ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2022 от 20.05.2022 Завитинского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0007-01-2022-000172-63

Дело № 2а-113/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 мая 2022 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Крамаренко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Наумовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району, ОМВД России по Завитинскому району Амурской области, Управлению МВД России по Амурской области, ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю о признании незаконным действий по отказу в постановке транспортного средства на учет, наложению ограничений на транспортное средство, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконными действия ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району по отказу в постановке транспортного средства – автомобиль , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак , на регистрационный учет, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, признать незаконными действия ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю, выразившихся в наложении ограничений на автомобиль , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак возложении обязанности снять наложенные ограничения в рамках исполнительного производства -ИП. В обоснование указал, что 24 декабря 2021 года он обратился в ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району с заявлением о государственной регистрации и постановки на учет принадлежащего ему на основании договора купли-продажи автомобиля , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак , приложив к заявлению паспорт транспортного средства от 23 декабря 2015 года , договор купли-продажи автомобиля, паспорт гражданина Российской Федерации, квитанция об оплате государственной пошлины, полис страхования ОСАГО. 24 декабря 2021 года ему было отказано в проведении регистрационных действий на основании пункта 7 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также пункта 92.11 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, поскольку имеются запреты и (или) ограничения, наложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагает указанное решение необоснованным, нарушающим его законные права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему автомобилем, поскольку согласно ответу ОСП по Хасанскому району Приморского края ограничения в отношении транспортного средства сняты в полном объеме, что подтверждается постонавлением об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства от 21 октября 2021 года.

Определениями Завитинского районного суда Амурской области от 7 апреля 2022 года, 4 мая 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОМВД России по Завитинскому району, Управление УМВД России по Амурской области, ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель УМВД России по Амурской области ФИО2 указала, что ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району правомерно отказано в производстве регистрационных действий ФИО1 Снятие ограничений, также, как и наложение ограничений, службой судебных приставов осуществляется с помощью своих информационных систем, которые подключены к системе межведомственного электронного взаимодействия, о чем Госавтоинспекция может видеть в своей информационной системе ФИС ГИБДД-М. Постановления о наложении (снятии) запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств в соответствии с указанием ФССП России от 29 ноября 2018 года № 00015/18/132520-ОП «Об электронном взаимодействии с ГУОБДД МВД России» судебному приставу-исполнителю следует вносить исключительно в электронном виде. В случае возникновения у судебного пристава-исполнителя при работе с АИС ФССП России технических проблем, препятствующих подготовке и направлению электронного документа в адрес МВД России, необходимо оперативно направлять обращение через сервис технической поддержки АИС ФССП России и, при необходимости, оперативно информировать Управление организации исполнительного производства ФССП России. Между тем, в информационной системе ФИС ГИБДД-М имеются сведения о наличии ограничительных мер, наложенных службой судебных приставов. В настоящее время по сведениям, имеющимся в информационной системе ФИС ГИБДД-М, ограничение на осуществление регистрационных действий с транспортным средством , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак , не снято. В этой связи полагала, что УМВД России по Амурской области, ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району, ОМВД России по Завитинскому району не являются надлежащими ответчиками по делу.

Стороны в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В этой связи дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Государственная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях допуска их к участию в дорожном движении, но не в целях регистрации прав их собственников и владельцев.

Как следует из пункта 7 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта 92.11 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, наличие запретов или ограничений, наложенных на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в совершении каких-либо регистрационных действий.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2021 года ФИО1 обратился в ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району с заявлением о государственной регистрации и постановки на учет принадлежащего ему на основании договора купли-продажи от 20 декабря 2021 года автомобиля , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак .

В удовлетворении указанного заявления госинспектором РЭП ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району отказано на основании пункта 7 части 5 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также пункта 92.11 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, поскольку имеются запреты и (или) ограничения, наложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно паспорту транспортного средства ранее автомобиль , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак с 23 декабря 2015 года принадлежал ФИО3, с 4 декабря 2019 года ФИО5 (государственный регистрационный знак ), с 30 сентября 2020 года ФИО4 (государственный регистрационный знак ).

