информации об осуществлении регистрации или прописки людей фиктивно, т.е. без фактического предоставления жилья, в ходе судебного заседания нашло свое подтверждение, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети Интернет:

.....

.....

.....

.....

.....

в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ, Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах:

.....

.....

.....

.....

.....

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет»:

.....

.....

.....

.....

.....

в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца (20.01.2020).

Судья (подпись) М.В. Крюгер

Копия верна. Судья