ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1142/18 от 11.05.2018 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

дело № 2а-1142/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2018 года

решение в окончательной форме принято 16 мая 2018 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулишова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Катакли Э.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по исковому заявлению ФИО1 к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, с участием в деле в качестве заинтересованного лица прокуратуры Республики Крым, о признании незаконными действий должностных лиц по отражению в акте административного обследования недостоверной информации; признании незаконными бездействий должностных лиц по не опубликованию на официальном сайте акта административного обследования; признании незаконным приказа; признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом; признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, в котором просил о признании незаконными действий должностных лиц административного ответчика по отражению в акте административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года недостоверной информации; признании незаконными бездействий должностных лиц по не опубликованию на официальном сайте Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым акта административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года; признании незаконным приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 13 декабря 2017 года №1565/П «О проведении внеплановой выездной проверки»; признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом проверки о проведении мероприятия по контролю (надзору) физического лица №3/05-10 от 26 января 2018 года; признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №3/05-10 от 26 января 2018 года.

Определением суда от 22 марта 2018 года административное исковое заявление принято и возбуждено производство по делу; приняты меры предварительной защиты путем приостановления до принятия судом решения по делу действия предписания Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым об устранении вывяленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №3/05-10 от 26 января 2018 года.

По окончании подготовки дела к слушанию, определением суда от 4 апреля 2018 года дело назначено к судебному разбирательству.

Устным определением суда от 18 апреля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Республики Крым.

Требования административного истца мотивированы следующим.

Заявляя иск о признании незаконными действий должностных лиц административного ответчика по отражению в акте административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года недостоверной информации, ФИО1 указывает на то, что в акте отражена недостоверная информация о не проведении обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарником и деревьями, а также мероприятий, направленных на сохранение почв и их плодородие, на защиту земель сельскохозяйственного назначений от негативного воздействия. Истец указывает, что на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, п/с Почтовский, лот №233, участок №1143, отсутствуют кустарники и деревья, на части участка произведена вспашка, на части – проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур.

Требования о признании незаконными бездействий должностных лиц по не опубликованию на официальном сайте Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым акта административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года основаны на положениях пункта 102 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года №591, в соответствии с которым результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений. Указанное требование административного регламента, по мнению истца, не было выполнено административным ответчиком в установленные сроки, поскольку акт административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года опубликован на сайте Крымсельхознадзора лишь 24 января 2018 года.

Заявляя требования о признании незаконным приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 13 декабря 2017 года №1565/П «О проведении внеплановой выездной проверки» истец ссылается на то, в нарушение части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проведение внеплановой проверки не согласовано с органами прокуратуры. По утверждению административного истца, в тексте приказа в качестве основания проведения внеплановой проверки указан пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, тогда как никаких предписаний от административного ответчика ФИО1 ранее не получал.

В акте проверки №3/05-10 от 26 января 2018 года указано о нарушении ФИО1 требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в связи с не проведением агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Заявляя требования о признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом проверки о проведении мероприятия по контролю (надзору) физического лица №3/05-10 от 26 января 2018 года, истец утверждает, что вышеприведенными актами не предусмотрена обязанность физического лица по проведению агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, истцом с ФГБУ «Центр агрохимической службы «Крымский» заключен договор о проведении соответствующего обследования, 14 февраля 2018 года произведена оплата обследования.

По указанным основаниям, по мнению административного истца, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №3/05-10 от 26 января 2018 года также является незаконным.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования и дали пояснения по сути спора.

Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении иска, представил письменные возражения.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. в судебном заседании дал пояснения по вопросу необходимости согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки в отношении административного истца.

Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судом установлены следующие факты и соответствующие им правоотношения.

8 ноября 2017 года специалистами Симферопольского межрайонного отдела Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым проведено административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером , расположенного на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, по результатам которого составлен акт от 8 ноября 2017 года №1669/05-18.

В данном акте указано, что земельный участок не используется в сельскохозяйственном производстве, обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастаний кустарником и деревьями, а также направленные на сохранение почв и их плодородия, на защиту земель от негативного воздействия правообладателем не проводятся.

В акте приведены положения статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года №369 и указано, что в ходе административного обследования установлены признаки нарушений требований земельного законодательства, а именно, правообладателем земельный участок не используется по целевому назначению, не проводятся мероприятия, направленные на охрану земель, на сохранение почв и их плодородия, на сохранение достигнутого уровня мелиорации им мероприятия по своевременному использованию земельного участка.

Данные обстоятельства установлены на основании акта визуального осмотра объекта земельных отношений без взаимодействия с правообладателем и без доступа на обследуемый земельный участок.

