ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1143(15) от 18.12.2015 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

дело № 2а-1143 (15) Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 18 » декабря 2015 года с. Бессоновка

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Паниной Л.Б.,

с участием: административного истца - помощника прокурора Бессоновского района Ближнева И.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - администрации Бессоновского района Пензенской области ФИО2,

представителя 3-его лица ООО «Третий Рим» ФИО3

при секретаре Каляминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании недействительным разрешения строительство,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бессоновского района Пензенской области Рузляев О.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Бессоновского района проведена проверка соблюдения администрацией Бессоновского района градостроительного законодательства.

В ходе проверки установлено, что по заявлению ООО «Третий Рим» от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бессоновского района было выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес>.

Основанием для выдачи разрешения на строительство являлся представленный пакет документов, среди которых имелись: сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выполненный проектной группой «...», шифр проекта - <...>. Однако, на плане не отражена точка подключения внутриплощадочных инженерных сетей канализации во внеплощадочную сеть. Таким образом, канализование указанного выше объекта капитального строительства согласно сводного плана сетей осуществляется в почвенно-грунтовый слой в пределах земельного участка с кадастровым номером .

На момент выдачи разрешения на строительство ни разрешения на строительство внеплощадочной сети канализации, ни проекта строительства этих сетей не имелись, что создает угрозу неопределенному кругу лиц при эксплуатации многоквартирного дома.

Нарушение проектной документации в части отсутствия точки подключения внутриплощадочных инженерных сетей канализации в внеплощадочную сеть, то есть канализование указанного выше объекта капитального строительства согласно сводного плана сетей осуществляется в почвенно-грунтовый слой в пределах земельного участка, что нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, а именно гражданам, которые приобретут квартиры в указанном доме и участников долевого строительства.

Таким образом, разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>, было выдано администрацией Бессоновского района неправомерно, с нарушением требований ч.1 и 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, так как в проектной документации отсутствуют сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого вышеуказанного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно наружных сетей канализации.

Одним из документов - оснований для выдачи разрешения на строительство явилось положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации ООО «Научно-технический центр «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-Оренбург» от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент выдачи положительного заключения ни разрешения на строительство внеплощадочной сети канализации, ни проекта строительства этих сетей не имелось, в связи с чем, сделать вывод о возможности подключения проектируемого многоквартирного дома к указанным сетям невозможно.

В нарушение вышеуказанных требований ООО «Научно-технический центр «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-Оренбург» выдано положительное заключение на проектную документацию на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>.

Выданное с нарушением закона положительное заключение негосударственной экспертизы явилось основанием для выдачи разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, администрацией Бессоновского района принят противоречащий нормам закона ненормативный правовой акт - разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор просил признать недействительным ненормативный акт администрации Бессоновского района Пензенской области - разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец помощник прокурора Бессоновского района Ближнев И.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал и подтвердил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что данное разрешение является незаконным, так как не был представлен полный пакет документов, который предусмотрен ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно не был представлен сводный план инженерных сетей с обозначением места подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. При проведении проверки было установлено, что сводный план был сделан ненадлежащим образом, так как в плане не была отражена точка подключения внутриплощадочных сетей канализации к внеплощадочным сетям. На момент проведения проверки отсутствовал земельный участок, на котором возможно могли бы располагаться очистные сооружения, не было ни договора аренды, ни сведений о предоставлении в собственность участка для очистных сооружений. Имелись только документы о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома по адресу: <адрес>. Строительство данного дома ведется с привлечением средств дольщиков. Граждане-дольщики не смогут пользоваться водоотведением, канализацией, чем будут нарушены их права. МУП «...» в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ указал, что отсутствуют техническая возможность подключения к существующим сетям и рекомендовано бурение новой скважины, и строительство локальных очистных сооружений. Для строительства новых очистных сооружений необходим земельный участок, отведенный для этих целей, технические условия. Точка подключения - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с существующими устройствами и сооружениями., о чем указано в Постановлении Правительства РФ № 87 от 13.02.2006 года.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127) в судебном заседании административное исковое заявление поддержала и подтвердила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это не просто документ, а один из составных частей проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008года. Сводный план сетей инженерно-технического обеспечения входит в графическую часть схемы планировочной организации земельного участка и содержит сведения о месте подключения проектируемого объекта к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. Именно этот сводный план и предоставляется для выдачи разрешения на строительство.

