ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2024 от 17.01.2024 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2a-113/2024

03RS0032-01-2023-002311-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года с. Мишкино

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кашапова Д.М.,

при секретаре Ахметгалеевой А.Р.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Мишкинского района РБ Морозовой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мишкинского района Республики Башкортостан в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района РБ в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа. В обоснование административных исковых требований указано на то, что прокуратурой Мишкинского района РБ во исполнения п. 2.6.15 решения коллегии прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры республики в первом полугодии 2023 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на предстоящий период» проведена проверка интернет-пространства на наличие сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. В ходе мониторинга выявлены сайты, на которых размещена информация о предоставлении услуг по продаже счетов-фактур для подтверждения вычетов по налогу на добавленную стоимость, покупке справок 2-НДФЛ, о доходах и прочих: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/. Указанные «Интернет-ресурсы» являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям «Интернета». Страницы сайта не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет». Налоговым законодательством установлена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по уплате налогов, а также установлена уголовная и административная ответственность за нарушение налогового законодательства. Сведения, размещенные на вышеуказанных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности незаконных схем уменьшения сумм НДС, подлежащих к уплате в бюджет, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Интернет страницы по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/. не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Размещение информации на указанных сайтах нарушают установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории РФ.

На основании изложенного, с учетом уточненного административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ просят суд признать запрещенной к распространению на территории РФ информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/.Направить копию вступившего в законную силу решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан для исполнения путем включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, указав страницы сайтов по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/.Представитель административного истца помощник прокурора Мишкинского района РБ Морозова А.Г. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточненного административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ поддержала по основаниям указанным в нем, просила суд их удовлетворить, не поддержала требование в части сайта по адресу: https://хэлп2ндфл.рф/, в связи с тем, что данный сайт заблокирован хостинг-провайдером. Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Согласно ст. 150 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом изложенного суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствии представителя заинтересованного лица. Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Согласно п. 2.1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.Ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" предусмотрен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В реестр согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в качестве основания для включения в реестр сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской ФедерацииЧ. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

При этом ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Ст. 199 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Таким образом, налоговым законодательством установлена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по уплате налогов, а также установлена уголовная и административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Судом установлено, что прокуратурой Мишкинского района РБ во исполнения п. 2.6.15 решения коллегии прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры республики в первом полугодии 2023 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на предстоящий период» проведена проверка интернет-пространства на наличие сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. В ходе мониторинга выявлены сайты, на которых размещена информация о предоставлении услуг по продаже счетов-фактур для подтверждения вычетов по налогу на добавленную стоимость, покупке справок 2-НДФЛ, о доходах и прочих: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/. Указанные «Интернет-ресурсы» являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям «Интернета». Страницы сайта не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Интернет страницы по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://хэлп2ндфл.рф/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/. не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Размещение информации на указанных сайтах нарушают установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории РФ.

Согласно ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ интернет-ресурс: https://хэлп2ндфл.рф/ заблокирован хостинг-провайдером.

Судом установлено, вход на сайты: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/ свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных сайтов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для вывода о том, что сведения, размещенные на вышеуказанных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности незаконных схем уменьшения сумм НДС, подлежащих к уплате в бюджет, что побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 16 марта 2009 г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Интернет-ресурсы https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/ в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается скриншотами Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения преступлений, суд считает необходимым признать запрещенной к распространению на территории РФ информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/ и направить копию вступившего в законную силу решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан для исполнения путем включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, указав страницы сайтов по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 261.1-265.1 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Мишкинского района Республики Башкортостан в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и ограничении доступа удовлетворить частично.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/.

Направить копию вступившего в законную силу решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан для исполнения путем включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, указав страницы сайтов по адресам: https://piter-2-ndfl.ru/, https://super2ndfl.ru/, https://ru-2-ndflperm-kb.ru/, https://bankdocumentov-w.ru/, https://piter-2-ndfl.ru/price-list1/, https://express-ndflspbb.ru/, https://best-ndflq.ru/, https:// 2ndfl-89953326848.ru/.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: подпись Д.М. Кашапов

Копия верна. Судья Д.М. Кашапов

Подлинник решения суда находится в материале

дела № 2а-113/2024 Бирского межрайонного суда РБ