ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1143/2023 от 12.10.2023 Отрадненского районного суда (Краснодарский край)

к делу 2а-1143/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Отрадная 12 октября 2023 года

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.М.,

при секретаре Слухаевой С.В.,

с участием представителя прокуратуры Ольховика И.А.,

представителя ответчика – Спокойненского сельского поселения Отрадненского района Лукьянченко А.В. на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Отрадненского района в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Спокойненского сельского поселения Отрадненского района о признании незаконным бездействия,

установил:

Прокурор Отрадненского района в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Спокойненского сельского поселения Отрадненского района, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Спокойненского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом и последующего направления в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявки для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации населенных пунктов Спокойненского сельского поселения в государственные либо инвестиционные программы ГРО.Возложить на администрацию Спокойненского сельского поселения обязанность организовать работу, направленную на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом.Возложить на администрацию Спокойненского сельского поселения обязанность после проведения работы, направленной на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом, направить в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявку для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации населенных пунктов Спокойненского сельского поселения в государственные либо инвестиционные программы ГРО.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ольховик И.А. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив суду, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Отрадненского района были выявлены нарушения в работе Спокойненского сельского поселения. В защиту неопределенного круга лиц прокуратура Отрадненского района обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия Спокойненского сельского поселения и устранении выявленных нарушений. Просит иск удовлетворить в полном объеме..

Представитель административного ответчика – администрации Спокойненского сельского поселения Лукьянченко А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, суду пояснила, что администрацией принимаются действия для актуализации схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом. Вопрос выделения средств на выполнение работ по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения будет рассмотрено на сессии Совета Спокойненского сельского поселения при формировании бюджета на 2024 год. Для выполнения задач поставленных перед поселением необходимы солидные финансовые средства, которые не предусмотрены в бюджете на 2023 год. Просит суд предоставить им срок для устранения выявленных нарушений до 2025 года. Так же просит отказать в требованиях о признании их бездействия, поскольку Спокойненское сельское поселение принимает все возможные меры к решению поставленных задач.

Представитель третьего лица – филиала № 20 АО "Газпром газораспределение Краснодар" в ст. Отрадной в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, вынести решения на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Отрадненский район в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещённых надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по существу.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск прокурора Отрадненского района подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЭ Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» принципом государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.

В силу ст. 8.1 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относится согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Частью 2 Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 г. № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения поселения, на ряду с иными, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением правительства РФ от 10.09.2016 № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее - Правила).

В соответствии с п. «г» ч. 4 Правил региональные и межрегиональные программы газификации содержат мероприятия по подготовке населения к использованию газа, в том числе информирование населения о сроках, порядке, об условиях подключения к газораспределительным сетям, о прогнозной стоимости газа, расчете максимальной потребности населенного пункта в газе, выделении в установленном порядке земельных участков для размещения объектов, используемых для обеспечения населения газом, а также строительство газораспределительных сетей (при необходимости), перевод котельных на природный газ, сжиженный углеводородный газ и сжиженный природный газ (при необходимости).

На основании п. «в» ч. 6 (6) Правил формирование сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации осуществляется на основании опросов граждан, проживающих в газифицированных населенных пунктах субъекта Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из вышеизложенных норм федерального законодательства следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе полномочия по проведению мероприятий по подготовке населения к использованию газа, в том числе информирование населения о сроках, порядке, об условиях подключения к газораспределительным сетям, о прогнозной стоимости газа, расчете максимальной потребности населенного пункта в газе, а также проведение опросов граждан, проживающих в газифицированных населенных пунктах субъекта Российской Федерации, с целью формирования сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, на ряду с иными, сведения о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления.

На основании ч. 2 ст. 13 данного Федерального закона органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 №131-Ф3 «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, утв. Президентом РФ 02.05.2021 № Пр-753, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Проверкой установлено, что схемы газоснабжения Спокойненского сельского поселения Отрадненского района утратили актуальность, не актуализируются с 2010 года, что создает препятствие для развития населенных пунктов, включенных в состав поселения, последующей газификации. Таким образом, администрацией поселения полномочия в сфере газоснабжения не реализованы в полной мере.

Прокуратурой района 27.07.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.

На день рассмотрения дела в суде, Спокойненским сельским поселением выполнен ряд действий, направленных на поиск подрядчика, подготовки необходимых документов.

Суду представлены документы, подтверждающие действия администрации Спокойненского сельского поселения для актуализации схемы расположения объектов газоснабжения. Вопрос выделения средств на выполнение работ по актуализации схемы расположения объектов газоснабжения будет рассмотрено на сессии Совета Спокойненского сельского поселения при формировании бюджета на 2024 год.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований к удовлетворению иска прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Спокойненского сельского поселения, поскольку данные факты опровергнуты стороной административного ответчика по делу.

В то же время, суд считает, что в части обязания администрации Спокойненского сельского поселения устранить нарушения, выявленные в ходе проведенной прокуратурой Отрадненског района проверкой административный иск подлежит удовлетворению, с указанием срока для выполнения поставленных задач.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Отрадненского района удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Спокойненского сельского поселения обязанность организовать работу, направленную на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом в срок до 1.07.2024 года.

Возложить на администрацию Спокойненского сельского поселения обязанность после проведения работы, направленной на актуализацию схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения, проживающего в населенных пунктах Спокойненского сельского поселения газом, направить в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заявку для рассмотрения вопроса о включении мероприятий по газификации населенных пунктов Спокойненского сельского поселения в государственные либо инвестиционные программы ГРО в срок до 1.07.2024 года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд впутем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его провозглашения.

Судья Н.М. Новикова