Мотивированное решение изготовлено 16.01.2019г. Дело № 2а-1140/2018г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 декабря 2018г. г. Углич Угличский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Трусовой Н.В., при секретаре Малютиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной ИФНС России №8 по Ярославской области о признании незаконным действий по исчислению земельного налога и возложению обязанности исчислить земельный налог, у с т а н о в и л : ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области о признании незаконным действий по применению коэффициента 4 при исчислении земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, возложении на налоговый орган обязанности исчислить земельный налог с применением коэффициента 1 и выдать новое налоговое уведомление. В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования- блокированные дома в 1-3 этажа с придомовыми участками. 09.09.2018г. она получила налоговое уведомление, в котором при исчислении суммы земельного налога применен коэффициент 4, а сумма налога составила 17866 руб. Считает, что исчисление земельного налога с применением повышающего коэффициента является незаконным, поскольку применение данного коэффициента связано с периодом строительства, осуществляемого на данном земельном участке. Ей такое строительство не осуществляется. Строительство возможно только после получения разрешения на строительство, однако ей было отказано в получении такого разрешения. В свидетельстве о праве собственности на земельный участок не указано, что он предназначен для строительства. В ГПУЗУ в настоящее время не существует такого вида разрешенного использования как блокированные дома в 1-3 этажа с придомовыми участками, в связи с чем применение коэффициента 4 незаконно. Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административные исковое требования поддерживает. Представитель административного ответчика- межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области ФИО3 административные исковые требования ФИО2 не признала. Пояснила, что исчисление земельного налога налоговым органом осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО в собственности административного истца имеется земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования- для иных видов жилой застройки (блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками). В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога осуществляется с применением коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Строительство на земельном участке ФИО2 не осуществлялось, в связи с чем налоговым органом за период 2017г. с применением повышающего коэффициента 4 исчислен земельный налог, поскольку земельный участок исходя из категории земель и вида разрешенного использования предназначен для осуществления на нем жилищного строительства, находится в собственности административного истца более 3 лет, построенные объекты недвижимости на нем отсутствуют. Представитель административного ответчика Управления ФНС по Ярославской области ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования ФИО2 не признала. Пояснила, что согласно сведениям, представленным в налоговые органы ФГБУ «ФКП Росреестра по ЯО», ФИО2 с 01.02.2013г. по настоящее время является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для иных видов жилой застройки (блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками). Налоговые органы не вправе пересматривать информацию, содержащуюся государственных реестрах, и в соответствии с законодательством о налогах сборах руководствуются представленными из вышеуказанных государственных реестров сведениями в целях исчисления налогов. В соответствии с абз. 2 п.15 ст.396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением ИЖС, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога производится учётом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога вышеуказанного коэффициента является государственная регистрация права собственности в отношении земельного участка, являющегося объектом налогообложения, с видом разрешённого использования, предусматривающим жилищное строительство (за исключением ИЖС). При этом применение вышеуказанного коэффициента прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого физическим лицом приобретался в собственность вышеуказанный земельный участок. С учётом изложенного налоговым органом в отношении земельного участка за налоговый период 2017г. с применением повышающего коэффициента 4 исчислен земельный налог в сумме 17 886 рублей (1 488 813 рублей (налоговая база) х 0,3 % (ставка налога) х 4 (повышающий коэффициент)), в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 43865115 от 14.08.2018. Указывает, что инспекцией правомерно применён повышающий коэффициент 4, поскольку земельный участок исходя из категории земель и вида разрешённого использования предназначен для осуществления на нём жилищного строительства, находится в собственности административного истца более трёх лет, построенные объекты недвижимости на вышеуказанном земельном участке отсутствуют. 24.10.2018г. в адрес Управления поступила жалоба ФИО2 на действия должностных лиц налогового органа по исчислению ей земельного налога. Указанная жалоба была рассмотрено, 15.11.2018г. было принято решение, которым в удовлетворении жалобы заявителю было отказано. Указанное решение отправлено ФИО2 по почте и получено адресатом 21.11.2018г. Изучив доводы административного иска, выслушав представителей административных ответчиков межрайонной ИФНС России № 8 по Ярославской области и Управления ФНС России по Ярославкой области, допросив свидетеля ФИО1, исследовав письменные материалы дела, дело ДПД на земельный участок, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.268 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедур. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. На территории городского поселения Углич земельный налог установлен решением муниципального Совета городского поселения Углич от 15.09.2010г. № 103 с налоговой ставкой 0,3 % в отношении земельных участков занятых жилищных фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи. Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Федеральный закон N 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года. В этой связи применение повышающего коэффициента должно осуществляться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) в собственность для жилищного строительства и права на которые зарегистрированы начиная с 1 января 2008 года. Как следует из материалов дела,. ФИО2 на основании договора купли продажи от 09.10.2013г приобрела в собственность земельный участок площадью 1483 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками, расположенный по адресу: <адрес>. В договоре указано, что на данном земельном участке строения отсутствуют. Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано 05.11.2013г, что подтверждается выпиской из ЕГРП. Согласно информации, представленой филиалом ФГБУ «ФКП по ЯО» установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 27.06.2005г. Изначально земельный участок имел вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства. Затем, согласно заявления правообладателя, вид разрешенного использования был изменен на «магазины». Такое решение об учете изменений объекта недвижимости принято было 11.06.2013г. В последующем, на основании заявления правообладателя с приложением градостроительного плана земельного участка, вид разрешенного использования изменен с «магазины» на «блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками». Решение об учете изменений объекта недвижимости принято 21.08.2013г. На момент приобретения земельного участка ФИО2- 05.11.2013г. указанный вид разрешенного использования изменен не был и является таким до настоящего времени. Согласно справочной информации по объектам недвижимости, содержащейся в ЕГРН, жилой дом, который ранее имелся на спорном земельном участке, 02.09.2013г. был снят с кадастрового учета, что подтверждает тот факт, что на момент приобретения земельного участка ФИО2, он был свободен от какой-либо застройки. Также из сведений, содержащихся в справочной информации Росреестра, земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования- для иных видов жилой застройки. Таким образом, категория земельного участка и вид его разрешенного использования при его приобретении ФИО2 подразумевали необходимость осуществления на нем строительства. Исходя из буквального толкования пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ, повышающий коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий, при этом отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект. Данная норма не содержит каких-либо особенностей исчисления налога в зависимости от того, ведется строительство фактически или нет. Пункт 15 статьи 396 Кодекса содержит лишь одно условие, при котором повышающий коэффициент при исчислении земельного налога не применяется - это исключение в виде индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что размер земельного налога, учитывая приведенные нормы Кодекса, связан только с целью предоставления земельного участка и с периодом строительства на земельном участке объекта недвижимого имущества. По смыслу указанных выше норм права для исчисления земельного налога (применение соответствующего коэффициента) имеет значение лишь период осуществления строительства, который начинает исчисляться с момента государственной регистрации за налогоплательщиком права на земельный участок, предоставленный для жилищного строительства, до государственной регистрации права на построенный объект недвижимого имущества. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме ФНС России от 22.08.2018 N СД-4-21/16300@) при определении вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых применяется повышающий коэффициент при расчете налога, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса, целесообразно применять положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный N 33995). Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельных участков «блокированная жилая застройка» относится к жилищной застройке и не входит в вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «блокированные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками» находится в собственности ФИО2 с 05.11.2013г. С указанного периода времени и до настоящего времени на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты строительства, что подтверждается актом проверки межмуниципального отдела по Угличскому и Мышкинскому районам Управления Росреестра по ЯО от 05.06.2018г. и не оспаривается административным истцом. Трехлетний срок, установленный абз.2 п.15 ст.396 НК РФ, исчисляется с момента приобретения ФИО2 земельного участка- с. 05.11.2013г. и истек 05.11.2016г. Земельный налог административным ответчиком исчислен ФИО2 за налоговый период 2017г., т.е. за период, превышающих трехлетний срок, в течение которого объект строительства должен быть построен и зарегистрирован в ЕРГП. При этом законом не предусмотрено освобождение налогоплательщика, который строительства фактически не ведет, от исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента. В данной части доводы административного истца, а также показания допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО1 о том, что ФИО2 неоднократно пыталась получить разрешение на строительство, но ей в этом было отказано, не могут служить основанием для признания действий налогового органа по исчислению земельного налога с применением повышающего коэффициента незаконными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,177 - 180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.В.Трусова |