Дело № 2а-1147/2020
55RS0006-01-2020-001195-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Советского районного суда города Омска Писарев А.В., рассмотревв порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому АО г. Омска обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в обоснование требований указав, чтоФИО1, ....№ состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому АО г. Омска.
ИФНС России по Советскому АО г. Омска налогоплательщику ФИО1 направлено требование от 14.02.2019 № № об уплате задолженности по налогам и пени. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.
На основании заявления ИФНС России по Советскому АО г. Омска исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районев г. Омске мировым судьей судебного участка № 82 в Советском судебном районев г. Омске вынесен судебный приказ № 2а-2739-83/2019 от 31.07.2019 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пене. Определением мирового судьи судебного участка № 83/82 в Советском судебном районе в г. Омске от 20.09.2019 указанный судебный приказ отменен.
Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с ФИО1 задолженности по: налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 371961 рублей, пене в размере 576,54 рублей (л.д. 3).
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о принятии административного искового заявления и подготовке дела к рассмотрению с указанием на возможность разрешения спора в порядке упрощенного (письменного) производства. Указанное определение получено ФИО1 20.04.2020 (л.д. 41), возражений относительно рассмотрения административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства суду не представлено.
Судом административному ответчику по адресу его регистрации было направлено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства с установлением сроков для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений. Указанное определение получено ФИО1 06.05.2020 (л.д. 39). В суд от административного ответчика поступили возражения относительно заявленных административных исковых требований, пояснения и копия письма УФНС России по Омской области от 15.03.2018, а также заявление с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства (л.д. 25, 28, 31, 32-33, 42).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 3)и ФИО1 не возражает против применения такого порядка (л.д. 28, 42), суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенныев соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявлениео взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у ФИО1 по состоянию на дату составления административного искового заявления задолженности по налогам и пене.
Из материалов дела следует, что в требовании № № от 14.02.2019 года установлен срок для уплаты налога – до 02.04.2019 года (л.д. 5).
Таким образом, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срок следует исчислятьс даты 02.04.2019, поскольку общая сумма налога превышает 3 000 рублей.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске 26.07.2019(дело № 2а-2739-83/2019 л.д. 1), т.е. в пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
Судебный приказ № 2а-2739-83/2019 от 31.07.2019 определением мирового судьи судебного участка № 83/82 в Советском судебном районе в г. Омске отменен 20.09.2019 (дело № 2а-2739-83/2019 л.д. 23), следовательно, налоговый орган был обязан обратиться в суд с заявлением не позднее 20.03.2020.
Исковое заявление налоговым органом было направлено почтой 20.03.2020, которое поступило в Советский районный суд г. Омска 23.03.2020, что согласуется с почтовым штемпелем и штампом входящей корреспонденции суда (л.д. 3, 22), т.е. в пределах срока для обращения с заявлением в суд, установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Из положений п. 1 ст. 207 НК РФ следует, что плательщиками налогов на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников,в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе, доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Статьей 228 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 3) физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, – исходя из сумм таких доходов; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, – исходя из сумм таких доходов; 5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей, а также физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, не относящихся к азартным играм в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей; 6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; 7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 228 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 НК РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из справки о доходах физического лица за 2016 год № 16 от 09.07.2018, предоставленной ООО Магазин «Автомобили», ФИО1 в июле 2016 года был получен доход в сумме 2861235 рублей, при этом указан код дохода № 1542 (л.д. 11). Указанный код, в соответствии с Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2015 № №) определяет вид дохода ФИО1 как доходы в виде действительной стоимости доли в уставном капитале организации, выплачиваемые при выходе участника из организации.
Таким образом, названный вид дохода, полученный ФИО1 в 2016 году в сумме 2861235 рублей, подлежал обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы дохода.
Вместе с тем, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 228 НК РФ не производят исчисление и уплату налога физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, в случае, когда сведения об этих доходах представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
С учетом изложенного, ФИО1 не была обязана подавать налоговую декларацию по доходам, полученным в 2016 году.
Согласно пунктам 6, 7 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ,за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
При этом пунктом 72 ст. 217 НК РФ к числу доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), отнесены доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.
Исключением из указанного предписания НК РФ являются следующие доходы, подлежащие налогообложению (не освобождаемые от налогообложения): в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидендов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ; в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 НК РФ, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Поскольку ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска не представлено доказательств того, что полученный ФИО1 в 2016 году доход в сумме 2861235 рублей относится к числу исключений (доходы подлежащие налогообложению), предусмотренных п. 72 ст. 217 НК РФ, указанный доход не подлежит налогообложению в силу прямого указания НК РФ.
С учетом изложенного, требования ИФНС России по Советскому АО г. Омска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к ФИО1 взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Писарев