В связи с установлением фактов неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе участка с кадастровым номером , заместитель начальника управления Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО8 направил на имя заместителя начальника Службы ФИО9 мотивированное представление, в котором просил рассмотреть вопрос о возможности принятия решения о проведении внеплановой выездной проверки.

На основании приказа начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО12 от 13 декабря 2017 года №1565/п постановлено провести внеплановую выездную проверку в отношении ФИО1 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . Установлено, что целями проверки является проверка фактов, установленных в процессе проведения административного обследования объекта земельных отношений (акт от 8 ноября 2017 года №1669/05-18.

На основании пункта 5 распорядительной части приказа установлен срок проведения проверки – с 15 января 2018 года по 26 января 2018 года.

Согласно пункту 7 приказа в числе правовых оснований проведения проверки указаны пункт 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Письмом Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 18 декабря 2017 года исх. №590/05-16 административный истец уведомлен о предстоящей проверке.

15 января 2018 года сотрудниками Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым составлен акт осмотра территории, согласно которому осмотрен земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и установлено, что участок используется в сельскохозяйственном производстве, сорная растительность на земельном участке отсутствует, на части общего земельного участка проведены агротехнические мероприятия путем вспашки, на части участка произрастает многолетняя трава «люцерна».

В соответствии с актом проверки от 26 января 2018 года №3/05-09 также установлено, что участок с кадастровым номером используется в сельскохозяйственном производстве, сорная растительность на земельном участке отсутствует, на части общего земельного участка проведены агротехнические мероприятия путем вспашки, на части участка произрастает многолетняя трава «люцерна». В ходе проверки ФИО2 предоставил копию договора возмездного оказания услуг с ФГБУ «ЦАС «Крымский» на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. На запрос Крымсельхознадзора от 26 января 2018 года №625/05-16 получен ответ от 26 января 2018 года №19, содержащий сведения о заключении договора возмездного оказания услуг с ФГБУ «ЦАС «Крымский» на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также сведения об отсутствии факта оплаты по данному договору.

Учитывая изложенное, в акте проверки сделан вывод о том, что проведение работ по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земельного участка с кадастровым номером 59, расположенного на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО1 на момент составления акта не осуществлялось.

В акте проверки также приведены положения статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В предписании об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 26 января 2018 года №3/05-10 указано следующее:

«В процессе проверки установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенный на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, который принадлежит гр. ФИО5 согласно выписке, полученной от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру из ГЕРН от 06.12.2017 №90/016/018/2017-9619, используется в сельскохозяйственном производстве, частично обработан (вспахан), на части земельного участка произрастает многолетнее растение – люцерна; на земельном участке отсутствует сорная растительность, проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту и охрану земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями.

В связи с не проведением гр. ФИО1 как правообладателем объекта земельных отношений, комплекса обязательных мероприятий по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земельного участка.

Указанные действия являются нарушением требований статей 13, 42 Земельного кодекс Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», статей 11, 42, 75, 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В распорядительной части предписания ФИО1 предписано устранить выявленные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 26 февраля 2018 года.

Предоставляя правовую оценку заявленным требования и доводам сторон, суд руководствовался следующим.

Пунктом 1.1 Положения о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года №351, предусмотрено, что Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Совету министров Республики Крым.

Согласно пункту 2.1 указанного Положения основными задачами Крымсельхознадзора являются осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пунктам 90, 91, 93, 94, 98, 102 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 591, предметом административного обследования объектов земельных отношений является исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений. Административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации. При административном обследовании объекта земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. Проведение административного обследования объекта земельных отношений должностными лицами Россельхознадзора (территориального органа) осуществляется без взаимодействия с правообладателями объекта земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемый объект земельных отношений. Акт административного обследования объекта земельных отношений оформляется в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

Согласно пункту 103 указанного Административного регламента в случае выявления при проведении административного обследования объекта земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при этом согласно пункту 1 указанной части (ссылка на который имеется в приказе начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от 13 декабря 2017 года №1565/п) таким основанием является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства установлены статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 2 пункта 6 которой внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно пункту 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

Пунктом 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка в отношении заявителя проведена по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Такая проверка проведена в отношении гражданина, а следовательно, согласование с органами прокуратуры проведения проверки не требовалось.

Указание в тексте приказа основания проведения проверки, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является явной технической ошибкой, что подтверждается перечнем фактических оснований, положенных в основу решения о проведения внеплановой проверки.

