РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Дзержинское Красноярского края
21.03.2018 г. Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи - Павлюкович Т.П.
При секретаре - Гузовой С.М.
Заместителя прокурора Дзержинского района - Гуляевой Л.В.
Рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление административного истца прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к административному ответчику администрации Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края об обязании совершить определенные действия, а именно в срок до 01.07.2018 года устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле путем проведения необходимых мероприятий, результатом которых будет являться факт постановки земельных участков, на которых расположены общественные кладбища по адресам с. Н…, в д. С…, в д. Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края на кадастровый учет и оформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, на территории муниципального образования Нижнетанайский сельсовет Дзержинского района Красноярского края на которых расположены общественные кладбища по адресам с. Н…, в д. С…, в д. Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края.
При этом указывалось, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законности в сфере организации (оказания) ритуальных услуг в администрации Нижнетанайского сельского поселения, а также соблюдения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и земельного законодательства. По результатам проверки установлено что земельные участки на которых расположены пять общественных сельских кладбища, а именно в с. Н…, в д. С…, в д. Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края на территории муниципального образования Нижнетанайский сельсовет не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков, не определены их границы, не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки. Право собственности на вышеуказанные земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего администрацией поселения не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг, и содержанию мест захоронения. Отсутствие четких границ земельных участков и отсутствие собственников земельных участков, на которых расположены кладбища, препятствует определению и установлению их санитарно- защитных зон, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью населения - неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования, и не позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства по безопасной эксплуатации и содержанию мест захоронения. Общественные кладбища, не поставленные на кадастровый учет, предоставляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, что является недопустимым.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Гуляева Л.В. исковые требования поддержала, ссылалась при этом на вышеизложенные доводы.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился. О слушании дела уведомлен надлежащим образом исковые требования признал, представил заявление о признании исковых требований.
Выслушав лиц участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 статьи 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическим, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относится к объектам, имеющим культурно- историческое значение.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 16, п. 1 ст. 17 п.п. 1, 4 ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно ст. 18 ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 7 Устава администрации Нижнетанайского сельсовета к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статьи 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно ч. 13 ст. 354 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законности в сфере организации (оказания) ритуальных услуг в администрации Нижнетанайского сельского поселения, а также соблюдения требований федерального закона «О погребении и похоронном деле» и земельного законодательства. По результатам проверки установлено, что земельные участки на которых расположены общественные сельские кладбища, а именно в с. Н…, в д. С…, в д. Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края Дзержинского района Красноярского края на территории муниципального образования Нижнетанайский сельсовет не поставлены на кадастровый учет, не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки. Право собственности на вышеуказанные земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего администрацией поселения не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг, и содержанию мест захоронения. Отсутствие четких границ земельных участков и отсутствие собственников земельных участков, на которых расположены кладбища, препятствует определению и установлению их санитарно- защитных зон, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью населения - неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования, и не позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства по безопасной эксплуатации и содержанию мест захоронения. Общественные кладбища, не поставленные на кадастровый учет, предоставляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, что является недопустимым.
Требования административного истца обоснованы и нашли свое подтверждение в виде письма ответчика прокурору Дзержинского района. Административным ответчиком исковые требования административного истца признаны в порядке предусмотренном ст. 46, 157 КАС РФ.
С учетом изложенного, суд полагает возможным исковые требования административного истца удовлетворить в полном размере.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеадминистративного истца прокурора Дзержинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать административного ответчика администрацию Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края в срок до 01.07.2018года устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, путем: проведения необходимых мероприятий, результатом которых будет являться факт постановки земельных участков, на которых расположены общественные кладбища по адресам с.Н…, в д.С…, в д.Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края Дзержинского района Красноярского края на кадастровый учет и оформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, на территории муниципального образования Нижнетанайский сельсовет Дзержинского района Красноярского края на которых расположены общественные кладбища по адресам с. Н…, в д. С…, в д. Т…, в д. В…, в д. М… Дзержинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд в течение 1 месяца.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.04.2018 г.
Судья Павлюкович Т.П.