ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1141/20 от 26.03.2021 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2а-153/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 26 марта 2021 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе судьи Монгуша В.Б., при секретаре Салчак А.Г., с участием представителя административного истца – помощника Кызылского межрайонного прокурора О.А.С., представителей административных ответчиков К.Е.О.., Б.С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, обществу с ограниченной ответственностью «Суг-Бажы», Хуралу представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о теплоснабжении путем организации работы по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный; разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта) на территории сельского поселения сумон Целинный; принятии мер по установлению и замене ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный, о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, обществу с ограниченной ответственностью «Суг-Бажы», Хуралу представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, указав на то, что проведенной проверкой установлено, что работы по капитальному ремонту тепловой сети с.Целинное в рамках подготовки к отопительному сезону 2020-2021 не проведены. Директором ООО «Суг-Бажы» утвержден согласованный председателями администраций с.Целинное Кызылского кожууна и Кызылского кожууна план мероприятий подготовки к отопительному сезону 2020-2021 ООО «Суг-Бажы», в котором по пунктом 3 предусмотрено мероприятие «Капитальный ремонт тепловой сети», введенной в эксплуатацию в 1970 году, со степенью изношенности 100%, протяженностью 640 кв.м. на финансовые средства из муниципального бюджета в сфере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией с.Целинное и ООО «Суг-Бажы» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения на территории с.Целинное (котельная, теплотрасса и иное имущество). Так в соответствии с соглашением администрацией с.Целинное ООО «Суг-Бажы» для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществления горячего водоснабжения передана котельная, расположенная по адресу: <адрес>, теплотрасса, протяженностью 1339,4 м., расположенная на улицах Рабочая, Новая и Чедер, обслуживающая объекты: МДОУ «Солнышко», ДК им Ю.Сундуя, администрация с.Целинное. Согласно п.1.13 концессионного соглашения ООО «Суг-Бажы» обязуется обеспечить реконструкцию, модернизацию переданного ему недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества в рамках ремонтных мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду с общим объемом финансирования за 3 года в сумме <данные изъяты>. Пунктом 3.2.2 соглашения предусмотрено, что администрация с.Целинное в пределах своих полномочий оказывает содействие ООО «Суг-Бажы» при исполнении им своих обязанностей по концессионному соглашению, п.9.1 предусмотрено, что администрация с.Целинное осуществляет контроль за соблюдением ООО «Суг-Бажы» условий концессионного соглашения. Администрация с.Целинное и Кызылского кожууна полномочия по организации обеспечения надежности теплоснабжения в полной мере не осуществляется, безаварийная работа объектов теплосетевого хозяйства надлежащим образом не контролируется. Администрациями не организована работа по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения с.Целинное, соответственно не установлены ветхие тепловые сети, подлежащие замене, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих актов и документов, подтверждающих проведение таких работ. По концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному сроком на 3 года, здание и основные мероприятия концессионера (ООО «Суг-Бажы») заключаются в замене расходных материалов на самих котлах в период 2019-2021 годов на сумму <данные изъяты>, обязанности приобретать имущество (закупать тепловые трубы) в пользу администрации сельского поселения не предусмотрена. Истечение нормативного срока службы тепловых сетей свидетельствует о необходимости их замены. Вышеуказанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрациями с.Целинное и Кызылского района обязанностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, также об отсутствии мер со стороны концессионера – ООО «Суг-Бажы». Просит признать незаконным бездействие администрации с.Целинное Кызылского района, администрации Кызылского района и ООО «Суг-Бажы», выразившееся в непринятии мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о теплоснабжении путем организации работы по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный; разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта) на территории сельского поселения сумон Целинный; принятии мер по установлению и замене ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный, также просит возложить обязанность устранить нарушения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Кызылского межрайонного прокурора О.А.С. поддержал административное исковое заявление и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва К.Е.О. с исковыми требованиями не согласилась и просила отказать в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Б.С.О. указала, что исковые требования к Хуралу предъявлены не обоснованы.

Представители административных ответчиков – администрация сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна, ООО «Суг-Бажы», также представитель заинтересованного лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

Пунктами 5 и 5.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляются федеральным органом исполнительной власти, а проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости видно, что по адресу: <адрес>, находится котельная, также вдоль улиц <адрес> с.Целинное имеются сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 1339 метров, строительство которых завершено 1970 году.

Согласно схеме теплоснабжения, утвержденного председателем администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, из центральной котельной теплом снабжаются ясли сад, дом культуры и администрация сумона, посредством тепловых сетей.