Представитель административного ответчика - администрации Бессоновского района Пензенской области ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), в судебном заседании с административным иском не согласен. Суду пояснил, что в администрацию Бессоновского района обратилось ООО «Третий Рим» с заявлением о выдаче разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение. Разрешение является законным, выдано в соответствии с Градостроительным Кодексом. ООО «Третий Рим» представило документы в полном объеме и представленный пакет документов был просмотрен отделом градостроительства. В администрацию, в числе других документов, было представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, проведенной ООО » НТЦ

» ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-ОРЕНБУРГ», согласно выводам которой проектная документация на строительство 5-этажного жилого дома соответствует требованиям технических регламентов, нормативно- технических документов и результатам инженерных изысканий. В обсуждение данного заключения администрация не должна входить, поскольку в данном вопросе необходимы специальные познания. Оснований для отказа в выдаче разрешения не было, поэтому ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство ООО » Третий Рим » было выдано. Администрацией Бессоновского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ ООО» Третий Рим» был предоставлен земельный участок в аренду сроком на 5 лет по адресу: <адрес> для строительства очистных сооружений. Также считает, что прокуратурой Бессоновского района пропущен срок для обращения в суд который составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права, свобод и законных интересов. Считает, что прокуратуре Бессоновского района уже в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки по обращению граждан жителей <адрес> по вопросу строительства очистных сооружений было известно об отсутствии канализации от строящегося дома. Считает, что пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме того считает, что прокурор не имел права обращаться в суд с данным иском, поскольку канализование строящегося дома не осуществляется в почвенно-грунтовой слой в пределах земельного участка, права граждан не нарушаются, а их нарушение возможно в дальнейшем.

Представитель административного ответчика - администрации Бессоновского района ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98), в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с административным иском прокурора не согласна и суду пояснила, что администрация Бессоновского района проверяла наличие сводного плана в отношении которого проводится экспертиза. Сведения об инженерном оборудовании администрация смотрела по заключению экспертизы. Оспорить положительное заключение экспертизы они не могут, так как не являются заказчиками и техническими исполнителями. Также они не являются субъектом, который можем оспорить заключение экспертизы. Они не ведут надзор за строительством, его ведет Жилищная инспекция, права на контроль и надзор им не предоставлено. Разрешение на строительство было дано на основании градостроительного плана и заключения эксперта.

Представитель 3-его лица - ООО «Третий Рим» генеральный директор ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, и суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Третий Рим» обратился в администрацию Бессоновского района за разрешением на строительство. В администрацию был сдан полный пакет документов, предусмотренный ст. 51 ГрК РФ, куда включался, в том числе, и сводный план инженерных сетей с точкой подключения по системе водоотведения и канализации. Из письма МУП Бессоновского сельсовета «...» следует, что система центральной канализации отсутствует. Для развития микрорайона, улучшения жизни населения, отсутствия бюджетных средств в районной администрации и администрации сельсовета было принято решение о строительстве локальных очистных сооружений. ООО «Третий Рим» обратились в районную администрацию и сельскую администрацию о предоставлении земельного участка для строительства локальных очистных сооружений. В ДД.ММ.ГГГГ администрация Бессоновского сельсовета присвоила адрес земельному участку: <адрес>, который был выбран для строительства очистных сооружений. Земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет до ДД.ММ.ГГГГ, определены его границы. В ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок предоставлен им в аренду. В соответствии с Постановлением Правительства необходимо указать точку подключения, но она не должна быть существующей. Указывается именно точка, и она была указана в проекте. Была привязка к земельному участку, который выделен для строительства очистных сооружений. В сводном плане точка подключения была обозначена, все документы имелись до проведения прокурорской проверки.

Представитель 3-его лица - ООО «Третий Рим» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседании извещен. Ранее в судебных заседаниях суду пояснял, что земельный участок под строительство очистных сооружений предоставлен в аренду ООО «Третий Рим». Уже в ДД.ММ.ГГГГ было известно о том, что будут строиться очистные сооружения, к которым будет вестись канализация, в том числе, и от строящего дома. Точки подключения были обозначены. Считает, что администрация на законных основаниях выдала разрешение на строительство. В проектах указывается, как будет проводиться электрификация, газификация, водоснабжение, водоотведение, потом строятся сети, наоборот не делается. Первый этап - подготовительный, когда выполняются подготовительные работы для ведения строительных работ. Строительство очистных сооружений - это один из этапов строительства. На их строительство будет изготовлен отдельный проект и будет дано отдельное экспертное заключение с выдачей разрешения на строительство.

Представитель 3-его лица ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ - ОРЕНБУРГ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. От представителя по доверенности ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100), поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 суду пояснил, что между ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ -ОРЕНБУРГ» и ООО «Третий Рим» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого проведена негосударственная экспертиза проектной документации со сметой и результатов инженерных изысканий по объекту: 5-ти этажный 4-х подъездный многоквартирный жилой дом, со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>». Предоставленная для проведения экспертизы проектная документация по указанному объекту соответствовала требованиям законодательства, в том числе, Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Точка подключения в проекте была указана. В ходе проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по вышеуказанному объекту, специалистами ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-ОРЕНБУРГ» было выявлено отсутствие сведений о существующих системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод. После устранения недостатков ООО «НТЦ «ПРОМБГЗОПАСНОСТЬ-ОРГНБУРГ» выдало заявителю положительное заключение. Считает, что доводы прокуратуры, изложенные в акте проверки соблюдения администрацией Бессоновского района градостроительного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ., о неправомерной выдаче разрешения на строительство с нарушением требований части 1 и 13 ст. 51 ГрК РФ является необоснованным, так как не содержат информации о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана или проекту планировки. Проектная документация содержит информацию о точке подключения, как о месте соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Внеплощадочные сети канализации являются самостоятельным объектом капитального строительства, в отношении которого требуется разработка отдельной проектной документации и проведение экспертизы данной документации. Оснований для выдачи отрицательного заключения не имелось. Требования Постановления № 87 экспертной организацией соблюдены.

Представитель 3-его лица ООО «НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ - ОРЕНБУРГ» ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101) в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что она проводила экспертизу объекта в части водоснабжения и водоотведения. Точка подключения была - это место присоединения к внешнеплощадным сетям, которые будут разрабатываться отдельным проектом и на которые будет проведена отдельная экспертиза. В настоящее время у них находится в работе проектная документация ООО «Третий РИМ» по очистным сооружениям и инженерным изысканиям, на данном этапе проверяется комплектность данной документации.

Свидетель В.Е.А. суду пояснила, что капитальное строительство осуществляются на основании разрешения на строительство. Гражданин или юридическое лицо обращается в администрацию и представляет соответствующие документы, указанные в ст. 51 Градостроительного Кодекса. Отсутствие хотя бы одного из документов, указанных в данном статье, влечет отказ в выдаче разрешения. При проведении прокуратурой проверки было выявлено, что в представленном ООО «Третий Рим» в администрацию Бессоновского района сводном план сетей инженерно-технического обеспечения не отражена точка подключения внутриплощадочных инженерных сетей канализации к внешнеплощадочным сетям. В Градостроительном плане имеется раздел: информация о возможности обеспечения объекта инженерными сетями. Информация о том, что возможности обеспечения инженерными коммуникациями не имеется в части канализации и водоснабжением была. Если на одном земельном участке строятся разные объекты, которые не могут эксплуатироваться отдельно друг от друга, то должен быть один проект - и на жилой дом, и на инженерные сети. Согласно акта проверки, места подключения нет. Согласно Постановления № 87, в сводном плане должны быть отражены существующие сети, а не проектируемые. Сводный план должен содержать все точки подключения ко всем инженерным сетям.

