ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1143/2021 от 26.04.2021 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1143/2021

УИД: 26RS0017-01-2021-001614-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года г. Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Безруковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Посуховой П.А.,

с участием: заместителя прокурора <адрес> Кузьменко П.А.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах администрации <адрес>

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Кисловодского городского суда по адресу: 357744, <...>, тел/факс <***>, E-mail: kislovodsk.stv@sydrf.ru, дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в непринятии мер по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома, обязании незамедлительно принять меры по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в <адрес> с административным исковым заявлением к администрации города<адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в непринятии мер по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома, обязании незамедлительно принять меры по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома.

В обосновании административного искового заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры края проведена проверка реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 № 237-п, по результатам которой установлены следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ между управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> и ООО «Горизонт» заключен договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «Горизонт» заключен договор аренды земельного участка . Срок договора аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> «Об утверждении градостроительного плана земельного участка <адрес> утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ООО «РЕАЛПРОЕКТ» разработана проектная документация на строительство «Микрорайона «Новая Березовка» в г. Кисловодске. Проектной документацией предусмотрено осуществление благоустройства территории, включая организацию детских площадок, озеленения, освещения, дорожного покрытия, организация стоянок для автомобильного транспорта, строительство объектов социальной инфраструктуры.

ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ООО «Горизонт» выдано разрешение на строительство многоквартирных домов: «Микрорайон <адрес>» жилой дом (Блок № 1), жилой дом (Блок № 2), количество этажей – 3 единицы ( и от ДД.ММ.ГГГГ Жилые дома со встроенными помещениями в <адрес> Блок 1, Юлок 2, Блок 3» (дома 77).

Согласно плану-графику работ по строительству, отраженному в дополнительном соглашении к договору о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса от ДД.ММ.ГГГГ, проведение благоустройства было запланировано с ДД.ММ.ГГГГ

Строительство многоквартирных домов по <адрес> завершено, ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод домов в эксплуатациюДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение ввод домов в эксплуатацию <адрес> При этом, установлено, что проектной документацией предусмотрен сквозной проезд от многоквартирных домов <адрес> в том числе с целью соблюдения требований пожарной безопасности.

Распоряжением управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в разрешение на строительство с увеличением количества блок-секций жилых домов . В связи с чем, в проектную документацию также внесены соответствующие изменения.

В связи с корректировкой проектной документации ООО «Горизонт» разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, взамен новое разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с рекомендациями министерства строительства и архитектуры СК. При этом, установлено, что фактически раздел проектной документации, предусматривающий организацию сквозного проезда, после внесения изменений в указанную проектную документацию, и возведения указанных многоквартирных домов, реализован не был, функция сквозного проезда была утрачена.

Помимо этого, установлено, что управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, выступающим в качестве стороны по комплексному освоению земельного участка, предоставленного ООО «Горизонт», в претензионном порядке требования о приведении осваиваемой территории по договору , в соответствие с требованиями проектной документации предъявлено не было.

Строительство многоквартирных домов по <адрес> завершено, ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод домов в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод домов в эксплуатацию <адрес>

Таким образом, бездействие администрации <адрес> повлекло ввод указанных многоквартирных домов в эксплуатацию с нарушением требований пожарной безопасности.

Административный истец полагая, что действенных мер к устранению нарушений административным ответчиком принято не было просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по переносу лестницы и организации сквозного проезда ведущего от МКД <адрес>

- обязать администрацию <адрес> незамедлительно принять меры, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по переносу лестницы и организации сквозного проезда ведущего от МКД по <адрес>

Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с требованием ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора <адрес> Кузьменко П.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> ФИО1 административные исковые требования не признал, в их удовлетворении просил суд отказать в полном объеме, поскольку строительные работы производились ООО «Горизонт».