При таких обстоятельствах доводы административного истца, на которых основано требование о признании незаконным приказа начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от 13 декабря 2017 года №1565/п, не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Рассматривая спор в части требований о признании незаконными действий должностных лиц административного ответчика по отражению в акте административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года недостоверной информации и признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом проверки о проведении мероприятия по контролю (надзору) физического лица №3/05-10 от 26 января 2018 года, суд исходил из следующего.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу части 11 статьи 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, условиями для принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, являются признание таковых судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Изложение в акте обследования и акте проверки той или иной информации не влияет на права и интересы административного истца. Такое влияние может оказать распорядительный документ, содержащий обязательное для выполнения административным истцом предписание. Акты обследования и проверки в данном случае используются при принятии такого решения, однако сами по себе такими решениями не являются.

Удовлетворение требований административного иска о признании незаконными действий должностных лиц административного ответчика по отражению в акте административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года недостоверной информации и признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом проверки о проведении мероприятия по контролю (надзору) физического лица №3/05-10 от 26 января 2018 года в данном случае не является надлежащим способом восстановления прав и законных интересов ФИО1

При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в данном случае отсутствует предусмотренная процессуальным законом необходимая совокупность условий удовлетворения требований административного иска в соответствующей части.

Кроме того, необходимо указать следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе, мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Согласно данной статьей собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В соответствии со статьей 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения с/х производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В свою очередь, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Согласно ГОСТ 26640-85 «Земли, термины и определения» охрана земель – комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

Необходимость проведения агрохимических, почвенно-грунтовых и эколого-токсикологических обследований почв соответствуют обязанностям правообладателей земельных участков по охране, рациональному использованию и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Без наличия данных агрохимического обследования земель, почвенно-грунтовых и эколого-токсикологических обследований почв, а также без наличия показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, документов и информации о расчете потребности культур в питательных элементах, согласно выноса из почвы и внесения требуемого количества удобрений с расчётом под каждую выращиваемую культуру с учётом результатов агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель и агрохимического паспорта полей, с указанием количественного содержания питательных элементов (азот, фосфор, калий), журнала учета применения пестицидов, агрохимикатов, технологические карты полей, документы, подтверждающие происхождения, поступления, перемещения, применения пестицидов и агрохимикатов и соответствие их законодательству Российской Федерации правообладатель земельного участка сельскохозяйственного назначения лишен возможности выполнять возложенные на него обязанности по сохранению почв и их плодородия, восстановлению плодородия почв.

Обязанность проведения агрохимических, почвенно-грунтовых и эколого-токсикологических обследований почв предусмотрена положениями статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначении», статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Учитывая, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №3/05-10 от 26 января 2018 года направлено на устранение выявленных нарушений требований законодательства, оснований для удовлетворения иска и признания данного предписания незаконным не имеется.

Доводы административного истца о нарушении пункта 102 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года №591, в соответствии с которым результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений, суд считает обоснованными и не опровергнутыми административным ответчиком.

Так, представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым указал, что акт административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года опубликован на сайте Крымсельхознадзора в установленные сроки, однако в подразделе «Симферопольский район». После обнаружения ошибки акт был перемещен в подраздел сайта «Бахчисарайский район».

В подтверждение своих доводов представитель административного ответчика представил копию служебной записки от 14 ноября 2017 года от заместителя начальника управления ФИО11 на имя начальника Службы Ан В.Б., в которой содержится просьба об организации размещения на официальной странице Крымсельхознадзора актов административного обследования с №1119/05-16 по №1534/05-16.

Вместе с тем, надлежащих и допустимых доказательств опубликования акта административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 административным ответчиком не представлено.

Обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в силу части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Кроме того, размещение текста акта в подразделе «Симферопольский район», вместо «Бахчисарайский район», также свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком требований законодательства.

Такая ошибка вводит в заблуждение лиц, заинтересованных в ознакомлении с актом и лишает их возможности по реализации их прав.

Данные обстоятельства являются основаниями для удовлетворения иска в части требований о признании незаконным бездействия по не опубликованию на официальном сайте Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым акта административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года.

Поскольку данное нарушение устранено на момент рассмотрения дела в суде, необходимость принятия решения о способе устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца отсутствует.

Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, с участием в деле в качестве заинтересованного лица, прокуратуры Республики Крым, о признании незаконными действий должностных лиц по отражению в акте административного обследования недостоверной информации; признании незаконными бездействий должностных лиц по не опубликованию на официальном сайте акта административного обследования; признании незаконным приказа; признании незаконными и отмене результатов проверки, оформленных актом; признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым по несвоевременному опубликованию на официальном сайте Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым акта административного обследования объекта земельных отношений №1669/05-18 от 8 ноября 2017 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

После вступления решения в законную силу отменить меры предварительной защиты путем приостановления действия предписания Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым об устранении вывяленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №3/05-10 от 26 января 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также прокурором, участвовавшим в административном деле путем подачи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым.

Дата принятия решения в окончательной форме (составления мотивированного решения) – 16 мая 2018 года.

Судья