РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года пгт.Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Дондоковой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-113/2022 (УИД № 75RS0010-01-2022-000096-24) по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Абагайтуйское» к Забайкальскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 28063/20/75044-ИП,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является стороной исполнительного производства № 65625/20/75044-ИП от 09.10.2021 года.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено в связи с неисполнением решения Забайкальского районного суда по делу № 2-48/2020 от 23.01.2020 г. Указанным решением суд обязал администрацию сельского поселения «Абагайтуйское» в срок до 01 сентября 2020 г. зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на автомобильные дороги, внесенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Абагайтуйское», направить сведения об автомобильных дорогах в Единый Государственный реестр автомобильных дорог, внести изменения в реестр муниципального имущества. В установленные судом срок решение суда не было исполнено.
09.03.2021 года административным ответчиком вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти рублей тысяч) рублей. Копия постановления получена администрацией сельского поселения «Абагайтуйское» 24 января 2022 года.
В рамках исполнения вышеуказанного решения суда должником – администрацией сельского поселения «Абагайтуское» муниципального района «Забайкальский район» частично исполнена обязанность, указанная в решении Забайкальского районного суда Забайкальского края. В соответствии с соглашением от 26.12.2020 г. администрация сельского поселения «Абагайтуйское» муниципального района «Забайкальский район» приняла от Администрации муниципального района «Забайкальский район» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Переданные полномочия осуществляются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Забайкальский район» в бюджет сельского поселения «Абагайтуйское».
Постановлением от 27.05.2019 г. за № 75 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения сельского поселения «Абагайтуйское», в который включены 18 автомобильных дорог, протяженностью 6,7 км. 17 автомобильных дорог местного значения внесены в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Автомобильная дорога местного значения, протяженностью 468 м, расположенная по адресу: Забайкальский край. Забайкальский район, с. Абагайтуй, ул. Степная, не состоит в реестре.
По сведениям Росимущества от 28.05.2021 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанной автомобильной дороге. По сведениям Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 09.06.2021 г. автомобильная дорога как объект в реестре отсутствует и не является собственностью Забайкальского края.
Согласно выписке из технического паспорта КГУП «Забайкальское БТИ», автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, п.ст. Абагайтуй, ул. Степная, протяженностью 468,00 м. (кадастровый №), год ввода 1987, имеет естественное грунтовое покрытие).
По сведениям Краевого государственного унитарного предприятия «Забайкальское БТИ» автомобильные дороги с грунтовым покрытием на основании письма Минэкономразвития от 07.02.2019 г. № 50-70_1017/19 внесены в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости, соответственно изготовить технический план для постановки на кадастровый учет не представляется возможным.
Таким образом, спорная автомобильная дорога местного значения не является самостоятельным объектам недвижимого имущества, в связи с чем на нее не может быть зарегистрировано право собственности в государственном реестре прав, поскольку данное сооружение не отвечает критериям, предъявляемым к объектам недвижимости и порядка его создания.
На основании изложенного административный истец, ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229 –ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 401 ГК РФ, просит освободить его от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 65625/21/75044-ИП.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю (далее УФССП России по Забайкальскому краю), начальник отдела Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыренова И.В. Также в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Забайкальского района.
Надлежаще извещенный административный истец не явился в судебное заседание, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Надлежаще извещенные представитель УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыренова И.В., прокурор Забайкальского района в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Установлено, что решением Забайкальского районного суда от 23 января 2020 года, на администрацию сельского поселения «Абагайтуйское» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2020 г. зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на автомобильные дороги, внесенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Абагайтуйское», направить сведения об автомобильных дорогах в Единый Государственный реестр автомобильных дорог, внести изменения в реестр муниципального имущества.
Постановлением судебного пристава – исполнителя от 06.10.2020 г. на основании выданного судом исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство № 27922/20/75044-ИП. При этом должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда – пять дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
09 марта 2021 года начальником отделения – старшим судебным приставом-исполнителем Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыреновой И.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Определением Забайкальского районного суда от 11 февраля 2022 года исполнительное производство 28063/20/75044-ИП, возбужденное 09.10.2020 г. на основании решения Забайкальского районного суда от 23.01.2020 г. по гражданскому делу № 2-48/2020 по иску прокурора Забайкальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Абагайтуйское» об обязании зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на автомобильные дороги, внесенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Абагайтуйское», направить сведения об автомобильных дорогах в Единый Государственный реестр автомобильных дорог, внести изменения в реестр муниципального имущества, прекращено.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.ч. 1,2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 13 ч. 1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Принимая во внимание вышеназванные нормы закона, а также анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Суд, возлагая решением от 23.01.2020 г. на администрацию сельского поселения «Абагайтуйское» обязанность зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на автомобильные дороги, внесенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения «Абагайтуйское», направить сведения об автомобильных дорогах в Единый Государственный реестр автомобильных дорог, внести изменения в реестр муниципального имущества, установил, что данное решение должно быть исполнено в срок до 01.09.2020 г.
Поскольку решение суда в установленные сроки не было исполнено у судебного пристава – исполнителя имелись правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора.
Вместе с тем, суд полагает возможным освободить администрацию сельского поселения «Абагайтуйское» от уплаты исполнительского сбора в связи со следующим.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Принимая решение об освобождении администрации сельского поселения от уплаты исполнительского сбора, суд исходит из того, что материалы дела не содержат доказательств того, что спорная автомобильная дорога создана, как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке. Указанное позволяет сделать вывод, что рассматриваемая автомобильная дорога не обладает признаками недвижимого имущества.
Кроме того, определением Забайкальского районного суда от 11 февраля 2022 года исполнительное производство 28063/20/75044-ИП, возбужденное 09.10.2020 г. на основании решения Забайкальского районного суда от 23.01.2020 г. по гражданскому делу № 2-48/2020 прекращено.
В тоже время, администрация сельского поселения, являясь должником по исполнительному производству, предпринимала меры к исполнению решения суда в установленный срок, что следует из представленных писем Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 09.06.2021 г. № 03-17/4160, Межрегионального Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 02.06.2021 г. № 75/5225, КГУП «Забайкальское БТИ, согласно которым указанная автомобильная дорога в реестрах федерального, краевого имущества не числится и не относится к объектам недвижимости, соответственно изготовить технических план для постановки на учет не предоставляется возможным.
В ответе на запрос администрации сельского поселения «Абагайтуйское» КГУП «Забайкальское БТИ» от 18.01.2022 г. № (12)-1/2022-20 разъяснено, что ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону. Автомобильные дороги с грунтовым покрытием, письмом Минэкономразвития от 07.02.2019 г. № 50-700-10 1017/19 внесены в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости. В связи с этим, дороги с грунтовым покрытием не могут быть поставлены на кадастровый учет и соответственно, не может быть осуществлена государственная регистрации.
Таким образом, решение от 23.01.2020 г. не исполнено в полном объеме в установленный судом срок по не зависящими от должника обстоятельствам. Поскольку действия администрации не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, в действиях администрации не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства по вышеназванному решению суда, на воспрепятствование действиям судебного пристава, в данном случае отсутствуют основания для привлечения к ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ,
Р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации сельского поселения «Абагайтуйское» - удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения «Абагайтуйское» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением заместителя начальника отдела Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыреновой И.В. от 09.03.202г. по исполнительному производству № 28063/20/75044-ИП
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Дёмина