Специалист Н.Т.Ю. суду пояснила, что обязанности уполномоченного органа местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство - это принять документы, проверить наличие полного пакета документов в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ и посмотреть на соответствие этих документов градостроительному плану земельного участка, проектной документации, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в случае если такое разрешение было дано. В ч. 13 ст. 51 установлены основания для отказа в выдаче разрешения и указан полный перечень документов. Так как разрешение на строительство в соответствии с

ч. 1 ст. 51 ГрК представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, то специалист, который принимает эти документы, обязан посмотреть те разделы проектной документации, которые ему представляются в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а также провести оценку этих документов на их соответствие требованиям законодательства, на их полноту и содержание, а также провести оценку на соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и (или) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в случае если оно было выдано. При этом, состав и содержание разделов проектной документации должны соответствовать ч. 13 ст. 48 ГрК РФ и Постановлению Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, с последующими редакциями «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Все разделы, которые представляются, должны соответствовать требованиям, указанным в этом Постановлении. Согласно Постановлению № 87, п.12 раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектная документация в графической части должна содержать сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. Существующие сети - это сети, которые имеются на данный момент в наличие и эксплуатируются соответствующей эксплуатирующей организацией. В соответствии с ч. 6 ст. 48 ГрК РФ застройщик обязан предоставить проектной организации технические условия. Технические условия предусматривают подключение к существующим сетям объекта. Поэтому проектная документация может быть разработана только при наличии технических условий на подключение к объектам инженерных коммуникаций. Согласно Своду правил, в жилых зонах, не обеспеченных центральным водоснабжением и канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается. При отсутствии системы канализования не допускается выдача разрешения на строительство многоквартирных жилых домов, это все вытекает из различного свода правил и градостроительного законодательства. Орган местного самоуправления, зная о том, что данный участок не обеспечен инженерными сетями, должен был отказать в выдаче разрешения на строительство. Она смотрела генеральный план, который находиться в свободном доступе на федеральном сайте сети Интернет. Локальные очистные сооружения генеральным планом в данном месте, где они указаны в проекте, не предусмотрены. Программа комплексного развития территории, коммунальных систем, инженерной инфраструктуры, на основании которой реализуется генеральный план и по которой проектируются, реконструируются, строятся те или иные инженерные коммуникации, до настоящего времени органами местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района не утверждена. Данная программа должна быть подготовлена на основании генерального плана. Все это позволяет сделать вывод о том, что развитие, застройка территорий, которые не обеспечены инженерными сетями, не допускается. Соответственно и выдача разрешения на строительство, которое позволяет не только начать строительство, но и привлекать денежные средства дольщиков, также недопустимо. В сводном плане сетей должно быть обозначено место подключения к существующим сетям.

Специалист Ч.И.В. суду пояснил, что в соответствии со ст. 54 ГрК РФ ООО «Третий Рим» ДД.ММ.ГГГГ поставило на государственный градостроительный учет объект - 5-ти этажный дом. В Госжилстройтехинспекцию Пензенской области, которая осуществляет государственный строительный надзор, ООО » Третий Рим» были предоставлены документы: извещение о начале строительства, проектная документация, положительное заключение экспертизы, градостроительный план и разрешение на строительство. Данный объект стоит на учете в Госжилстройтехинспекции Пензенской области, и они контролируют строительство данного объекта. В ходе анализа экспертизы, было установлено, что данных о внеплощадочных сетях не было, было только указано, что они будут когда-то запроектированы. Поэтому возник вопрос, как этот объект капитального строительства сможет нормально эксплуатироваться после его ввода в эксплуатацию. Согласно пакету документов, если застройщик построит объект капитального строительства и подаст им извещение об окончании строительства, они при проверке документов в границах земельного участка не смогут отказать в выдаче положительного заключения о соответствии объекта проектной документации, даже если не будет внеплощадочного подключения. На основании их заключения администрация должна будет выдать заключение на ввод дома в эксплуатацию. Они выдают заключение о соответствии объекта проектной документации технических регламентов, но они рассматривают его в границах земельного участка. В границах земельного участка вопросов нет, внутриплощадочные сети есть. Вопрос возник по внеплощадочным сетям. Согласно руководящему документу, утвержденному Ростехнадзором, Госжилстройтехинспекция Пензенской области в письменном виде сообщила об этом факте в областную прокуратуру. При наличии выявленных фактов, считает, что дом не может нормально эксплуатироваться в связи с отсутствием внеплощадочных сетей. Исходя их представленных документов, точки подключения отсутствуют. Канализация имеется по проекту только до границы земельного участка, другие данные по внеплощадочным сетям канализации отсутствуют, ни по существующим, ни по проектируемым у них данных нет. Поэтому имеется опасность, что дом не сможет эксплуатироваться. Положительной экспертизой не определено, когда будут построены внеплощадочные сети, запроектированы ли они вообще, указано, что они будут запроектированы, но когда не указано.

