Дело № 2а-1146/2022
УИД 51RS0001-01-2022-001043-06
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при помощнике судьи Величко Е.М.
с участием представителя заинтересованного лица ИФНС России по г. Мурманску ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Частному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт бизнес-образования» о ликвидации юридического лица,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Частному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт бизнес-образования» (далее – ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования», Учреждение) о ликвидации юридического лица, указав в обоснование административных исковых требований, что Учреждение зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области 27.12.2002.
Уполномоченному лицу ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» была вручена памятка о необходимости представления и размещения ежегодной отчетности в установленный законодательством срок. Нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» не представлена ежегодная отчетность за 2019-2020 годы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Учреждения проводилась документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлены факты нецелевого расходования денежных средств. Отчетность за 2018 год представлена Учреждением с нарушениям установленного законодательством срока, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением мирового судьи от 17.06.2019 Учреждение привлечено к административной ответственности в виде предупреждения. О необходимости предоставления отчетности за 2019 год 26.08.2020 Учреждению было вынесено предупреждение о предоставлении такой отчетности в срок не позднее 28.10.2020. За непредставление отчетности 29.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением мирового судьи от 01.12.2020 Учреждение привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, который не уплачен.
В адрес Учреждения вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с указанием допущенных нарушений и сроком их устранения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Учреждению предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», или отчеты по формам ОН0001 и ОН0002 за 2019 год, информацию о размещении в сети Интернет или средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган за 2019 год, со ссылкой на электронный ресурс или средства массовой информации.
Корреспонденция, направленная в адрес Учреждения и руководителя Учреждения, возвращена за истечением срока хранения.
За неисполнение предупреждения ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, который не уплачен. В адрес Учреждения вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с указанием допущенных нарушений и сроком их устранения от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждению предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить заявление, подтверждающее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», или отчеты по формам ОН0001 и ОН00ДД.ММ.ГГГГ, 2020 годы, информацию о размещении в сети Интернет или средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган за 2019, 2020 годы, со ссылкой на электронный ресурс или средства массовой информации.
Корреспонденция, направленная в адрес Учреждения, возвращена за истечением срока хранения. Корреспонденция руководителем Учреждения была получена. Отчетность за 2019, 2020 годы и истребованная информация до настоящего времени не представлена. Корреспонденция, направляемая в адрес Учреждения по юридическому адресу (<...>), возвращается с отметкой почты «адресат выбыл», однако до настоящего времени сведений об изменении адреса (места нахождения) от Учреждения в Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области не поступало.
Со ссылкой на пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, пункт 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункт 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации просит суд ликвидировать ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» и исключить сведения о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по г. Мурманску.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, ФИО4, участники (учредители) юридического лица Негосударственное образовательное учреждение «Мурманский центр гуманитарного образования», и ФИО5
Представитель административного истца Управления Минюста России по Мурманской области о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заказной судебной повесткой, которая возвращена с отметкой почты «истек срок хранения», возражения на административное исковое заявление не представил.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, возражения на административное исковое заявление не представил.
Заинтересованное лицо ФИО5, представитель заинтересованного лица Негосударственное образовательное учреждение «Мурманский центр гуманитарного образования» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заказной судебной повесткой, которая возвращена с отметкой почты «истек срок хранения», возражения на административное исковое заявление не представили.
Административный ответчик и заинтересованные лица также извещены о времени и месте судебного заседания путем размещения сведений на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Мурманска в сети Интернет и на официальном Интернет – ресурсе Управления Минюста России по Мурманской области.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Мурманску полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению, представил возражения, согласно которым в ходе проведения контрольных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Инспекции в соответствии с правами, предоставленными пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоговых органах Российской Федерации», статьей 92 Налогового кодекса РФ произведено обследование объекта недвижимости по <адрес> в ходе которого установлено, что вход в здание занесен снегом, вывески с наименованием ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» на фасаде здания не обнаружено. В соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе места нахождения ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования», аналогичные записи вносились неоднократно в 2019-2021 годах.
На основании поступивших заявлений от возражений заинтересованных лиц относительно предстоящего исключения из ЕГРЮЛ ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» Инспекцией принимались решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о прекращении процедуры исключения из ЕГРЮЛ ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования». Просил удовлетворить административные исковые требования.
В соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии с пп. 65 п. 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закон о некоммерческих организациях некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Закон о некоммерческих организациях некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», действовавшим до 01.03.2022, утверждены формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества ОН0001 и ОН0002, при отсутствии которых некоммерческая организация должна представить сообщение о продолжении деятельности.
Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 (ред. от 26.05.2020) утвержден Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, в соответствии с пунктами 2, 3 которого некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в документах, содержащих отчет деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документах о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам, утверждаемым Минюстом России согласно статье 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Интернет сообщения о продолжении своей деятельности.
Отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2019 год установлен до 01 июля 2020 года.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 срок представления отчетности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, за 2020 год установлен до 15 июля 2021 года.
Как установлено в судебном заседании, Управлением Минюста России по Мурманской области 27.12.2002 зарегистрировано ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» (ОГРН <***>, юридический адрес: <...>).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ с момента регистрации и до настоящего времени изменения в сведения о юридическом адресе административным ответчиком не вносились.