Определением суда с занесением в протокол судебного разбирательства, в удовлетворении ходатайства представителю ответчика о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «Горизонт» отказано, в соответствии с требованием ст. 41 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Административное исковое заявление подано прокурором в защиту прав неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц – жителей <адрес> – на безопасность дорожного проживания <адрес>

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Требованием ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Полномочия прокурора на проведение проверки в рамках надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, предусмотрены ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, в том числе исполнение представления об устранении нарушений закона.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> и ООО «Горизонт» заключен договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «Горизонт» заключен договор аренды земельного участка . Срок договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> «Об утверждении градостроительного плана земельного участка <адрес> утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес> кадастровый номер

ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> ООО «Горизонт» выдано разрешение на строительство многоквартирных домов: «Микрорайон <адрес>» жилой дом (Блок № 1), жилой дом (Блок № 2), количество этажей – 3 единицы (дома и от ДД.ММ.ГГГГ Жилые дома со встроенными помещениями в <адрес>

В соответствии с. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительства линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что строительство многоквартирных домов по <адрес> завершено, ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод домов в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод домов в эксплуатацию <адрес> При этом, установлено, что проектной документацией предусмотрен сквозной проезд от многоквартирных домов <адрес> в том числе с целью соблюдения требований пожарной безопасности.

Распоряжением управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в разрешение на строительство с увеличением количества блок-секций жилых домов . В связи с чем, в проектную документацию также внесены соответствующие изменения.

В связи с корректировкой проектной документации ООО «Горизонт» разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, взамен новое разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с рекомендациями министерства строительства и архитектуры СК. При этом, установлено, что фактически раздел проектной документации, предусматривающий организацию сквозного проезда, после внесения изменений в указанную проектную документацию, и возведения указанных многоквартирных домов, реализован не был, функция сквозного проезда была утрачена.

В п. 8.13 приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» указано, что тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники, размером не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер, необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.

В судебном заседании достоверно установлено, что после внесения изменений в проектную документацию, и возведения указанных многоквартирных домов, функция сквозного проезда была утрачена, что повлекло нарушение требований пожарной безопасности.

Согласно акту обследования УНД и ПР ГУ МЧС России <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в конце проезда между МКД по <адрес> разворотная площадка отсутствует.

Вышеперечисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности способствуют снижению уровня антитеррористической защищенности населения и территории города вопреки положениям п.п. 1, 3, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которым основными принципами противодействия терроризму выступают обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, среди которых установленное Конституцией Российской Федерации право на жизнь, приоритет мер предупреждения терроризма и защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, а также комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Судом установлено, что управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, выступающим в качестве стороны по комплексному освоению земельного участка, предоставленного ООО «Горизонт», в претензионном порядке требования о приведении осваиваемой территории по договору в соответствие с требованиями проектной документации предъявлено не было.

Статьей 7 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В силу подпунктов «а, в, г, д, е» п. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В результате выявленных нарушений прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму в адрес администрации <адрес>

Согласно указанному представлению администрации <адрес> в том числе необходимо было организовать сквозной проезд во дворе домов, ведущих от МКД <адрес><адрес> в целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций, повлекших угрозу жизни и здоровью жильцов указанных многоквартирных домов.

Кроме того, администрации <адрес> необходимо было безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, недопущению их в дальнейшем, а также по устранению причин и условий им способствующих. О результатах рассмотрения сообщить прокурору города в письменной форме в месячный срок со дня получения представления.

Судом установлено, что указанное представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> не исполнено.

Суд приходит к выводу, что административные требования прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц заявлены законно и обоснованно, поскольку обязанность по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, действующим федеральным законодательством возложена, в том числе на органы местного самоуправления городского округа. Неисполнение может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, а также повлечь угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих и находящихся на территории муниципального образования <адрес>

Суд приходит к выводу, что в настоящее время необходимо устранить допущенные нарушения, организовать сквозной проезд во дворе домов, ведущих от МКД <адрес> в целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций, повлекших угрозу жизни и здоровья жильцов указанных многоквартирных домов, чего в свою очередь органом местного самоуправления сделано не было.

Доводы представителя административного ответчика, что строительные работы производились ООО «Горизонт» не имеют правового значения при рассмотрении данного гражданского дела, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в адрес администрации <адрес> не исполнено.

Согласно требованию ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, оценив представленные доказательства, в соответствии с требованием ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в непринятии мер по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома, обязании незамедлительно принять меры по переносу лестницы и организации сквозного проезда от многоквартирного дома – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по переносу лестницы и организации сквозного проезда ведущего от МКД <адрес>

Обязать администрацию <адрес> незамедлительно принять меры, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по переносу лестницы и организации сквозного проезда ведущего от МКД по <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кисловодский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено 30 апреля 2021 года.

Судья подпись Н.Н. Безрукова