Из письменного объяснения председателя администрации с.Целинное Я.А.В. следует, что теплотрасса проведена к терм объектам, 400 метров к детскому саду «Солнышко» в 2016 году, 240 метров к дому культуры, 250 метров к администрации, которая проложена в 2019 году. Изношенным на 80% является сеть идущая к дому культуры.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва «концедент», с одной стороны, и ООО «Суг-Бажы» «концессионер», с другой стороны, и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, именуемый «субъект Российской Федерации», далее совместно именуемые «стороны», заключили концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения на территории сумона Целинное Кызылского кожууна Республики Тыва, согласно которому концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, осуществлять мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать концеденту, в соответствии с заданием и основными мероприятиями, осуществлять с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения, также обеспечить реконструкцию, модернизацию недвижимого имущества и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения. Состав и описание объекта соглашения входят котельная центральная, по адресу: <адрес>, теплотрасса, протяженностью 1339,4 метра, на <адрес>, обслуживающие объекты: МДОУ «Солнышко», ДК им.Ю.Сундуя, Администрация. В задание и основные мероприятия концессионера входят замена расходных материалов на самих котлах в течение 2019-2021 годов, и предельный уровень расходов на создание реконструкции объекта соглашения составляет <данные изъяты>.

Так, судом установлено, что центральная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, также теплотрасса, расположенная вдоль улиц <адрес> с.Целинное, протяженностью 1339 метров, предназначенные для деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения, переданы ООО «Суг-Бажы» по концессионному соглашению, в рамках которого концессионер с целью снижения технологических потерь обязался за свой счет заменить расходные материалов на самих котлах в течение 2019-2021 годов, и истратив на эти действия не больше <данные изъяты>.

Согласно письменному объяснению директора ООО «Суг-Бажы», тепловая сеть, ведущая к администрации и дому культуры, протяженностью 300 метров, в связи с его износом на 80 %, подлежит замене.

В соответствии с планом мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годы ООО «Суг-Бажы», тепловая сеть протяженностью 640 метров из-за 100% износа подлежит капитальному ремонту, на который из муниципального бюджета требуется <данные изъяты>.

В предыдущих судебных заседаниях как председатель администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва С.О.С., так и директор ООО «Суг-Бажы» Х.В.Г. не оспаривали тот факт, что 640 метров тепловой сети, посредством которой осуществляется передача и распределение тепловой энергии в объекты социального значения <адрес>, требуют капитального ремонта и такая работа в рамках подготовки к отопительному сезону 2020-2021 годы не проведены.

Как следует из сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимого имущества, строительство тепловых сетей на <адрес><адрес>, протяженностью 1339 метров, завершено 1970 году, то есть названные сети прослужили около 51 года, из чего можно предположить что нормативный срок их службы истек.

Вместе с тем как административный истец не представил доказательств о том, что тепловые сети прослужили весь нормативный срок, и их износ составляет 100%, так и административные ответчики не представители доказательств обратного.

Между тем административным истцом правильно указывается, что истечение нормативного срока службы тепловых сетей влечет невозможность надежного обеспечения теплоснабжения.

Поскольку теплоснабжение должно обеспечиваться их потребителям на основе принципов надежности и бесперебойности, исходя из срока службы тепловых сетей, суд приходит к выводу о том, что тепловые сети находящиеся на <адрес> с.Целинное Кызылского района подлежат исследованию с целью выявления их степени изношенности, и при необходимости ветхие части подлежат замене.

Поскольку вопрос теплоснабжения населения относится к полномочиям местного значения, то проведения работ по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный и разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта), подлежат возложению на администрацию сельского поселения с.Целинный Кызылского района Республики Тыва и на ООО «Суг-Бажы», так как тепловыми сетями владеет и пользуется последний, на основании соглашения.

Кроме этого на основе анализа представленных доказательств суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и Хуралу представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не являются обоснованными.

При указанных обстоятельствах вышеназванное административное исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, обществу с ограниченной ответственностью «Суг-Бажы», Хуралу представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о теплоснабжении путем организации работы по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный; разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта) на территории сельского поселения сумон Целинный; принятии мер по установлению и замене ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный, о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – удовлетворить в части.

Признать бездействие администрации сельского поселения сумон Целинный Кызылского кожууна Республики Тыва, общества с ограниченной ответственностью «Суг-Бажы», выразившееся в непринятии мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о теплоснабжении путем организации работы по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный; разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта) на территории сельского поселения сумон Целинный; принятии мер по установлению и замене ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения сумон Целинный Кызылского района Республики Тыва и общество с ограниченной ответственностью «Суг-Бажы» устранить нарушения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о теплоснабжении путем организации работы по выявлению ветхих тепловых сетей на территории сельского поселения сумон Целинный; разработки плана мероприятий по установлению и замене ветхих тепловых сетей (или их ремонта) на территории сельского поселения сумон Целинный в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Исковые требования к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и Хуралу представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва оставить без удовлетворения.

Обязать административных ответчиков сообщить по истечении двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу об его исполнении в Кызылский районный суд Республики Тыва и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 9 апреля 2021 года.

Судья В.Б. Монгуш