Судом установлено, что в производстве ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю находилось исполнительное производство -ИП в отношении ФИО3, возбужденного 3 декабря 2020 года на основании исполнительного документа – судебного приказа от 1 октября 2020 года, выданного мировым судьей судебного участка № 91 Хасанского судебного района, по гражданскому делу о взыскании налогов и сборов, включая пени в размере 3 570 рублей 41 копейка.

В рамках данного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 января 2021 года наложен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику имущества, в том числе транспортного средства – автомобиль , 1990 г.в., VIN , государственный регистрационный знак .

21 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства должника в рамках исполнительного производства -ИП и направлены для исполнения в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий в форме электронного документа.

19 ноября 2021 года указанное исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Между тем согласно карточке АМТС в отношении транспортного средства , 1990 г.в., VIN имеются сведения о наличии запрета на регистрационные действия, наложенного на основании постановления от 11 января 2021 года в рамках исполнительного производства -ИП.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).

Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).

Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.

В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – Положение о системе электронного взаимодействия, Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697, определены назначение и правила функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также принципы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, или исполнения государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Указанная система взаимодействия предназначена для решения, в том числе, задачи обеспечения исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (пункт 4 Положения), при этом к основным функциям системы взаимодействия отнесено обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (подпункт «в» пункта 6 Положения); обеспечение формирования и доставки статусных сообщений, информирующих о событиях, возникающих при обмене сообщениями (подпункт «о» пункта 6 Положения); обеспечение хранения, актуализации, а также предоставление информации от имени владельцев сведений в соответствии с техническими требованиями (подпункт «х» пункта 6 Положения).

Согласно подпунктам «г», «д» пункта 11 Положения о системе электронного взаимодействия в целях осуществления информационного взаимодействия с использованием системы взаимодействия при обмене сообщениями органы и организации в соответствии с техническими требованиями, в числе прочего: осуществляют прием, обработку и передачу электронных сообщений с использованием системы взаимодействия; обеспечивают полноту и достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия; обеспечивают в соответствии с порядком функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» устранение неисправностей, выявленных в ходе мониторинга системы взаимодействия, а также соблюдение процедур, предусмотренных техническими требованиями и требованиями к качеству.

Во исполнение названного выше Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2018 года № 178/565 утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства.

Согласно подпункту 1 пункта 4 Порядка в целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2014 года № 49 с 1 февраля 2014 года введена в эксплуатацию Федеральная специализированная территориально распределенная информационная система Госавтоинспекции, которая предназначена для автоматизации регистрационной, экзаменационной, учетной, информационно-поисковой и отчетно-аналитической деятельности подразделений Госавтоинспекции федерального, регионального и территориального (абонентского) уровней.

В базе данных указанной системы используются данные специализированной территориально-распределенной автоматизированной системы Госавтоинспекции реального времени (далее – СТРАС ГИБДД РВ) и Федеральной Информационной Системы Госавтоинспекции (далее – ФИС ГИБДД), в системе отражается, в том числе база данных по учету транспортных средств, на которые в установленном порядке наложены ограничения (запреты) на использование, проведение регистрационных действий или регистрация которых аннулирована.

ФИС ГИБДД введена в эксплуатацию с 1 августа 2016 года Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 69. Одной из функций системы является автоматизированный обмен данными с федеральными государственными информационными системами заинтересованных органов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. В соответствии с Инструкцией «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции», утвержденной Приказом Министерством внутренних дел России от 5 февраля 2016 года № 60 сведения в базу ФИС ГИБДД поступают автоматически, а также вносятся региональными операторами из числа сотрудников подразделения ГИБДД территориального органа МВД районного уровня.

Исходя из содержания указанных положений норм права, окончание исполнительного производства, должно повлечь отмену ранее установленных ограничений прав должника на его имущество, размещение информации об этом в системе электронного взаимодействия. При этом обязанность обеспечения достоверности и актуальности информации, хранимой в системе взаимодействия, в соответствии с пунктом 11 Положения о системе электронного взаимодействия возложена на органы и организации, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия.

Таким образом, обязанность обеспечить погашение в системе взаимодействия неактуальной записи о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля , 1990 г.в., VIN , лежит на ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю.

