ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2018 от 13.02.2018 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 13 февраля 2018 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.И.,

с участием исполняющего обязанности Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-113/2018 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тофаларского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Тофаларского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма.

В обоснование административных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности установлено следующее. В соответствии с п. 7.1 части 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства и действующего Положения, а также требований ст.ст. 65, 85-87, 158, 162 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией Тофаларского муниципального образования при подготовке проекта бюджета муниципального образования на 2018 год расходы для реализации программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории в состав ведомственной структуры расходов бюджета на 2018 год включены не были; муниципальная программа по указанному вопросу не разработана, что свидетельствует о бездействии администрации поселения. По вышеуказанным фактам, 14.12.2017 главе Тофаларского муниципального образования было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. В соответствии со справкой старшего помощника прокурора Митрофановой М.В. от 15.01.2017 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления, программа на 2018 год не принималась, в расходной части местного бюджета на 2018 года финансирование по программе и исполнению полномочий заложено не было, что свидетельствует о неисполнении требований по представлению. В результате непринятия предусмотренных Положением мер по противодействию терроризму и экстремизму администрацией поселения не обеспечена защита жизни граждан, проживающих на территории поселения от террористических и экстремистских актов, поскольку в связи с отсутствием муниципальной программы не были сформированы расходные обязательства на исполнение полномочий по участию в профилактике терроризма и экстремизма и, соответственно, в расходной части бюджета поселения не были заложены ассигнования на реализацию данных полномочий. Круг лиц, находящихся на территории поселения, права которых нарушены, определить точно невозможно, в связи с чем, Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании и.о. Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд обязать Администрацию Тофаларского муниципального образования– администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу разработать и утвердить мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования и предусмотреть в расходной части местного бюджета на 2018 год бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории поселения в соответствии с требованиями Положения об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Тофаларского муниципального образования от 04.08.2010 №10А.

Административный ответчик администрация Тофаларского муниципального образования – администрация сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, согласно которой неявка ответчика не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав и.о. Нижнеудинского межрайонного прокурора Рыбалко М.В., исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции.

В соответствии с п. 7.1 части 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

На основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Тофаларского муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения.

Во исполнение требований вышеуказанной нормы законодательства и требований ст. 2 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 2 и ст.5 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности», администрацией Тофаларского муниципального образования постановлением от 04.08.2010 №10А было утверждено Положение об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования (далее по тексту – Положение).

Согласно п. 2.1 Положения основными целями при участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования являются противодействие терроризму и экстремизму, а также защита жизни граждан, проживающих на территории Тофаларского муниципального образования от террористических и экстремистских актов, уменьшение проявлений экстремизма и негативного отношения к лицам других национальностей и религиозных конфессий; формирование у граждан, проживающих на территории муниципального образования, внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Формирование толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде, профилактика агрессивного поведения.

Абзацем 8 раздела 3 Положения было определено, что органы местного самоуправления осуществляют участие в профилактике терроризма и экстремизма разрабатывают и принимают муниципальные акты по вопросу участия участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Тофаларского муниципального образования.

Абзацами 4 и 5 раздела 4.1 Положения предусмотрено, что администрация Тофаларского муниципального образования: разрабатывает целевую программу мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования; предусматривает ежегодно при подготовке проекта бюджета муниципального образования расходы для реализации долгосрочной целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства и действующего Положения, а также требований ст.ст. 65, 85-87, 158, 162 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией Тофаларского муниципального образования при подготовке проекта бюджета муниципального образования на 2018 год расходы для реализации программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории в состав ведомственной структуры расходов бюджета на 2018 год включены не были; муниципальная программа по указанному вопросу не разработана, что свидетельствует о бездействии администрации поселения.

В соответствии со справкой старшего помощника прокурора Митрофановой М.В. от 15.01.2017 о результатах рассмотрения вышеуказанного представления, программа на 2018 год не принималась, в расходной части местного бюджета на 2018 года финансирование по программе и исполнению полномочий заложено не было, что свидетельствует о неисполнении требований по представлению.

По вышеуказанным фактам 14.12.2017 главе Тофаларского МО было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

В результате непринятия предусмотренных Положением мер по противодействию терроризму и экстремизму администрацией поселения не обеспечена защита жизни граждан, проживающих на территории поселения от террористических и экстремистских актов, поскольку в связи с отсутствием муниципальной программы не были сформированы расходные обязательства на исполнение полномочий по участию в профилактике терроризма и экстремизма и, соответственно, в расходной части бюджета поселения не были заложены ассигнования на реализацию данных полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тофаларского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма удовлетворить.

Обязать Администрацию Тофаларского муниципального образования – администрацию сельского поселения по вступлению решения суда в законную силу разработать и утвердить мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования и предусмотреть в расходной части местного бюджета на 2018 год бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории поселения в соответствии с требованиями Положения об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тофаларского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Тофаларского муниципального образования от 04.08.2010 №10А.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 19.02.2018