Внеплощадочные сети - это отдельный проект, это линейный объект, который будет строиться отдельно от этого жилого дома, который также должен пройти экспертизу и должен стоять на учете. По хронологии, внеплощадочные сети канализации должны быть введены в эксплуатацию раньше жилого дома, а это нигде не описывается.

Специалист Р.И.Н. суду пояснил, что ГАУ

» Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области проводит экспертизу государственных проектов. В результате проверки в районах Пензенской области объектов строительства, на которые были выданы положительные заключения негосударственных экспертиз, было выявлено, что изученные положительные заключения экспертизы подготовлены с грубым нарушением федерального законодательства в области градостроительной деятельности. Они являются предметом рассмотрения в правоохранительных органах и не могут быть признаны основанием для выдачи разрешения на строительство. Выборочно было проверено 8 объектов и везде аналогичные заключения, в том числе, и по ООО «НПЦ «ОРЕНБУРГ -ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ» по жилому дому в <адрес>

<адрес>. Они делали запрос в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в администрацию Бессоновского района о выданных разрешениях на строительство, на что Бессоновский район ответил, что никаких разрешений на строительство по Бессоновскому району не выдавалось. Если в положительном заключении экспертизы указано, что оно выдано на основании проектируемой проектной документации на инженерные сети, то государственная экспертиза однозначно выдала бы отрицательное заключение. Если бы сети были готовы, то было бы положительное заключение, нет сетей - отрицательное. Поэтому проектировщики и обратились в негосударственную экспертизу. Сначала должны быть построены сети. Негосударственная экспертиза не имела право выдавать положительное заключение, в связи с отсутствием существующих сетей. Сеть должна быть существующей.

Выслушав участников судебного заседания, свидетеля, специалистов, обозрив материалы надзорного производства Прокуратуры Бессоновского района, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно ч. 13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе, к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подп. «о» п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе графической части схемы планировочной организации земельного участка должен быть сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дано понятие «сеть инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Аналогичное понятие дано и в пункте 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, где указано, что «сети инженерно-технического обеспечения»- совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Также определено понятие, что «точка подключения» - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, закон под сетями инженерно-технического обеспечения понимает совокупность существующих, а не проектируемых сетей.

В силу ст. 48 ГрК РФ для разработки проектной документации застройщиком предоставляются технические условия в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из вышеизложенных норм законодательства, для выдачи разрешения на строительство должен быть представлен сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

В администрацию Бессоновского района ООО «Третий Рим» для выдачи разрешения на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес> представлен документ с названием «Сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», выполненный проектной группой «...» в составе проектной документации на строительство многоквартирного дома (шифр проекта - <данные изъяты>), в котором отражены точки подключения многоквартирного дома к сетям проектируемой, а не существующей канализации, что противоречит подп. «д» п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (л.д. 19-23).

В ходе судебного заседания достоверно установлено, и не оспаривается административным ответчиком и представителями заинтересованного лица ООО «Третий Рим», что обозначенные в представленном застройщиком сводном плане сетей внешнеплощадочные сети как имущественный комплекс не существуют. Более того, на момент выдачи разрешения на строительство отсутствовал и проект их строительства, а также и разрешение на строительство сетей и локальных очистных сооружений.

Из письма МУП Бессоновского сельсовета «...» следует, что по адресу: <адрес> отсутствует возможность подключения к централизованной системе водоотведения (л.д. 26).

