Дело №2а-1147/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ленинский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего Копаева А.А., при секретаре Огородникове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Багеровского сельского поселения Республики Крым, о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании совершить определенные действия,- УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Багеровского сельского поселения Республики Крым, о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании решения Багеровского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ ей был выделен для строительства жилого дома по <адрес>, земельный участок, площадью 0.7 га. На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и Багеровским поселковым советом Ленинского района был заключен договор о предоставлении в бессрочное пользование вышеуказанного земельного участка, который был удостоверен нотариально. ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда Республики Крым по делу № за ФИО1 признано право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Для регистрации вышеуказанного договора в соответствии с законодательством РФ ФИО1 сдала его в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, однако регистрация была сначала приостановлена, а затем отказано в регистрации. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем, с учетом поступивших от административного истца уточнений, просит суд: - признать отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; - обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, площадью 0.7 га, для строительства жилого дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ определением Ленинского районного суда Республики Крым к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор ФИО2. Административный истец ФИО1 и ее представитель в судебное заседание не явились о дне, месте и времени рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. От представителя административного истца в суд поступило заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а также его доверителя. Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. От него в суд поступило возражение с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просит отказать /л.д.53-55/. Административный ответчик Государственный регистратор Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, о чем в материалах дела есть соответствующая расписка /л.д.99/. Представитель административного ответчика администрации Багеровского сельского поселения Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. От него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие /л.д.110/. В соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Изучив материалы дела, исследовав предоставленные доказательства и оценивая их с позиции полноты, достоверности и объективности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, на основании следующего. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Как следует из ч.8 ст.226 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документы для регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> /л.д.43/. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено о том, что государственная регистрация вышеуказанного договора приостанавливается на основании п.9 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. При этом срок приостановки государственным регистратором установлен до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.37-38/. ДД.ММ.ГГГГ Государственный регистратор Ленинского районного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на основании п.10 ч.1 ст.26, ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принимает решение об отказе в государственной регистрации вышеуказанного договора, в связи с тем, что согласно представленного ответа на межведомственный запрос сведениями об актуальности представленного ФИО1 договора администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не располагает, поскольку данный договор был зарегистрирован нотариусом Ленинской конторы ФИО3. В соответствии с п.10 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам. Как следует из ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Согласно пункта 71 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 № 278 (далее административный регламент) - уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов. Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В нарушение данного пункта административного регламента оспариваемый отказ принят административным ответчиком в форме сообщения, а не уведомления. Кроме того, в оспариваемом отказе указано лишь на то, что администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не располагает сведениями об актуальности договора представленного ФИО1 в Госкомрегистр, по причине его удостоверения нотариусом, без указания дополнительных разъяснений, относительно действий, которые должен был совершить административный истец в целях устранения причин отказа в совершении регистрационных действий. Кроме того, в материалах регистрационного дела есть копия запроса государственного регистратора в Нотариальный архив города Симферополя о предоставлении информации относительно регистрации договора предоставленного ФИО1 на регистрацию /л.д.34/. Ответа на данный запрос в материалах регистрационного дела нет. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что государственный регистратор ДД.ММ.ГГГГ принимал решение об отказе в проведении государственной регистрации в отсутствии ответа на его межведомственный запрос. Как следует из сведений, указанных на официальном сайте Нотариальной палаты Республики Крым вышеуказанного нотариального архива города Симферополь по данному адресу не существует. Запрашиваемые государственным регистратором сведения предоставляются нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО4, что подтверждается ответом на запрос суда от 28.06.2018 /л.д.106-109/. Согласно п.205 административного регламента межведомственный запрос направляется федеральным государственным гражданским служащим Управления, территориального отдела Управления и (или) сотрудником филиала федерального государственного бюджетного учреждения (его структурного подразделения), ответственным за выполнение указанной административной процедуры, в срок не позднее дня, следующего за днем поступления заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документов. Из представленной копии межведомственного запроса в Нотариальный архив города Симферополя /л.д.34/ невозможно определить дату его отправления. В соответствии с п.206 административного регламента в течение одного рабочего дня с момента поступления ответа на межведомственный запрос такой ответ направляется федеральному государственному гражданскому служащему Управления, территориального отдела Управления, сотруднику филиала федерального государственного бюджетного учреждения (его структурного подразделения), ответственному за подготовку документов, который приобщает их к запросу, который, в свою очередь, приобщается к реестровому делу. Как следует из п.212 административного регламента в случае не поступления ответа на межведомственный запрос в установленный срок, уполномоченным должностным лицом Управления, территориального отдела Управления, филиала федерального государственного бюджетного учреждения (его структурного подразделения) принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе направляется информация о неисполнении обязанности по направлению документов (содержащихся в них сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления в органы прокуратуры. Материалы регистрационного дела /л.д.31-48/ не содержат сведений подтверждающих совершение вышеперечисленных действий государственным регистратором при не поступлении ответа на его межведомственный запрос. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не надлежащим образом и не в полном объеме проведена правовая экспертиза представленных административным истцом на регистрацию документов. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что данное решение было принято с нарушениями административного регламента. В то же время, разрешая заявленные административным истцом требования об обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, площадью 0.7 га, для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему. Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10). По смыслу приведенных норм Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие. Приведенная, правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда РФ, в том числе в постановлении от 18.01.1996 года №2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Конституционный Суд РФ указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Кроме того, разрешая вышеуказанные требования административного истца, суд также учитывает, что вопрос о выяснении иных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать проведению государственной регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, не относится к компетенции суда в рамках административного судопроизводства, в связи с чем суд не может подменять собой органы исполнительной власти, правомочные принимать решение по данному вопросу. Таким образом, суд не может удовлетворить заявленные исковые требования в части обязания Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, площадью 0.7 га, для строительства жилого дома по адресу: <адрес>. В просительной части поданного в суд административного искового заявления содержится просьба ФИО1 о восстановлении ей срока для подачи административного иска в суд. Заявленное требование административный истец мотивирует тем, что ранее она подавала в Ленинский районный суд Республики Крым заявление в порядке искового производства, которое было принято судом к производству и возбуждено гражданское дело. При рассмотрении данного гражданского дела суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения поданного ФИО1 иска в порядке, предусмотренном КАС РФ, в связи с чем, производство по гражданскому делу было прекращено. В подтверждение вышеуказанного довода ФИО1 представила суду копию поданного ею в Ленинский районный суд Республики Крым искового заявления /л.д.98/. Суд принимает вышеуказанный довод административного истца, относительно уважительности пропуска ею трехмесячного срока на оспаривание отказа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, считает необходимым восстановить ФИО1 срок для подачи административного иска в суд. Требований относительно возмещения судебных расходов административным истцом и ее представителем при подаче административного искового заявления заявлено не было. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Восстановить ФИО1 срок для подачи административного искового заявления к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании отказа в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и обязании совершить определенные действия. Административные исковые требования ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО2, о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании совершить определенные действия, удовлетворить частично. Признать отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в строгом соответствии с нормами Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.А. Копаев |