ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2024 от 30.01.2024 Талдомского районного суда (Московская область)

Адм.дело №2а-113/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Ивановой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Королевой Марины Владимировны к начальнику окружного управления социального развития №24 Министерства социального развития <адрес>ФИО2, заместителю начальника окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3, <данные изъяты> о признании незаконными действий (бездействия) по лишению права на получение государственной социальной помощи, по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении меры социальной поддержки, по допущению заверения копии решения неуполномоченным лицом, по лишению права на своевременное получение решения, по воспрепятствованию в реализации права на социальную помощь, в заверении копии неуполномоченным лицом,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к начальнику окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2, заместителю начальника окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3, <данные изъяты> о признании незаконными действий (бездействия) по лишению права на получение государственной социальной помощи, по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении меры социальной поддержки, по допущению заверения копии решения неуполномоченным лицом, по лишению права на своевременное получение решения, по воспрепятствованию в реализации права на социальную помощь, в заверении копии неуполномоченным лицом.

Требования административного истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ через портал МосРег ею было подано заявление об оказании ей государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта. К заявлению она приложила документы: выписку из домовой книги, паспорт, справку о доходах, письмо ООО «Любимое дело» об отсутствии доходов, справку о получении материальной помощи, справку о регистрации в органах службы занятости населения, копию акта Федерального бюро СМЭ. Однако, несмотря на ее доказательства о праве на социальную помощь, УСР решением от ДД.ММ.ГГГГ в государственной социально1й помощи на основании социального контракта ей отказано. ДД.ММ.ГГГГ посредством Почты России УСР прислало ей незаверенную копию решения от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ она получила не только незаконный отказ в оказании ей государственной социальной помощи на основании социального контракта, но и не надлежащего вида документ: незаконно заверенную ФИО3 копию «решения» от ДД.ММ.ГГГГ с отказом в государственной социальной помощи на основании социального контракта. ФИО4 не имеет дохода, не может найти подходящей работы, имеются ограничения по здоровью, однако начальник УСР ФИО2 лишила ее этого права, незаконно отказала в государственной социальной помощи. Представление окружным управлением социального развития копии решения в таком виде является незаконным, означает, что документ не имеет юридической силы, означает превышение полномочий одного должностного лица ФИО3 и бездействие другого – ФИО2. Если такой документ не имеет юридической силы, то полагает, что нарушено ее право на получение ответа от госоргана в надлежащем виде и в срок. На основании изложенного просит признать незаконными действия начальника окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2 по лишению права на получение государственной социальной помощи на основании соцконтракта, по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении меры социальной поддержки, по допущению заверения копии решения неуполномоченным лицом – ФИО3, по лишению права на своевременное получение решения в срок и в надлежащем виде, по воспрепятствованию в реализации права на социальную помощь, а также действия заместителя начальника окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3 в заверении копии неуполномоченным лицом с превышением полномочий.

В судебном заседании административный истец ФИО4 требования поддержала и дополнила, что само решение она не может оспорить, так как оно ей не представлено. Она его будет оспаривать в гражданском процессе. В законе есть положение, что могли оказать помощь, могли не оказать. В полномочия начальника окружного управления социального развития входит принятие решения по предоставлению государственной помощи или по ее отказу. Решение незаконно, потому что оно не подписано. Ей предоставлена ненадлежащим образом заверенная копия. И в связи с этим она не может считать это решение законным. Она до сих пор решение не получила и не может оспорить его в гражданском порядке. В соответствии с законом документы должны быть заверены надлежащим способом. Ей должен быть представлен дубликат решения, подписанный ФИО2, либо заверенная копия, подписанная ФИО2, поскольку заверять может только то лицо, которое его подписало. Если кто-то заверил, и у него есть какие-то полномочия, то к этой копии решения должны быть приложены документы, которые подтверждают полномочия лица, которое заверяет копию решения. Документов на подтверждение полномочий лица, которое ей прислало заверенную копию, не было. Ее права нарушены тем, что ей не представлена копия решения, надлежащим образом заверенная. Заместитель начальника превысила свои полномочия, представила копию, заверенную своей подписью, и не предоставила документы, что она может заверять копии. Предоставление такой копии решения лишает истца в дальнейшем обращаться в суд для обжалования решения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства социального развития <адрес>ФИО6 пояснила, что в полномочия начальника окружного управления входит право выносить решения. Начальник окружного управления обладает полномочиями по подписанию решения, как об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, так и о назначении мер социальной поддержки для различных категорий граждан. Что касается подписания, заверения копии документов заместителем начальника ФИО3, в материалы дела представлен приказ о должностных лицах, ответственных за свидетельствование копий документов, в перечне должностных лиц присутствует ФИО3. Порядком предоставления данной меры социальной поддержки предусмотрено, что если заявитель направляет свое заявление через портал РПГУ, ответ направляется посредством портала. ФИО4 было направлено решение, подписанное электронно-цифровой подписью. Электронно-цифровая подпись идет отдельным файлом. Заявление было рассмотрено в срок. Формирование подписи отдельным файлом предусмотрено программой. Решение подписано ФИО2, заверено надлежащим образом.

От начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2 поступили письменные возражения, где указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 направила в адрес ОУСР №<адрес> заявление об оказании государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта с приложением пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ ОУСР Министерства социального развития <адрес> было вынесено Решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта ФИО4 по причине представления заявителем неполных/недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности. Были указаны причины отказа, даны рекомендации для положительного результата по обращению. При рассмотрении судом требования об оспаривании решения органа власти должен быть фактически разрешен спор о наличии права конкретного лица на реализацию меры социальной поддержки. Такие требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении административного иска.