Постановлением главы администрации Бессоновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Третий Рим» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет (л.д. 112).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, в лице главы администрации сельсовета И.А.В., с одной стороны, и ООО «Третий Рим» в лице генерального директора ФИО3, с другой стороны, был заключен договор аренды земельного участка

, по которому ООО «Третий Рим» принимает в аренду земельный участок площадью 200 кв.м, обслуживание жилой застройки, расположенное по адресу: <адрес>,

<адрес>, имеющий кадастровый номер: , сроком на 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер арендной платы составляет руб. (л.д. 113-116).

Прокуратурой Бессоновского района в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка законности выдачи разрешения на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специалиста Минстроя Пензенской области В.Е.А., которая в судебном заседании подтвердила, что представленный документ «Сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», не соответствует подп. «о» п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, поскольку не содержит информации о существующих сетях канализации, к которым будет подключен многоквартирный дом, в нем не отражены места (точки) подключения. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 109 - 111).

В судебном заседании представители ООО »НТЦ «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-ОРЕНБУРГ» подтвердили, что существующих сетей внешнеплощадочной канализации на момент проведения экспертизы не было, их проект на момент проведения экспертизы только разрабатывался, о чем указано в Положительном заключении экспертизы.

Допрошенные в судебном заседании компетентные специалисты из Управления архитектуры и градостроительства Минстроя Пензенской области, Госжилстройтехинспекции Пензенской области, ГАУ «РЦЭЦС» в судебном заседании подтвердили доводы административного истца и пояснили, что в отсутствие существующих сетей канализации принятие решения о выдаче разрешения на строительство является незаконным.

В соответствии с п. 12.2 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, в жилых зонах, не обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается.

Таким образом, ООО «Третий Рим» в администрацию Бессоновского района представлен не полный пакет документов, необходимый для выдачи разрешения на строительство, предусмотренный ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Документ с названием «Сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» содержит произвольное обозначением мест подключения к несуществующим сетям канализации, что не соответствует вышеизложенным нормам закона. Поэтому указанный документ не может являться основанием для выдачи разрешения на строительство.

Кроме того, указанный сводный план не предоставлялся в администрацию Бессоновского района вместе с другими документами для выдачи разрешения на строительство, он не был предметом экспертизы проектной документации и был разработан после того, как ООО «Третий Рим» стало известно об обращении в суд с иском об оспаривании разрешения на строительство.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которые были оглашены в судебном заседании, и которые он давал в ходе проверки, проводимой прокуратура Бессоновского района в ДД.ММ.ГГГГ по заявлению группы граждан по факту строительства очистных сооружений.

Копия сводного плана, представленного прокуратуре в ходе проводимой проверки и приложенного к административному исковому заявлению, а также представленного в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области отличается от сводного плана, который был представлен представителем заинтересованного лица - ООО »Третий Рим « ФИО3 суду и который имеется в подлинном варианте в материалах дела. В прокуратуру и Госжилстройтехинспекцию Пензенской области был представлен сводный план только в пределах земельного участка по <адрес>, на котором строится жилой дом, на котором где нет точек подключения сети канализации даже к проектируемой сети внешнеплощадочной канализации. В сводном плане, который представлен представителем ООО » Третий Рим» суду, указаны проектируемые сети внутриплощадочной и внешнепощадочной сети канализации.

Вместе с тем, из материалов надзорного производства прокуратуры Бессоновского района , которое обозревалось в судебном заседании, следует, что на момент выдачи разрешения на строительство ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Третий Рим» не было земельного участка под строительство очистных сооружений по адресу: <адрес>. Постановление

о предоставлении земельного участка под строительство очистных сооружений было вынесено Администрацией Бессоновского сельсовета только ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день был заключен и договор аренды на данный земельный участок между Администрацией Бессоновского сельсовета и ООО »Третий Рим». Зарегистрирован в Управлении Росреестра данный договор аренды был только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, только с этой даты договор считается действительным.

В материалах дела имеется также Постановление главы администрации Бессоновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «Третий Рим» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет для коммунального обслуживания и договор аренды данного земельного участка (л.д. 112- 115).

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных документов, суд приходит к выводу о том, что вопрос о месте строительства очистных сооружений до настоящего времени не разрешен, данных о том, где будут находиться очистные сооружения, предназначенные для обслуживания строящегося 5-этажного жилого дома по

<адрес> суду не представлены. Данных о том, что на момент выдачи разрешения на строительство эти сведения имелись также нет.

Доводы административного ответчика о том, что они изучают лишь комплектность документов, не анализируя их содержание, в частности, сводного плана, суд считает необоснованным, поскольку администрация при выдаче разрешения на строительство обязана проверять сводный план на его соответствие градостроительному плану. В сводном плане сети канализации обозначены зеленым цветом. В условных обозначениях указано, что это проектируемые канализационные сети, а не существующие, о чем в судебном заседании пояснила специалист Н.Т.Ю.

Суд считает, что наличие положительного заключения экспертизы проектной документации не является безусловным основаниям для выдачи разрешения на строительство, и при наличии явных недостатков и противоречий действующему законодательству должно было оцениваться администрацией Бессоновского района наряду с другими представленными документами. Недостатки положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного ООО »НТЦ» ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-ОРЕНБУРГ», установленные в судебном заседании, являются очевидными, и специалисты отдела градостроительства и архитектуры администрации Бессоновского района, обладая специальными познаниями в области строительства и архитектуры, при изучении представленных ООО » Третий Рим» документов, в том числе, и сводного плана сетей инженерно- технического обеспечения, не могли не видеть этого.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг.

Выдачей администрацией Бессоновского района ООО «Третий Рим» разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права неопределённого круга лиц, возможных и существующих на данный момент участников долевого строительства, поскольку возможности ввести многоквартирный дом в эксплуатацию не имеется. Обязанность застройщика построить сети канализации действующим законодательством не предусмотрена. Строительство жилого дома без существующих сетей канализации нарушает требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, может возникнуть такая ситуация, когда граждане - дольщики, вложив свои средства в строительство жилого дома, приобретут статус «обманутых дольщиков», поскольку жилой дом без существующих сетей канализации не будет введен в эксплуатацию.

Из анализа представленных сторонами доказательств, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что выданное администрацией Бессоновского района ООО » Третий Рим» разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома, со встроенными нежилыми помещениями состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства. Поэтому суд признает данное разрешение недействительным.

Представителем административного ответчика заявлено о пропуске срока для обращения в суд, т.к. по их мнению, о допущенных нарушениях прокуратуре было известно еще в ДД.ММ.ГГГГ, а в суд они обратились только в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законом срока.

В соответствии с. ч 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О нарушениях законодательства при выдаче разрешения на строительство 5-этажного жилого дома по <адрес> прокуратуре Бессоновского района стало известно в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, по результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109-111).

Доводы административного ответчика о том, что прокуратуре было известно об этом в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованными, поскольку из обозренных в судебном заседании материалов надзорного производства следует, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Бессоновского района проводила проверку по обращению инициативной группы граждан - жителей

<адрес> в связи со строительством очистных сооружений. Правомерность выдачи разрешения на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ООО »Третий Рим» не была предметом проверки прокуратуры в ДД.ММ.ГГГГ. Полный пакет документов, который представлялся ООО » Третий Рим» для выдачи разрешения, изучался прокуратурой Бессоновского района с участием специалиста- эксперта Управления архитектуры и строительства Минстроя Пензенской области только в ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ, после чего

ДД.ММ.ГГГГ прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, т.е. в установленный законом 3-месячный срок.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении административного иска по этому основанию не имеется.

Административный иск прокурора Бессоновского района подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.227 КАС РФ, данное решение подлежит опубликованию печатном издании «Вестник Бессоновского района» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании недействительным разрешения на строительство удовлетворить.

Признать недействительным разрешение на строительство

от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией Бессоновского района Пензенской области ООО «Третий Рим» на строительство 5-ти этажного 4-х подъездного многоквартирного жилого дома, со встроенными нежилыми помещениями состоящего из двух корпусов, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вестник Бессоновского района» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении данного решения сообщить суду в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца, начиная с 23 декабря 2015 года.

Мотивированное решение составлено 22 декабря 2015 года.

Судья : Л.Б. Панина