ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11465/19 от 26.07.2019 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-11465/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2019 г. гор.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Рябцевой А.И.

При секретаре Лебедевой З.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, Управления Архитектуры администрации МО <адрес> и обязании выдачи уведомления о соответствии,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером :102, расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Новомихайловский, мкр. «Солнечный», участок, , выданного Управлением Архитектуры администрации МО <адрес> и обязании выдачи уведомления о соответствии.

В судебное заседание истица не явилась, надлежащим образом была уведомлена о дне слушания дела, суд считает возможным рассмотреть заявление в ее отсутствие.

Согласно искового заявления ФИО1, является собственником земельногоучастка с кадастровым номером :102, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Новомихайловский, мкр. «Солнечный», участок , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.06.2019 года . 27 марта 2019 года она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> с Уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. 28.03.2019 года, ею получено Уведомление Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам- и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером :102 располагается в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения <адрес>, в границах возможного подтопления, в защитной зоне объектов культурного и археологического наследия. Правилами определения границ зон затопления и подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360, предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов" на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Она обратилась с заявлением в Федеральное агентство водных ресурсов Кубанское бассейновое водное управление, письмом от 14.06.2018 года за №03-06/3597 проинформирована, что в Кубанское БВУ от уполномоченного органа исполнительной власти (Управление архитектуры администрации МО Туапсинский район) не поступали материалы по определению границ зон затопления, подтопления на территории Туапсинского района и соответственно границы зон затопления, подтопления не определены и не установлены. Более того, согласно п.5 Постановления Правительства PC от 18 апреля 2014 года за №360 «Об определении границ затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления считаются определены с даты внесения их в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, а согласно характеристике земельного участка, с кадастровым номером №:102, указанной в государственном кадастре недвижимости, вид разрешенного использования - земли под домами индивидуальной жилой застройки. Изменения в данные государственного кадастра недвижимости относительновида разрешенного использования указанного земельного участка не вносились. В отношении принадлежащего ей земельного участка, какие-либо ограничения в виде зоны подтопления отсутствуют, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРН. Кроме того, письмом от Министерства природных ресурсов <адрес> от 15.08.2018 года за она проинформирована, что в настоящее время по данным Кубанского бассейнового водного управления в Федеральное агентство водных ресурсов предложений и материалов для принятия решения об установлении зон затопления и подтопления на территории <адрес> не поступало. В соответствии с действующим законодательством, она обратилась в Управление государственной (Охраны объектов -натурного наследия <адрес> с заявлением о возможности строительства и о согласовании строительства. индивидуального жилого дома. Письмом от 16.10.2018 года , она проинформирована, что пользование земельного участка с КН :102 для строительства индивидуального жилого дома представляется возможным при условии выполнения требований действующего законодательства, а именно выполнение требований п. 4 ст.36 Федерального закона от 15.06.2002 за № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» если при земляных работах на указанном земельном участке будут обнаружены археологические предметы или объекты незамедлительно приостановить работы и в течении трех дней со дня обнаружения направить в управление государственной охраны объектов культурного наследия письменное уведомление. От чего она не уклоняется. В связи с чем просит удовлетворить ее требования.

Представитель Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район, действующий на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, в обосновании своих доводов пояснил, что Согласно правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (в редакции от 28.03.2019) земельный участок расположен в территориальной жилой зоне, в подзоне (Ж1) «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», в границах водоохранной зоны, в границах зоны возможного использования территории после проведения комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления, в границах защитной зоны объектов культурного наследия, в границах временной охранной зоны грунтового могильника, крепости, городище- памятника археологии, в границах II зоны санитарной охраны курортов. Согласно генеральному плану Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок находится в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах водоохранной зоны, в границах временной охранной зоны грунтового могильника, крепости, городище-памятника археологии, в границах зоны возможного подтопления, на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района. Согласно материалам обоснования генеральных планов поселений муниципального образования Туапсинский район границы зон санитарной охраны курортов в утвержденном проекте Округа санитарной охраны курортов Туапсинского района указаны некорректно, цифровая версия отсутствует, в государственный реестр кадастра недвижимости границы не включены. В связи с этим в графических материалах генеральных планах поселений муниципального образования Туапсинский район границы зон санитарной охраны курортов нанесены с условной степенью точности и подлежат дополнительному внесению изменений после утверждения проекта корректировки округа санитарной охраны Туапсинской группы курортов. Кроме того, земельный участок находится в границе подтопления, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район № 2297 от 23.08.2012 года и в. границах зон затопления при наводнении в октябре 2010 года. Земельный участок находится в проектируемых границах III зоны горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района. Границы зон санитарной охраны курортов Туапсинского района не утверждены в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Доводы иска о том, что обременения не внесены в ЕГРН, в связи с чем не было оснований не согласовать уведомление истицы, считает необоснованными, поскольку в связи с изменениями внесенными в Градостроительный Кодекс РФ в августе 2018 года, зоны подтопления и затопления считаются установленными с момента внесения указанных зон в Генеральный план. Также считает, что истица обращаясь в Управление государственной Охраны объектов -культурного наследия Краснодарского края, не получила согласования на строительство индивидуального жилого дома на своем земельном участке, а получила общие сведения об обременениях. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером :102, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Новомихайловский, мкр. «Солнечный», участок , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.06.2019 года . Согласно указанной выписки земельный участок расположен на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования- земли под домами индивидуальной жилой застройки. Земельный участок учтен в ГКН 15.09.2005 года. Право собственности ФИО1 возникло 09.04.2018 года.