В соответствии с пунктом 1.9 Устава ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования», утвержденного решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ№, Институт является социально ориентированной некоммерческой организацией.
В ходе проведения контрольных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ИФНС России по г. Мурманску в соответствии с правами, предоставленными пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоговых органах Российской Федерации», статьей 92 Налогового кодекса РФ произведено обследование объекта недвижимости по <адрес>, в ходе которого установлено, что вход в здание занесен снегом, вывески с наименованием ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» на фасаде здания не обнаружено. В соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ ИФНС России по г. Мурманску в 2019-2021 годах внесены записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе места нахождения ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования».
На основании поступивших заявлений от возражений заинтересованных лиц относительно предстоящего исключения из ЕГРЮЛ ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» ИФНС России по г. Мурманску приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о прекращении процедуры исключения из ЕГРЮЛ ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Мурманской области в отношении Учреждения проводилась документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлены факты нецелевого расходования денежных средств, оформленные актом (л.д. 45-52).
Управлением Минюста России по <адрес> представителю ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» ДД.ММ.ГГГГ вручена памятка (л.д. 43-44).
Отчетность за 2018 год представлена Учреждением с нарушениям установленного законодательством срока, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 113-117).
Постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Мурманска, временно и.о. мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Мурманска, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д. 121-124).
О необходимости предоставления отчетности за 2019 год ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ повторно Учреждению было вынесено предупреждение о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», или отчетов по формам ОН0001 и ОН0002 за 2019 год, информации о размещении в сети Интернет или средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган за 2019 год, со ссылкой на электронный ресурс или средства массовой информации (л.д. 132-135, 139-142).
За непредставление Учреждением отчетности ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 148-155).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 01.12.2020 Учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, который не уплачен (л.д. 157-162).
О необходимости предоставления отчетности за 2019, 2020 годы ДД.ММ.ГГГГ Учреждению было вынесено предупреждение о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», или отчетов по формам ОН0001 и ОН0002 за 2019 год, информации о размещении в сети Интернет или средствах массовой информации отчета (сообщения) о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган за 2019, 2020 годы, со ссылкой на электронный ресурс или средства массовой информации (л.д. 163-167).
Предупреждение получено руководителем ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, однако не исполнено (л.д. 168-169).
Корреспонденция, направляемая в адрес Учреждения по юридическому адресу (<...>), возвращается в Управление Минюста России по Мурманской области с отметкой почты «адресат выбыл», однако до настоящего времени сведений об изменении адреса (места нахождения) от Учреждения в Управление Минюста России по Мурманской области не поступало.
Пунктом 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Согласно пункту 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
При рассмотрении дела о ликвидации некоммерческой организации суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая некоммерческую организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого некоммерческая организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 28.06.2012 № 1246-О суды, также связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
Изложенное следует из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности из постановления от 6 декабря 2011 года N 26-П и определения от 10 ноября 2002 года N 270-О. Иное умаляло бы право на судебную защиту, признаваемое статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и противоречило бы требованию реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (постановления Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 N 7-П, от 03.11.1998 N 25-П, определения от 24.01.2008 N 33-О-О, от 08.02.2011 N 130-О-О, от 07.06.2011 N 767-О-О, от 08.12.2011 N 1629-О-О и др.).
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено, что ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» неоднократно допускало нарушения требований статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, в связи с чем было привлечено к административной ответственности по статье 19.7 и части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представив отчетность за 2018 год, ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» не представило отчетность по формам ОН0001 и ОН0002 за 2019 и 2020 годы или сообщение о продолжении деятельности.
Не получая корреспонденцию и фактически отсутствуя по юридическому адресу, ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» на протяжении длительного периода времени с 2019 по 2021 год не представило сведения в Управление Минюста России по Мурманской области об изменении юридического адреса, актуального для связи с государственными органами.
Законный представитель юридического лица ФИО4, получив предупреждение ДД.ММ.ГГГГ, мер к устранению нарушений в деятельности ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» не предпринял.
Учитывая объем и характер нарушений, которые признаются судом неоднократными и существенными, их продолжительность, отсутствие сведений о продолжении деятельности юридического лица, имеются достаточные основания для ликвидации ЧОУВО «Международный институт бизнес-образования» и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Удовлетворение административных исковых требований будет соответствовать балансу прав и законных интересов юридического лица и государственного органа и мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, имеющей целью поддержание в ЕРГЮЛ актуальных и достоверных сведений о действующих юридических лицах.
Административное исковое требование об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ также подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица и исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ являются самостоятельными способами прекращения юридического лица (подпункт «и» пункта 1 статьи 5, подпункт «д» пункта 7 статьи 7.1 данного Закона).
По окончании завершения процедуры ликвидации юридическое лицо считается прекратившим деятельность, о чем регистрирующим органом вносятся сведения в ЕГРЮЛ.
Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в пункте 12 которого предусмотрено, что в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.
Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, статьей 50, абзацем 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Частному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт бизнес-образования» о ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Ликвидировать Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт бизнес-образования» (ОГРН <***>, дата регистрации 01.07.2002).
Исключить сведения о Частном образовательном учреждении высшего образования «Международный институт бизнес-образования» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный институт бизнес-образования» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева