ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1145/2023 от 22.09.2023 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-1145/2023 (10RS0016-01-2023-002717-80)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Савицкой А.В.,

при секретаре Галашовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х к ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

административный истец обратился с иском к административным ответчикам, ссылаясь на нарушение условий содержания в исправительном учреждении – ФКУ ИК71 УФСИН России по РК.

В обоснование требований указал, что при содержании в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК в период с 01.02.2018 по 07.04.2021 в отрядах «карантин», № 3.2, администрацией учреждения были допущены следующие нарушения условий содержания: дневальный карантинного отделения оказывал на него психологическое воздействие, при поступлении в Учреждении бил по ногам; в карантинном отделении на 20 человек была одна раковина и один кран с водой; в карантинном отделении отсутствовало горячее водоснабжение; дневальный отряда № 3.2 оказывал на него психологическое давление, обещал применить физическую силу в случае несоблюдения правил поведения; в отряде № 3.2 отсутствовало горячее водоснабжение. На основании изложенного, Х просит взыскать компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 60 000 рублей.

На стадии подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Х заявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления. Дополнительно пояснил, что с жалобами на действия осужденных, которые оказывали на него психическое воздействие, не обращался, так как проверка пройдет, а ему надо будет жить в отряде. Его были завхоз отряда карантин Костя и завхоз отряда № 3.2 Саша за нарушение режима, распорядка дня. К администрации учреждения с ходатайством об обеспечении личной безопасности не обращался.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, ФСИН России М в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в учреждении отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поскольку оно не было предусмотрено при строительстве, а капитальный ремонт учреждения до настоящего времени не проводился. Вместе с тем в отрядах установлены бойлеры для нагрева воды, осужденным предоставляется еженедельная помывка в соответствии в ПВР ИУ, осужденные пользуются прачечной для стирки белья. Административным истцом пропущен срок исковой давности. Оснащение отряда «карантин» соответствовало требования закона.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Х отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК в период с 01.02.2018 по 07.04.2021. В указанный период убывал в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН Росси по РК с 16.02.2018 по 14.03.2018.

Отбывал наказание в отряде № 3.

Как следует из справки отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, фотографий в спорный период в отряде «карантин» был оборудован один санузел с 2 умывальниками и 1 водонагревателем.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» 308.1325800.2017 (далее Свод правил).

В таблице 14.3 Свод правил указано на необходимость оборудования умывальной общежитий исправительных колоний 1 умывальником на 15 осужденных, уборную - 1 унитазом и 1 писсуаром на 15 осужденных.

Из представленных ответчиком сведений следует, что в отряде «карантин» при содержании 20 осужденных в санузле было установлено 2 умывальника с двумя кранами.

Таким образом, наличие указанного количества умывальников и кранов в отряде «карантин» соответствовало вышеприведенным нормам.

Из справок ФКУ ИК-7 УФСИН Росси по РК следует, что Х с жалобами в адрес администрации Учреждения не обращался, заявления с просьбой о применении положений ст. 13 УИК РФ (личная безопасность) от него не поступало; в адрес Учреждения актов прокурорского реагирования по фактам нарушения законности не поступало.

Согласно письму Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 13.09.2023 № 17-10-2023 жалобы от Х на условия содержания в ФКУ ИК-7 УФСИН Росси по РК в период 2018-2021 г.г. не поступали.

Аналогичные сведения предоставлены ОМВД России по Сегежскому району (письмо от 14.09.2023 № 34/8229) и Следственным отделом по г. Сегеже СУ СК России по РК (письмо от 14.09.2023 № 201-02-23).

Учитывая изложенное, требования административного истца в части взыскания компенсации морального вреда в связи с оказанием на него психологического воздействия со стороны иных осужденных, причинения ему побоев удовлетворению не подлежат, поскольку данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Согласно пояснениям административных ответчиков централизованное горячее водоснабжение в отряде «карантин», режимном отряде, в котором был размещен Х, в спорный период отсутствовало, подвод горячей воды к умывальникам был обеспечен с помощью бойлера.

Наличие горячего водоснабжения в отряде предусмотрено п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Доводы о том, что приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр не подлежит применению, поскольку не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован в установленном порядке, являются несостоятельными.

Порядок разработки, утверждения, опубликования сводов правил в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» установлены Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 624.

В силу положений пунктов 11, 13, 14 и 17 указанных Правил свод правил утверждается приказом разработчика; регистрация свода правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации; федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует опубликование, издание и распространение свода правил, включая изменения, вносимые в него, для обеспечения доступа к нему заинтересованных лиц; опубликование свода правил осуществляется путем размещения текста свода правил в электронно-цифровой форме на официальном сайте.

Указанные положения действующего законодательства в отношении Свода Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр соблюдены, в связи с чем оснований для его неприменения судами не имеется.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, признанной утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, и разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В то же время в данном административном деле административными ответчиками не представлено в материалы дела бесспорных доказательств обеспечения административного истца горячей водой в период содержания его в исправительном учреждении в заявленный период.

Изложенное является основанием для удовлетворения требований административного истца о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в связи с не обеспечением отрядов, в которых он был размещен, горячим водоснабжением.

При определении размера компенсации суд учитывает степень физических и нравственных страданий административного истца от ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК, длительность периода нарушения его прав, предоставление в установленном ПВР ИУ порядке еженедельной помывки, частичное обеспечение горячим водоснабжением с помощью бойлера, отсутствие негативных последствий для его здоровья, незначительную остроту нравственных переживаний, поскольку административный истец обратился с иском в уд спустя два года после убытия с учреждения, в связи с чем полагает необходимым взыскать компенсацию в размере 3 000 рублей.

Обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства указанная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В рассматриваемом случае таковым, с учетом положений п.п. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, является ФСИН России.

Таким образом, компенсация подлежит взысканию с ФСИН России за счет средств казны РФ. Требования к ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом удовлетворены требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 228, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Х компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Савицкая

Мотивированное решение составлено 29.09.2023.