ФИО1 12 января 2022 года обратился посредством портала Госуслуги в адрес ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю с заявлением, в котором сообщил, что ему отказано в регистрации принадлежащего ему транспортного средства, которое согласно карточке АМТС находится под ограничениями с 11 января 2021 года по исполнительному производству -ИП.

Из ответа ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю от 13 января 2022 года следовало, что ограничения в отношении его автомобиля по исполнительному производству -ИП в отношении должника ФИО3 снято в полном объеме.

При таких обстоятельствах, о непогашении указанных записей ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю стало известно в январе 2022 года.

Из представленных Управлением МВД России по Амурской области сведений Федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М) следует, что по состоянию на 22 апреля 2022 года в отношении транспортного средства , 1990 г.в., VIN наложен запрет на регистрационные действия на основании постановления от 11 января 2021 года в рамках исполнительного производства -ИП.

Согласно соглашению, заключенному между Федеральной службой судебных приставов и Министерством внутренних дел Российской Федерации, об обмене информацией в электронном виде от 14 декабря 2014 года № 12/14-21/1/11806, возможность отмены ранее наложенных ограничений по запрету на совершение регистрационных действий с автомототранспортными средствами, минуя информационную систему путем предъявления соответствующих постановлений судебных приставов-исполнителей на бумажном носителе, не исключается.

При этом ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю не представлено сведений о невозможности отмены ограничительных мер, имеющихся в информационной системе, либо о направлении для исполнения в адрес территориального органа МВД России по месту совершения исполнительных действий постановления от 21 октября 2021 года судебного пристава-исполнителя об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства должника ФИО3 в рамках исполнительного производства -ИП, либо принятия иных мер, направленных на погашение в системе взаимодействия записи об ограничении.

Согласно пункту 71 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, проверка полноты достоверности сведений о владельце транспортного средства и (или) транспортном средстве (нахождение заявителя в региональном либо федеральном розыске, нахождение в розыскных учетах транспортного средства, специальной продукции) осуществляется в автоматизированном порядке по автоматизированным информационным системам во время ввода данных при проведении соответствующих административных действий.

Наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий (пункт 92.11 указанного Административного регламента).

Таким образом, наличие в системе взаимодействия записи о запрете регистрационных действий в отношении автомобиля , 1990 г.в., VIN может явиться препятствием для осуществления регистрационных действий в отношении транспортного средства.

При таких обстоятельствах, действия сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району, ОМВД России по Завитинскому району Амурской области, Управление МВД России по Амурской области по отказу в регистрационных действиях в отношении транспортного средства, в полной мере соответствуют требованиям нормативных правовых актов, поскольку правовые основания для предоставления государственной услуги отсутствовали.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предписывает суду при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями, наряду с другими вопросами выяснять, соответствует ли оспариваемое бездействие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагая обязанность доказать это обстоятельство на орган, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного кодекса по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю не представило доказательств погашения неактуальной записи в системе взаимодействия о запрете на регистрационные действия в отношении автомобиля , 1990 г.в., VIN , суд полагает доказанным факт незаконного бездействия данного ответчика, выразившегося в непринятии мер по отмене ограничительных мер в отношении принадлежащего административному истцу транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ на ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю должна быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем обеспечения погашения в единой системе межведомственного электронного взаимодействия записи о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащего ФИО1 транспортного средства автомобиль , 1990 г.в., VIN , двигатель , наложенных в рамках исполнительного производства -ИП, в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю, выразившееся в непринятии мер по отмене ограничительных мер в отношении транспортного средства – автомобиль , 1990 г.в., VIN , двигатель .

Возложить на ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю обязанность устранить допущенное нарушение путем обеспечения погашения в единой системе межведомственного электронного взаимодействия записи о запрете регистрационных действий в отношении принадлежащего ФИО1 транспортного средства автомобиль , 1990 г.в., VIN , двигатель , наложенных в рамках исполнительного производства -ИП, в двадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных к ОСП по Хасанскому району ФССП России по Приморскому краю требований отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГИБДД ОМВД России по Завитинскому району, ОМВД России по Завитинскому району Амурской области, Управлению МВД России по Амурской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 2 июня 2022 года.

Председательствующий Крамаренко Е.В.