Является общеизвестным и не нуждается в доказывании то обстоятельство что 22 августа 2012 года в Туапсинском районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие –наводнение. Принадлежащий истице земельный участок располагается в границах зоны подтопления, что указано в настоящее время в генеральном плане и правилах землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, что подтверждается выпиской ИСОГД.

Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее определенные сведения о застройщике и о земельном участке.

В целях строительства индивидуального жилого дома ФИО1, 27 марта 2019 года, обратилась в управление Архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

28.03.2019 года, ею получено Уведомление Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам- и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером :102 располагается в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, в границах возможного подтопления. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Также отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в защитной зоне объектов культурного и археологического наследия и в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца суд считает, что оспариваемое решение управления архитектуры не противоречит нормам действующего законодательства и является обоснованным.

Согласно правилам землепользования и застройки, Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 28.03.2019) земельный участок с кадастровым номером :102, принадлежащий истице, расположен в территориальной жилой зоне, в подзоне (Ж1) «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», в границах водоохранной зоны, в границах зоны возможного использования территории после проведения комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления, в границах защитной зоны объектов культурного наследия, в границах временной охранной зоны грунтового могильника, крепости, городище- памятника археологии, в границах II зоны санитарной охраны курортов.

Согласно генеральному плану Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земельный участок находится в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах водоохранной зоны, в границах временной охранной зоны грунтового могильника, крепости, городище-памятника археологии, в границах зоны возможного подтопления, на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в границах II зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района. Согласно материалам обоснования генеральных планов поселений муниципального образования Туапсинский район границы зон санитарной охраны курортов в утвержденном проекте Округа санитарной охраны курортов Туапсинского района указаны некорректно, цифровая версия отсутствует, в государственный реестр кадастра недвижимости границы не включены. В связи с этим в графических материалах генеральных планах поселений муниципального образования Туапсинский район границы зон санитарной охраны курортов нанесены с условной степенью точности и подлежат дополнительному внесению изменений после утверждения проекта корректировки округа санитарной охраны Туапсинской группы курортов. Кроме того, земельный участок находится в границе подтопления, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район № 2297 от 23.08.2012 года и в границах зон затопления при наводнении в октябре 2010 года. Земельный участок находится в проектируемых границах III зоны горно-санитарной охраны курортов Туапсинского района. Границы зон санитарной охраны курортов Туапсинского района не утверждены в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Согласно ст.9 Федерального закона №384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 5 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта.

В нарушение требований ст.62 КАС РФ, административным истцом не представлено доказательств подтверждающих проведение комплекса защитных мероприятий, достаточных для предотвращения затопления земельного участка. Более того, такая обязанность в силу ст.67.1 Водного кодекса РФ возлагается не на застройщика, а на собственника водного объекта.

Доводы о том, что в ЕГРН не внесены обременения земельного участка в виде установления зоны затопления и подтопления, а также иных зон, суд считает необоснованными.

Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ включенные в состав зон с особыми условиями использования территорий земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.

Согласно ч.6 ст.106 ЗК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения содержат сведения о зоне затопления в месте нахождения участка истца, аналогичные сведения содержит также генеральном плане пгт.Новомихайловский, указанные акты органа местного самоуправления не оспорены и не отменены.

Таким образом, создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны. В связи с чем суд считает доводы истца об отсутствии сведений в ЕГРН о зоне затопления в месте расположения земельного участка является необоснованными.

Кроме того, из представленных документов следует, что земельный участок истицы расположен согласно генеральному плану Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в границах временной охранной зоны грунтового могильника, крепости, городище-памятника археологии.

Объекты археологического наследия охраняются государством в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», включен в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 07.09.2009 № 78.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края» в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются границы зон охраны в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия устанавливаются следующие границы зон охраны для объектов археологического наследия: . поселения, городища, селища, усадьбы независимо от места их расположения - 500 метров от границ памятника по всему его периметру; святилища (культовые поминальные комплексы, жертвенники), крепости (укрепления), древние церкви и храмы, стоянки (открытые и пещерные), грунтовые могильники (некрополи, могильники из каменных ящиков, скальных, пещерных склепов) - 200 метров от границ памятника по всему его периметру.

В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных ч. 3 ст. 11 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223- КЗ, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, использование земельных участков, расположенных в зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Необходимым требованием, направленным на сохранение объекта археологического наследия при проведении землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах его зон охраны, является проведение археологического надзора за ходом работ.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Таких доказательств истицей не представлено.

Её обращение и ответ направленный ей Управлением государственной Охраны объектов -натурного наследия Краснодарского края, о соблюдении положений ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не является надлежащим согласованием и разрешением для выдаче истице разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, а оспариваемое истицей уведомление, является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать как необоснованным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья : Рябцева А.И.

.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать как необоснованным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение 1 месяца через Туапсинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья : Рябцева А.И.