Заместителем начальника ОУСР Министерства социального развития <адрес>ФИО3 в возражениях на административный иск указаны аналогичные доводы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 через Региональный портал государственных и муниципальных услуг <адрес> подала заявление на оказание ей социальной помощи на основании социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГФИО4 посредством Почты России из Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> поступила копия решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, подписанного начальником Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2. Копия Решения заверена заместителем начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3.

ФИО4 обратилась в суд с административным иском, в котором оспаривает действия начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2, которые выразились в том, что административный истец была лишена права на получение государственной социальной помощи на основании соцконтракта, должностным лицом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении меры социальной поддержки, допущено заверение копии решения неуполномоченным лицом – ФИО3, ФИО4 была лишена права на своевременное получение решения в срок и в надлежащем виде, должностное лицо воспрепятствовало ФИО4 в реализации права на социальную помощь. Также ФИО4 оспариваются действия заместителя начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3, которые выражаются в том, что должностное лицо заверила копию решения, не имея на то полномочий.

Суд считает, что доводы административного истца о нарушении ее прав действиями начальника и заместителя начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с п.16 Порядка назначения государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 346/15, заявитель уведомляется о принятом руководителем территориального подразделения Министерства (уполномоченным им должностным лицом) решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении в письменной или электронной форме способом, указанным в заявлении, не позднее чем через 10 дней с даты регистрации заявления и документов, указанных в пунктах 9 - 11 настоящего Порядка, в территориальном подразделении Министерства.

В случае проведения комиссионного обследования решение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее предоставлении принимается руководителем территориального подразделения Министерства (уполномоченным им должностным лицом) не позднее чем через 30 дней после регистрации заявления и документов, указанных в пунктах 9 - 11 настоящего Порядка, в территориальном подразделении Министерства (п.19).

В своем заявлении ФИО4 указала, что о принятом решении просит сообщить путем направления по почте распечатанного экземпляра документа на бумажном носителе, оформленного надлежащим образом, а также по адресу электронной почты.

Из представленных административным истцом сведений следует, что результат предоставления государственной услуги по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ направлен в электронном виде и почтовым отправлением по адресу ФИО4.

Указанные документы ФИО4 получила, что ею не оспаривается. Являясь начальником Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>, ФИО2 имела полномочия принимать решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

В соответствии с п.2 Порядка назначения государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 346/15, государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное подразделение Министерства) или уполномоченного им должностного лица категориям граждан, имеющих место жительства или место пребывания в <адрес>, указанным в части 2 статьи 2 Закона N 189/2013-ОЗ.

Пунктом 21.1 Порядка предусмотрены основания для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, а именно:

отсутствие у заявителя права на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта;

представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (семье заявителя) имуществе на праве собственности;

представление заявителем документов (сведений), содержащих информацию, противоречащую сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти;

несоответствие оригиналов документов, представленных заявителем для сверки в территориальное подразделение Министерства или МФЦ, электронным образам документов, поданных посредством Портала;

непредставление в территориальное подразделение Министерства или МФЦ оригиналов документов, подлежащих обязательному представлению в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящего Порядка, для сверки;

отсутствие документа, подтверждающего право собственности или иное право на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве, - в случае обращения за государственной социальной помощью на основании социального контракта по ведению личного подсобного хозяйства;

отказ заявителя от получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;

отказ заявителя от подписания социального контракта;

смерть заявителя;

признание заявителя недееспособным;

наличие у заявителя или членов его семьи действующего социального контракта;

отсутствие у заявителя документов, подтверждающих причины, объективно препятствующие осуществлению трудовой деятельности или иной формы занятости, - в случае обращения за государственной социальной помощью на основании социального контракта по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации;

полное распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств….

Причина отказа в Решении от ДД.ММ.ГГГГ указана.

Таким образом, должностное лицо – начальник Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>, ФИО2 действовала в пределах предоставленных ей полномочий по рассмотрению заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, сами по себе действия по принятию решения об отказе в назначении государственной социальной помощи не могут быть признаны как лишающие права на социальные гарантии, так как государство не гарантирует каждому обратившемуся лицу назначение государственной социальной помощи, а регламентирует порядок и основания ее оказания. В случае несогласия с принятым решением, оно может быть обжаловано в суд заинтересованным лицом.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято по заявленным ФИО4 требованиям, в установленный срок, копия решения направлена заявителю, в том числе по почте.

Суд также не усматривает нарушения прав ФИО4 при заверении копии заместителем начальника ОУСР Министерства социального развития <адрес>ФИО3, так как такие полномочия ей предоставлены Приказом начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных за свидетельствование верности копий документов.

Решение содержит указание на орган, принявший решение - Окружное управление социального развития , содержит основания для принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, содержит сведения об уполномоченном должностном лице, принявшем и подписавшем Решение.

Копия направленного в адрес ФИО4 решения на бумажном носителе, содержит подпись уполномоченного лица, подписавшего решение, копия документа заверена надлежащим образом.

Решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В данном случае нарушений прав административного истца не установлено, так как ФИО4 надлежащим образом была уведомлена о принятом по ее заявлению решении, получила надлежаще заверенную копию решения, подписанную уполномоченными лицами, в связи с чем суд оставляет административный иск без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО4 к начальнику окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО2, заместителю начальника окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес>ФИО3, <данные изъяты> о признании незаконными действий (бездействия) по лишению права на получение государственной социальной помощи, по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении меры социальной поддержки, по допущению заверения копии решения неуполномоченным лицом, лишении права на своевременное получение решения, по воспрепятствованию в реализации права на социальную помощь, в заверении копии неуполномоченным лицом оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено 12.02.2024